"Метинвест" в 2012г увеличил долю себестоимости продукции в консолидированной выручке с 69% до 80%

Киев. 21 мая. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Metinvest B.V. (Нидерланды), материнская компания международной вертикально интегрированной горно-металлургической группы "Метинвест", увеличила долю себестоимости реализованной продукции в консолидированной выручке с 69% в 2011 году до 80% в 2012 году.

Согласно обнародованным во вторник аудированным консолидированным результатам финансовой деятельности компании за 2012 год, в прошлом году себестоимость реализованной продукции составила $10,078 млрд, что на 3% больше, чем в 2011 году.

Увеличение себестоимости реализованной продукции, по данным компании, главным образом, обусловлено ростом объемов перепродаж продукции "Запорожсталь" на $607 млн в себестоимости. При этом увеличение себестоимости было существенно ограничено сокращением объемов сырья и энергоносителей на общую сумму $614 млн на фоне уменьшения производства стали.

В целом в 2012 году объем консолидированной выручки группы составил $12,565 млрд, что на 11% меньше, чем в 2011 году. Снижение консолидированной выручки стало результатом падения внешней выручки металлургического дивизиона и горнодобывающего дивизиона на 12% и 10% соответственно. На металлургический дивизион пришлось 74% внешних продаж (соответствует уровню 2011 года), на горнодобывающий – 26%.

Выручка от реализации полуфабрикатов снизилась на 33% – до $1,148 млрд, в основном в результате снижения объемов реализации слябов на 1,154 млн тонн.

В прошлом году выручка от реализации слябов снизилась до $689 млн, что на 55% меньше показателя предыдущего года, из которых 49 процентных пунктов (п.п.) связаны с уменьшением объемов продаж, а 6 п.п. – со снижением средней цены. Снижение объемов было связано с нерентабельными продажами, обусловленными неблагоприятной рыночной конъюнктурой и низкой покупательской способностью в ключевых регионах потребления слябов (Европа и Юго-Восточная Азия). Как таковой избыток предложения слябов, обусловленный в основном большими объемами поставок от российских производителей (и в результате более высокой конкуренцией), наряду с продолжающимся спадом цен на плоский продукт стали причиной снижения цен на слябы в среднем на $100 за тонну в период с января по декабрь.

В то же время реализация квадратной заготовки выросла на 57% по сравнению с аналогичным предыдущим периодом – до $480 млн, главным образом благодаря росту продаж на 344 тыс. тонн. Состояние рынка квадратной заготовки определялось тенденциями на рынках сырья и длинного проката. В целом ситуация на рынке квадратной заготовки была более благоприятной по сравнению с ситуацией на рынке слябов. Несмотря на снижение покупательской активности на рынке товарной заготовки с апреля 2012 года ввиду ослабления спроса и удешевления лома, в августе и ноябре имели место кратковременные периоды роста спроса, обусловленные относительно благоприятной ситуацией на Ближнем Востоке (основном регионе потребления заготовки) и позитивным трендом на рынке лома. В результате таких противоположных тенденций цены на заготовку были в среднем на $803 за тонну выше цен на слябы в 2012 году.

Продажи готовой продукции снизились на 16% по сравнению с предыдущим периодом и составили в 2012 году $6,560 млрд, в основном в результате уменьшения объемов реализации и снижения средних цен на плоскую и трубную продукцию.

В 2012 году выручка от продаж плоского продукта снизилась на 19% ($935 млн), из которых 8 п.п. обусловлены более низкими объемами реализации, а 11 п.п. – снижением средней цены. Продажи плоского проката осуществлялись в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и стабильно низкой потребительской активности. Рынок находился под влиянием жесткой конкуренции между поставщиками из России и Украины ввиду снижения спроса со стороны Европейского Союза (импорт плоского проката в 2012 году в ЕС упал на 31%, при этом экспорт из региона вырос на 15%), ужесточения санкций против Ирана, ухудшения политической ситуации в регионах Ближнего Востока и Северной Африки и агрессивной экспортной активности азиатских поставщиков (Китая, Японии и Кореи). В результате перечисленных факторов рыночные цены снизились до уровня, не позволяющего обеспечивать положительную рентабельность продаж.

