Механика кино

Психоаналитики знают, почему мы получаем удовольствие от кино. Какую пользу можно из этого извлечь?


Благодаря Голливуду, посещение кино уже давно не кажется нам интеллектуальным времяпрепровождением. Умственные затраты зрителя сводятся к узнаванию звезды в очередном гриме. Большего и не надо. Все остальное сделают ребята из команды режиссера, которые занимаются спецэффектами и компьютерной графикой. Но как бы ни были правдоподобны полеты Бэтмена, все же самые потрясающие спецэффекты случаются в области интеллекта. Чтобы появилась возможность для их воспроизведения, разум, подобно хорошему кинозалу, нуждается в оборудовании своей «аппаратурой». К сожалению, традиционная кинокритика мало чем может «оснастить» зрителя – обычно она слишком занята собой и внутрикультурными процессами. Однако с 1960-х кинематографом серьезно заинтересовался психоанализ. Кроме прочего, к числу достижений психоаналитической кинокритики следует отнести внятное объяснение процессов, происходящих с человеком в кинотеатре. Эта информация может оказаться весьма полезной любому кинолюбителю – если вы хорошо осведомлены о том, что с вами происходит, то можете влиять на качество процесса.


Когда в 1960 г. на экраны США вышел знаменитый триллер «Psycho», его режиссер Альфред Хичкок требовал от владельцев кинотеатров никого не впускать после того, как погаснет свет и начнется сеанс. Он отлично понимал: ничто не должно отвлекать публику от погружения в атмосферу фильма. Человек, который готовится ко сну, тоже выключает свет и закрывает двери.


Аналогия между сном и киносеансом – ключевой момент в психоаналитическом понимании кино. Кино и сон – очень похожие друг на друга процессы.


Психоаналитики считают, что границу между бессознательным и сознательным охраняет цензура. Ее цель – не пускать в реальную жизнь запрещенные обществом мысли и желания. Во сне цензура ослабляет свой контроль, бессознательное обманывает дремлющего стража. Так появляются сновидения, от которых мы испытываем удовлетворение и легкое чувство вины.


«В кинотеатре мы подключаемся к агрессивным, эротическим и другим событиям, которые разворачиваются на экране, – рассказывает ректор киевского Международного института глубинной психологии (МИГП), психоаналитик Светлана Уварова. – Вместе с героем фильма человек разряжает энергию своих неудовлетворенных желаний и снижает накопленное напряжение. Подобно сну, кино – это возможность осуществления желаний непрямым, символическим путем».


Исполнение желаний в кино происходит благодаря механизму, который психоаналитики называют идентификацией. Еще в 1970-х было обнаружено, что кинозритель отождествляет себя с камерой и взглядом героя. Идентифицируясь со взглядом персонажа, мужчина-зритель получает доступ к обладанию героиней – так считала известный теоретик феминизма Лаура Малви.


Идентификация происходит бессознательно, для нее достаточно незначительной детали: имени, голоса, жеста. Часто вы можете этого не замечать, но она происходит. «Если бы этого не было, люди не плакали бы и не смеялись в кинотеатрах», – говорит Светлана Уварова. В психоаналитическом институте, который она возглавляет, оборудован кинозал на 400 мест. Ежемесячно здесь проходят показы и обсуждения фильмов в рамках открытого исследовательского проекта «Психоанализ и кино». «На экране показывают один и тот же фильм, но каждый из нас смотрит свое кино, – говорит Виктория Данелян, куратор данного проекта. – При этом артхауз обычно затрагивает более глубинные, сложные, психологические процессы. Этим он отличается от массового кино».


Пожалуй, для тех, кто хочет получить гарантированное удовольствие от похода в кинотеатр, артхаузный фильм представляет серьезный риск, ведь нишевое кино рассчитано на нишевого зрителя. Однако в целом авторский кинематограф предлагает зрителю большее разнообразие ситуаций для идентификации. Нетривиальные переживания испокон веков способствовали самопознанию. Это вполне разумная причина для того, чтобы смотреть артхаузное кино чаще.

Залишити відповідь