Процесс манипулирования капиталом в холдинговой структуре посредством выплаты дивидендов является индивидуальным и требует использования различных юрисдикций.
Использование холдинга в качестве корпоративной структуры открывает перед компанией новые возможности оперирования финансовыми потоками и оптимизации налогообложения. Одним из эффективных способов перераспределения капитала внутри холдинга является выплата дивидендов ассоциированным членам холдинга.
Оптимизируем налогообложение
Сам по себе процесс выплаты дивидендов возникает в случае владения одной компанией корпоративными правами другой либо же участием одной компании в уставном капитале другой и получении такой компанией чистой прибыли. При этом компания, которой владеют (в которой участвуют), может регулярно выплачивать дивиденды такому владельцу (участнику). Подобные правоотношения регулируются с помощью следующей нормативной базы:
- национальным законодательством каждого из участников таких правоотношений;
- двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения между юрисдикциями резидентности участников таких правоотношений;
- нормативами ЕС в случае, когда одна или обе стороны (что значительно лучше) являются резидентами государств-членов ЕС. В частности, в данном случае речь идет о Директиве ЕС о материнских и дочерних компаниях (EC Parent-Subsidiary Directive).
По общему правилу (при отсутствии двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения) при выплате дивидендов возникает два вида налогообложения:
- налог на доход у источника (репатриационный налог). Он возникает на территории юрисдикции плательщика дивидендов;
- налог на прибыль, который возникает на территории юрисдикции получателя таких дивидендов.
Репатриационный налог выплачивается за счет получателя таких дивидендов в качестве процента от их объема.
Однако с помощью вышеперечисленных нормативов подобное налогообложение можно не только снизить, но и избежать его вовсе. Для этих целей в структуре холдинга используются юрисдикции с различной системой налогообложения.
К таким юрисдикциям можно отнести безналоговые юрисдикции (оффшоры), низконалоговые юрисдикции, а также европейские юрисдикции, подходящие как в качестве одного из звеньев холдинговой цепи, так и в качестве материнской компании холдинга. Безналоговые (Белиз, Панама, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Доминиканская Республика) и низконалоговые юрисдикции (Гибралтар, Гонконг) характеризуются территориальным принципом налогообложения, который исключает возникновения налога на прибыль на территории такой юрисдикции при соблюдении следующих условий:
- коммерческая деятельность осуществляется вне территории юрисдикции;
- коммерческая деятельность осуществляется с нерезидентами данной юрисдикции;
- прибыль как результат такой коммерческой деятельности получена не из национальных источников юрисдикции.
Что касается европейских юрисдикций (Австрия, Дания, Нидерланды, Кипр, Швейцария), то нормативная база некоторых из них создает благоприятный климат для управления финансовыми и инвестиционными потоками, а также оптимизации налогообложения с помощью взаимодействия с законодательством ассоциированных (связанных между собой корпоративной связью в большей или меньшей степени) компаний в структуре холдинга.
Избегаем двойного налогообложения
В случае если между юрисдикциями ассоциированных компаний заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, возникают следующие возможности облегчения налогового бремени:
- выплата исключительно репатриационного налога в юрисдикции плательщика дивидендов;
- выплата исключительно налога на прибыль в юрисдикции получателя дивидендов;
- выплата налогов в обеих юрисдикциях по совокупной пониженной ставке (такая ставка ниже, нежели суммарная ставка репатриационного налога и налога на прибыль).
Подобные соглашения можно активно использовать совместно с национальным законодательством одной из юрисдикций. Так, например, в случае владения компанией Кипра компании в Украине при выплате дивидендов из Украины на Кипр налогообложения можно избежать вовсе. Здесь репатриационный налог не будет взиматься в силу действия ст. 7 соглашения между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29.10.1982 г. На территории Кипра такие дивиденды налогом на прибыль облагаться не будут, но попадают под действие Закона Республики Кипр «О специальном сборе на оборону». Однако при соблюдении определенных условий выплаты такого сбора можно избежать. Таким образом, дивиденды от налогообложения освобождаются.
Кто на роль «матери»
Теперь рассмотрим юрисдикции, подходящие на роль «центральной» материнской компании холдинга. К ним относятся высокореспектабельные европейские юрисдикции, законодательство которых позволяет упростить и в значительной степени минимизировать налогообложение выплачиваемых такой компании дивидендов. Причем это касается как репатриационного налога, так и налога на прибыль на территории юрисдикции. Среди таких юрисдикций можно выделить Нидерланды, Данию, Австрию, Швейцарию. Характерной особенностью, выделяющей данные юрисдикции, является возможность избежания налога на прибыль, а в отдельных случаях и репатриационного налога в юрисдикции дочерней компании. Для этого в зависимости от резидентности материнской компании существуют следующие требования в национальном законодательстве:
- участие в уставном капитале дочерней компании в процентном соотношении либо посредством установленной минимальной суммы взноса в уставной капитал;
- минимальный срок владения корпоративными правами (участия в уставном капитале);
- разница в ставках налога на прибыль в юрисдикции дочерней компании с юрисдикцией материнской компании;
- соответствие дочерней компании требованиям, выдвинутым Директивой ЕС.
Дивиденды в Европу
Система выплаты дивидендов в рамках холдинговых структур сегодня активно используется крупными компаниями с целью перечисления финансов из Украины в Европу. Можно привести несколько примеров бизнес-процессов по созданию необходимых условий для безболезненного с точки зрения налогообложения вывода дивидендов в Европу. В качестве материнских возьмем компании Нидерландов, Австрии и Швейцарии.
Нидерланды. Для освобождения от уплаты налога на доход источника на территории Украины необходимо, чтобы компания-резидент Нидерландов владела как минимум 50% уставного капитала украинской компании и внесла инвестиции на территорию Украины в размере не меньше $300 тыс. Дивиденды освобождаются от налогообложения в таком случае: материнская компания-резидент Нидерландов владеет как минимум 5% номинального оплаченного капитала дочерней компании, а «дочка» не должна иметь более 50% свободных портфельных инвестиций, которые подлежат налогообложению по ставке менее 10% в соответствии с законодательством Нидерландов (данное правило не распространяется на компании, активы которых на 90% состоят из недвижимого имущества).
Австрия. В материнскую компанию, учрежденную на территории Австрии, можно вывести дивиденды без налогообложения. Для этого необходимо использовать цепь Украина–Кипр–Австрия. Здесь австрийская компания является учредителем кипрской, которая, в свою очередь, – учредитель украинской. Из Украины на Кипр дивиденды выводятся без налогообложения. Налогов удается миновать и при перечислении дивидендов из Кипра в Австрию благодаря действию между ними упомянутой выше Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях.
Швейцария. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции между правительством Украины и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 30.10.2000 г., дивиденды, выплачиваемые украинской компанией компании Швейцарии, будут облагаться налогом на доход у источника не более 5% при соблюдении следующих условий: получатель дивидендов (компания в виде общества) является их фактическим собственником и непосредственно владеет как минимум 20% капитала компании – плательщика дивидендов.
Кроме того, от налогообложения освобождаются дивиденды при условии, что материнская компания-резидент Швейцарии владеет как минимум 20% капитала компании-плательщика дивидендов или размер его участия составляет как минимум 2 млн. швейцарских франков.
Использование оффшорных структур при выводе капитала посредством выплаты дивидендов не является целесообразным. Причина в том, что классические безналоговые юрисдикции не заключали двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Вследствие этого при отсутствии налога на прибыль (по территориальному принципу) на территории оффшорной юрисдикции избежать репатриационного налога в юрисдикции возникновения таких дивидендов не удается. Если и возникает необходимость вывести такие средства, к примеру, из Украины именно в компанию международного бизнеса, учрежденную на территории оффшорной юрисдикции, то в обход налогообложения это можно осуществить с помощью иного бизнес-процесса. В данном случае следует задействовать цепочку Украина–Кипр–оффшор, где оффшор – учредитель кипрской компании, кипрская компания – учредитель украинской. На Кипр дивиденды выводятся без налогообложения по уже известному нам процессу. Из Кипра в оффшор дивиденды выводятся также без налогообложения в силу того, что в соответствии с национальным законодательством Кипра репатриационный налог взиматься не будет. Налог на прибыль в оффшорной юрисдикции также не возникает по территориальному принципу.
Сложившаяся и достаточно прочно укоренившаяся на сегодняшний день практика использования холдинговых структур в осуществлении внешнеэкономической деятельности не только доказала свою жизнеспособность, но и продемонстрировала новые перспективы использования холдингов при распределении финансовых потоков. Процесс манипулирования капиталом посредством выплаты дивидендов является индивидуальным и каждый раз требует использования различных юрисдикций для построения бизнес-процессов по осуществлению дивидендных выплат в зависимости от вида деятельности каждой из дочерних компаний.
Нюансы выплаты дивидендов физлицу При выплате дивидендов физическому лицу возникают определенные правовые последствия. При получении дивидендов физлицом на основании владения корпоративными правами или участия в капитале нерезидентной компании возникают как репатриационный налог в юрисдикции возникновения таких дивидендов, так и налог на доход физических лиц при их непосредственном получении. Помимо прочего, в случае если дивиденды выплачиваются резидентом Украины в пользу физического лица-нерезидента, в соответствии с п. 7.3 ст. 7 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» репатриационный налог составит 30% как двойная ставка налога (стандартная ставка – 15% в соответствии с п. 7.1). Если такие дивиденды выплачиваются институтами совместного инвестирования, пятипроцентная налоговая ставка также удваивается. |