В 2012 году выручка от продаж трубной продукции снизилась на 37%, из которых 29 п.п. были связаны с более низкими объемами реализации, а 8 п.п. – со снижением средней цены. Объем продаж трубной продукции уменьшился на 188 тыс. тонн вследствие завершения проекта Бейнеу-Шымкент (Казахстан) и переноса сроков очередного этапа проекта Восток-Запад (Туркменистан), а также низкого спроса на трубы большого диаметра на рынке России. Усиление конкуренции со стороны российских производителей и других мировых игроков на рынке труб большого диаметра стало причиной снижения цен реализации на всех рынках сбыта, что привело к уменьшению выручки группы от реализации трубной продукции на $311 млн в 2012 году по сравнению с предыдущим годом.

Выручка от реализации длинного проката в 2012 году снизилась на 7% ($132 млн), в основном в результате снижения средней цены на длинный продукт на 6%, что было обусловлено глобальным ухудшением рыночной конъюнктуры на фоне стагнации в строительном секторе. В частности, продажи длинного проката снижались более низкими темпами по сравнению с плоским прокатом благодаря стабильному спросу на ключевых стратегических рынках: Украина, Россия, Ближний Восток и Северная Африка.

Выручка от реализации рельсовой продукции выросла на 50% ($115 млн) в 2012 году на фоне роста цены и объемов реализации (на 64 тыс. тонн). Основной причиной такого роста стало увеличение числа заказов из стран СНГ на рельсовую продукцию.

В 2012 году объем продаж железорудной продукции вырос на 5% (1,345 млн тонн) – до 25,895 млн тонн. Такой рост был обусловлен, в основном, перераспределением объемов продаж железорудной продукции в адрес третьих лиц на 1,591 млн тонн, (в т.ч. окатыши 881 тыс. тонн, концентрат 710 тыс. тонн), в связи со снижением внутригруппового потребления. Несмотря на рост объемов продаж, цена на железорудный концентрат оставалась нестабильной и относительно низкой, особенно в конце третьего и на протяжении четвертого квартала. Резкое снижение цен на концентрат в начале сентября до $89 за тонну, наряду с падением средней цены во второй половине 2012 года по сравнению с первой половиной 2012 года, было основной причиной снижения продаж железорудной продукции в группе на $319 млн (-11%).

В 2012 году продажи концентрата коксующегося угля снизились на 8% ($36 млн) до $436 млн. На выручку в данном сегменте оказало негативное влияние снижение объемов реализации концентрата в размере 302 тыс. тонн (-12%) в результате слабого спроса на рынке США.

Продажи концентрата энергетического угля снизились на 974 тыс. тонн (-70%) в 2012 году. Это произошло в результате низкого спроса на энергетический уголь на рынке США, что обусловило снижение добычи на шахтах United Coal Company.

"Метинвест" является вертикально интегрированной горнодобывающей группой компаний, управляющей активами в каждом звене производственной цепочки от добычи ЖРС и угля и производства кокса до выпуска полуфабрикатов и конечной продукции из стали, трубопроката и рулонов, а также производства другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Группа состоит из добывающих и металлургических предприятий, находящихся в Украине, Европе и США и имеет сеть продаж с охватом всех ключевых мировых рынков.

Основными акционерами "Метинвеста" являются группа СКМ (71,25%) и "Смарт-холдинг" (23,75%), совместно управляющие компанией.

ООО "Метинвест Холдинг" – управляющая компания группы "Метинвест".

Продажи по продуктам

 

US$ млн.

‘000 тонн

Металлургический дивизион

2012 г.

2011 г.

Изменение

2012 г.

2011 г.

Изменение

Полуфабрикаты

1 418

2,114

-33%

2 622

3 370

-22%

Чугун

249

262

-5%

584

522

12%

Слябы

689

1 546

-55%

1 211

2 365

-49%

Квадратная заготовка

480

306

57%

827

483

71%

Готовая продукция

6 560

7 823

-16%

8 941

9 611

-7%

Плоский продукт

3 976

4 911

-19%

5 744

6 254

-8%

Длинный прокат

1 721

1 853

-7%

2 433

2 469

-1%

Трубная продукция

520

831

-37%

458

646

-29%

Рельсовая продукция

343

228

50%

306

242

26%

Прочая металлопродукция и  услуги

953

361

164%

1 577

471

235%

Коксохимическая продукция

334

240

39%

625

454

38%

ИТОГО

9 265

10 538

-12%

13 765

13 906

-1%

 

Горнодобывающий дивизион

2012 г.

2011 г.

Изменение

2012 г.

2011 г.

Изменение

ЖРС

2 469

2 788

-11%

25 895

24 550

5%

Концентрат

1 413

1 743

-19%

13 276

12 566

6%

Окатыши

973

939

4%

7 056

6 175

14%

Прочая продукция и услуги

83

106

-22%

5 563

5 809

-4%

Уголь

831

863

-4%

4 549

5 040

-10%

Концентрат коксующегося угля

436

472

-8%

2 184

2 486

-12%

Концентрат энергетического угля

36

109

-67%

412

1 386

-70%

Прочая продукция и  услуги

359

282

27%

1 953

1,168

67%

ИТОГО

3 300

3 651

-10%

30 444

29 590

3%

US$ млн

Металлургический дивизион

2012

% от итога

2011

% от итога

Изменение

Полуфабрикаты

1 418

15 %

2,114

20%

-5 пп

Чугун

249

3%

262

2%

1 пп

Слябы

689

7%

1 546

15 %

-8 пп

Квадратная заготовка

480

5%

306

3%

2 пп

Готовая продукция

6 560

71%

7 823

74%

-3 пп

Плоский продукт

3 976

43%

4 911

47%

-4 пп

Длинный прокат

1 721

19%

1 853

18%

1 пп

Трубная продукция

520

6%

831

8%

-2 пп

Рельсовая продукция

343

4%

228

2%

2 пп

Прочая металлопр-я и услуги

953

10%

361

3%

7 пп

Коксохимическая продукция

334

4%

240

2%

2 пп

ИТОГО

9 265

100%

10 538

100%

 

Горнодобывающий дивизион

2012 г.

% от итога

2011 г.

% от итога

Изменение

ЖРС

2 469

75%

2 788

76%

-1 пп

Концентрат

1 413

43%

1 743

48%

-5 пп

Окатыши

973

29%

939

26%

3 пп

Прочая продукция и  услуги

83

3%

106

3%

0 пп

Уголь

831

25%

863

24%

1 пп

Концентрат коксующегося угля

436

13%

472

13%

0 пп

Концентрат энерг. угля

36

1%

109

3%

-2 пп

Прочая продукция и услуги

359

11%

282

8%

3 пп

ИТОГО

3 300

100%

3 651

100%

Продажи по регионам

 

US$ млн

‘000 тонн

Металлургический дивизион

2012 г.

2011 г.

Изменение

2012 г.

2011 г.

Изменение

Украина

2 384

2 176

10%

3 424

2 716

26%

Европа

2 410

3,601

-33%

3 674

4 854

-24%

Бл. Восток и  Сев. Африка

1 577

1,213

30%

2 625

1 851

42%

СНГ (кроме Украины)

1 875

1 930

-3%

2 325

2 154

8%

Юго-Восточная Азия

802

1 380

-42%

1 325

2 003

-34%

Сев. Америка

82

72

14%

166

106

57%

Прочие регионы

135

166

-19%

226

222

2%

ИТОГО

9 265

10,538

-12%

13,765

13 906

-1%

 

Горнодобывающий дивизион

2012 г.

2011 г.

Изменение

2012 г.

2011 г.

Изменение

Украина

1 753

1 949

-10%

18 653

17 520

6%

Европа

378

471

-20%

3 215

3 302

-3%

СНГ (кроме Украины)

4

5

-20%

341

451

-24%

Юго-Восточная Азия

852

832

2%

6 456

5 349

21%

Сев. Америка

273

354

-23%

1 587

2 766

-43%

Прочие регионы

40

40

0%

192

202

-5%

ИТОГО

3 300

3 651

-10%

30 444

29 590

3%

US$ млн 

Металлургический дивизион

2012

% от итога

2011

% от итога

Изменение

Украина

2 384

26%

2 176

21%

5 пп

Европа

2 410

26%

3,601

34%

-8 пп

Бл. Восток и  Сев. Африка

1 577

17%

1 213

12%

5 пп

СНГ (кроме Украины)

1 875

20%

1 930

18%

2 пп

Юго-Восточная Азия

802

9 %

1 380

13%

-4 пп

Сев. Америка

82

1%

72

1%

0 пп

Прочие регионы

135

1%

166

2%

-1 пп

ИТОГО

9 265

100%

10 538

100%

 

Горнодобывающий дивизион

2012 г.

% от итога

2011 г.

% от итога

Изменение

Украина

1 753

53%

1 949

53%

0 пп

Европа

378

11%

471

13%

-2 пп

СНГ (кроме Украины)

4

0%

5

0%

0  пп

Юго-Восточная Азия

852

26%

832

23%

3 пп

Сев. Америка

273

8%

354

10%

-2 пп

Прочие регионы

40

1%

40

1%

0 пп

ИТОГО

3 300

100%

3 651

100%

Данные: "Метинвест"

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь