Ж/д машиностроители РФ хотят запретить "конструктивно несовершенное" литье

Российские производители железнодорожной техники предлагают изъять из эксплуатации в РФ "конструктивно несовершенное" вагонное литье, изготовленное в 2007-2012 годах.

"Для повышения надежности деталей и исключения их изломов были приняты решения по исключению и поэтапному изъятию из эксплуатации боковых рам, изготовленных по чертежу "100.00.002-4" и замене их на рамы усиленной конструкции", – заявил старший вице-президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Валентин Гапанович корпоративному изданию Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) по итогам ряда мероприятий партнерства.

Совместно с испытательными ж/д центрами ОПЖТ исследовало надежность литых деталей и факторы, влияющие на ресурс этих компонентов в грузовых вагонах. В частности, на маршруте Алтайская-Находка были проведены опытные поездки на участках со сложным профилем пути (поворотами малого радиуса, затяжными и крутыми спусками и подъемами), а также с разными климатическими условиями (в осенний и зимний период с низкими температурами). Такие исследования проводились в СССР почти 50 лет назад, а в РФ – впервые.

"Результаты показали, что при проектировании грузовых вагонов и их элементов, в частности, боковых рам, учитываются не все силовые нагрузки, фактически действующие на них при эксплуатации грузовых вагонов. Так, боковые силы по существующим нормам рассматриваются как одна центробежная сила без указания точек приложения, и ее (предписанный – ИФ) показатель занижен в 2-5 раз. Такая же ситуация – с продольными силовыми нагрузками", – отметил В.Гапанович.

"Конструкция боковой рамы по чертежу "100.00.002-4", которая имеет наиболее массовый поток отказов, не удовлетворяет требованиям по назначенному сроку службы – 32 года. Расчеты показали, что при условии полного соблюдения всех требований ресурс таких боковых рам составляет не более 25 лет при годовом пробеге не более 60 тыс. км. При отступлениях в технологии изготовления, которые в последние годы носили массовый характер, расчетный ресурс может снизиться в несколько раз – до 2-6 лет", – отмечает издание. Анализ изломов показывает, что почти 99% из них происходят в зимний период в условиях низких температур, подчеркивает ОПЖТ.

"Речь идет о боковых рамах, производимых с 2001 по 2011 гг. По таким чертежам в этот период производили литье все действующие производители как российские и украинские, так и ряд китайских заводов", – пояснила "Интерфаксу" глава Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших собственников подвижного состава) Ольга Лукьянова. По оценкам НП ОЖдПС, сейчас в РФ эксплуатируется 1,1-1,4 млн таких боковых рам в вагонах. Нормативный срок их службы окончится только в 2030-х гг.

"Сейчас по таким чертежам боковые рамы производят только иностранные производители из Индии (Bhilai, INDIA) и из Чехии. Таким образом, их просто убирают с российского рынка", – считает О.Лукьянова. "Они, кстати, в основном поставляют литье для украинских производителей вагонов, то есть тем самым в очередной раз "расправляются" с конкурентами российских вагоностроителей", – отмечает она. При этом глава партнерства заметила, что именно у рам, изготовленных по чертежу "100.00.002-4", наиболее часты изломы.

Как сообщалось ранее, в последние годы число изломов литья выросло. По данным ОПЖТ, за 4 месяца 2013 г. произошло 30 изломов боковых рам. В "зоне повышенного риска" в первую очередь находится литье, произведенное в 2007-2008 гг., отметил В.Гапанович. "Проблема с (их – ИФ) качеством связана с возникшим в эти годы дефицитом, и производители нарушали требования технологических процессов. Эта же проблема возникла и сейчас. Изломы боковых рам производства 2010-2012 гг. связаны, прежде всего, с нарушением технологии их изготовления. Нарушения начинаются с приготовления формовочной смеси и шихты для плавильных печей", – отметил он.

Всего в 2006-2013 гг. произошло 135 изломов боковых рам. В большинстве случаев это происходило в продукции Кременчугского сталелитейного завода (Украина), ОАО "Алтайвагон" и ОАО "Уралвагонзавод" (УВЗ). "Без брака не работает ни один завод. Нарушения технологической дисциплины, халатное отношение к своим должностным обязанностям со стороны производителя, несовершенство производственного оборудования – основные его причины", – заметил топ-менеджер.

Чтобы установить число эксплуатируемых боковых рам, изготовленных по чертежу "100.00.002-4", и их аналогов предлагается провести перепись этих деталей в СНГ. Изымать же из эксплуатации, по мнению машиностроителей, следует в первую очередь литье, эксплуатирующееся в грузовых вагонах, перевозящих опасные грузы – боковые рамы ПАО "АзовЭлектроСталь" 2008-2012 гг., ОАО "Алтайвагон" 2010-2011 гг., ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" 2010-2012 гг., ЗАО "Промтактор-промлит" 2008-2010 гг., ОАО "Уралвагонзавод" 2007-2008 гг.

Кроме того, разработчики тележек грузовых вагонов должны изменить конструкцию рам и до 1 июня внести в документацию параметры ресурса литых деталей в пересчете на календарный срок эксплуатации. В то же время, нужно проконтролировать соответствие загрузки вагона его грузоподъемности, ужесточить параметры содержания литья при эксплуатации подвижного состава, а также продолжить совершенствование технологии литейного производства и ужесточить требования к дефектам, считают машиностроители. При изготовлении же и ремонте тележек должны применяться комплектующие, не снижающие срок их эксплуатации. Также ОПЖТ предлагает скорректировать ресурс боковых рам тележек, оптимизировать конструкцию в тележках "типа 2 по ГОСТ 9246", а также решить ряд других вопросов.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь