Даже в такой эмоциональной деятельности, как покупка антиквариата, следует стремиться к разумному соотношению цена/качество.
Покупка антиквариата и чтение хороших новостей с мировых аукционов – занятия, благотворно влияющие на душевное равновесие в периоды экономических кризисов. Коллекционер или владелец одиночного шедевра всегда может рассчитывать на поддержку искусства в моменты, когда бытие демонстрирует свою бренность. Кажется, нынешний финансовый коллапс – прекрасное время для искусства. Чем-то он напоминает кораблекрушение «Титаника». Никто не предполагает, что корабль потонет, но самые предусмотрительные на всякий случай привязывают себя к хорошо плавающим предметам. В западном мире уже давно известно, что антиквариат и современное искусство обладают завидной непотопляемостью. Украинский антикварный рынок также имеет свои плавсредства, за которые приятно подержаться и в менее ветреный день. Вопрос в том, как бы не ухватиться за что-нибудь, чему судьбой предназначено пойти ко дну. О технике безопасности на «воде» и об оптимальных маршрутах плавания «&» поговорил с владелицей киевской антикварной галереи «Боско» Наталией Лысенко.
Фабрика звезд для европейских полотен
К сожалению, доподлинно неизвестно, сколько работ написали за свою жизнь нынешние звезды украинских аукционов Глущенко, Шишко, Архипенко, Приймаченко и др. Высокие цены и неясные границы живописных сокровищниц – благоприятные условия для увеличения числа «подлинников».
«Сообщение о том, что где-то была продана очередная работа Фаберже, Айвазовского, Глущенко или Архипенко, у хорошего специалиста сегодня вызывает скепсис, – говорит Наталия Лысенко. – Ни для кого не секрет: подделывают то, что хорошо продается. Особенно осторожно следует относиться к так называемым топовым аукционным лотам».
Спрос рождает предложение. Легко ли сделать «новое» полотно XVIII в.? Не особенно. Для этого надо найти старый холст, грунтовку и скопировать манеру. «Глущенко и Шишко – другое дело, – рассказывает г-жа Лысенко. – Подделывать их работы еще проще. Дело в том, что эти мастера не являются первооткрывателями своего уникального стиля. На Западе было достаточно много художников, писавших в подобной манере. Нужно найти лишь соответствующую картину и подписать ее «Глущенко». Холст, краска – все соответствует периоду. Чем не подлинник?».
Семейный врач и участковый терапевт
Для коллекционера хороший эксперт в области искусства играет роль семейного врача. Уход за коллекцией, находящейся в личном обращении, процесс столь же интимный, как и лечение больного родственника. Традиционные поставщики предметов искусства – галереи и аукционы – тоже имеют своих экспертов. К оценкам этих специалистов стоит относиться как к диагнозу участкового терапевта: принять к сведению, но проверить. В каталогах, выпускаемых отечественными аукционными домами, можно встретить надпись, гласящую о том, что участие данных работ в торгах – прямое свидетельство их аутентичности. Это успокаивающее сообщение нужно расценивать, скорее, как добрые намерения организаторов, чем действительные гарантии.
«Даже на серьезном западном аукционе считается удачей, если на торги попало не более 10-20% поддельных работ, – отмечает г-жа Лысенко. – Об этом открыто говорят сами устроители. Хотя никто не хочет разместить подделку или реплику (искусственно состаренную копию), такое случается часто».
Принципы взаимной любви к искусству
Погоня за топ-лотами заставляет забыть, что искусство – это не только азарт, но еще и спокойный праздник. Рынок неоправданно разогревается, если все покупатели начинают смотреть в одну точку. Тот, кто попробует оглядеться по сторонам, имеет шанс найти достойные объекты за гораздо меньшую цену и, что немаловажно, сохранить прекрасное расположение духа, чтобы насладиться своим приобретением. Любовь к искусству имеет больше шансов на взаимность, если зарождается в средней ценовой категории.
«Предметы искусства среднего ценового сегмента гораздо меньше подвержены подделкам, – продолжает Наталия Лысенко. – Вкладывать деньги следует в качественные вещи, имеющие разумную цену. Шовкуненко, Приймаченко, Шишко и др. когда-то были художниками, которых покупали за $200-300».
По нашей просьбе Наталия кратко обрисовала области искусства и антиквариата, которые при соблюдении хорошего соотношения цена/качество позволяют коллекционеру состояться, не выезжая за пределы Украины.
Живопись. Работы, созданные украинскими художниками в 1970-х, можно назвать современной классикой. Через десять лет эти мастера перейдут в разряд антикварных. Вот несколько имен художников, стоимость работ которых сегодня начинается с $1500.
Елизавета Миронова – работала в области декоративной живописи, монументального искусства, художественного оформления детских книг. Автор расписных панно гостиницы «Украина» в Москве. Член Национального союза художников Украины с 1967 г. Для ее творчества характерна профессиональная и оригинальная манера письма с использованием национальных украинских мотивов. Несмотря на прижизненные регалии и признание, Миронова на арт-рынке продается по умеренным ценам. Выбор полотен достаточно широк.
Сергей Дуплий – известный украинский живописец, ныне творящий. С 2000 г. член Национального союза художников Украины. Его работы выполнены в технике размашистых крупных мазков. Всегда сочные, запоминающиеся.
Виктор Герценок – график, воспитанник южноукраинской школы живописи. Создавал офорты в духе соцреализма, пейзажи и проч. В данный момент графика мало востребована украинскими коллекционерами, хотя некоторые художники предпочитали именно эту технику, создавая настоящие шедевры.
Недооцененной на украинском арт-рынке остается европейская живопись второй половины XIX – начала XX в. В салонах Киева можно найти хорошие европейские пейзажи, портреты, натюрморты. Зачастую цены на подобные полотна в несколько раз ниже, чем на работы украинских мастеров, причем более позднего периода, а качество живописи на порядок выше.
Мебель. Конечно, предметы мебели XVIII (барокко, рококо) – начала XIX в. (наполеоновский ампир) – редкая находка на антикварном рынке. Большего разнообразия можно ожидать от второй половины XIX в. (эклектика). Это резная, красивая и добротная мебель. Сохранилось большое количество столовых гарнитуров – обеденный стол и комплект стульев. Иногда в комплекте встречаются и буфеты. Очень актуальны сегодня кабинеты (письменные столы, рабочие и гостевые кресла, книжные шкафы). Большие двухтумбовые письменные столы впервые появились именно во второй половине XIX в.
Декоративно-прикладное искусство. Лампы, подсвечники, канделябры. В первую очередь велико разнообразие керосиновых ламп. Их корпуса изготавливались из самых различных материалов – стекла, фарфора, фаянса, терракоты, латуни, шпиатра (различные цинковые сплавы, применявшиеся в художественной промышленности в конце XIX – первой трети XX в. в качестве заменителей бронзы. Благородный медный сплав настолько хорошо имитировался, что даже знатоку трудно отличить его от настоящей бронзы. – Прим. ред.) и даже серебра. Кроме корпуса, ценность представляют собой также и плафоны ламп, всегда трудносохраняемые. Некоторые коллекционеры собирают только плафоны.
Часы. Местный рынок позволяет создать достойную коллекцию настенных, карманных и каминных часов. Гораздо реже встречаются хорошие напольные экземпляры. Велико разнообразие барометров как русской работы, так и европейской. Зачастую в Российскую империю велись поставки готовых механизмов из западноевропейских стран, а уже у нас изготовлялись разнообразные корпуса. Все механические предметы, как правило, интересны и востребованы на арт-рынке.
Шпиатр. Скульптуры, выполненные из этого материала, долгое время оставались недооцененными на антикварном рынке Украины. Шпиатр имел большую популярность во второй половине XIX в. Из него было изготовлено большое количество скульптурных композиций в стилях ар-нуво, тиффани и др. Зачастую эти предметы были патинированы под бронзу, позиции которой в свое время шпиатр сильно подвинул. Этот сплав хрупок и плохо реставрируется. Многие предметы из него не сохранились до наших дней, а оставшиеся приобрели дополнительную ценность.
Серебро. На отечественном арт-рынке сегодня достаточно предметов искусства из серебра, которые могут стать основой для создания будущей коллекции. В основном это вещи второй половины XIX – начала XX в. Например, велико разнообразие серебряных портсигаров, солонок, молочников и других мелких предметов. Форма, стилистика, а также дополнительная работа (гравировка, чернь, эмали, инкрустации) достаточно разнообразны.
Стекло. Область, в которую отечественные коллекционеры заходят нечасто. Между тем нынешний рынок предоставляет большое разнообразие предметов из гутного стекла (стеклянные изделия, изготовляемые посредством свободного дутья, то есть без применения форм. – Прим. ред.), в основном датированных второй половиной XIX в. Стеклодувы западной Украины выработали свой уникальный стиль дутьевого стекла, создавая фигурки животных и людей, графины, чарки, пивные кружки и прочие сосуды, которые поставлялись для всей Российской империи.