Майский рывок рынка американских бондов стал причиной роста долгосрочных ставок по ипотеке и доходности Treasuries до максимальных уровней более чем за год, что породило две противоположные оценки этого явления среди аналитиков, пишет газета The Wall Street Journal.
Тогда как одни эксперты опасаются, что это повышение представляет собой "пузырь", разросшийся из-за неоднозначной политики Федеральной резервной системы (ФРС) в отношении информирования рынков, другие склонны воспринимать данное явление как позитивный сигнал, указывающий на то, что экономика США наконец приходит в порядок.
Доходность десятилетних US Treasuries в настоящее время превышает 2,1% – это по-прежнему близко к историческому минимуму, но почти на половину процентного пункта выше, чем в начале мая. По данным HSH Associates, ставка по 30-летним ипотечным займам поднялась выше 4% на этой неделе, тогда как полгода назад она была ниже 3,5%.
Как отмечает WSJ, динамику цен на акции оценить очень просто: если они идут вверх – это позитивно, вниз – негативно, тогда как в отношении рынка долговых бумаг делать подобные выводы куда сложнее.
Одни аналитики полагают, что недавнее падение стоимости бондов, которая противоположна доходности, подтверждает наличие "пузыря", образовавшегося в результате действий ФРС, и что это ситуация в итоге будет иметь негативные последствия для роста экономики страны.
"Рынок Treasuries – это мяч, который удерживают под водой, и как только ФРС его отпустит – он рванет вверх", – отметил аналитик BTIG LLC Дэн Грихаус, который согласен с указанной точкой зрения.
Эксперты, придерживающиеся противоположного мнения, говорят о том, что наблюдающийся на рынке тренд позитивен, поскольку движение идет в сторону нормальных значений ставок, и поэтому в будущем, возможно, следует ожидать улучшения экономической ситуации. Они также считают, что аномалия заключается не в недавнем повышении, а в падении ставок в конце апреля до более низких значений, чем во время Великой депрессии.
"Пока на фоне ускорения роста экономики и инфляции наблюдается повышение доходности бондов, это, безусловно, позитивно", – подчеркнул Д.Грихаус. Но если ситуация на рынке бондов будет сигнализировать о панике или падении доверия к экономике США, то котировки акций и курс доллара будут также падать, считают сторонники этой позиции. Между тем с начала мая, когда бонды подешевели, фондовый индекс Standard & Poor’s поднялся на 3,6%, а долларовый индекс WSJ – на 2,3%.
Пока аналитики спорят, некоторые инвесторы уже начали выводить средства из рынка долговых обязательств безотносительно причины происходящего, ожидая повышения доходности и, как следствие, дальнейших потерь для держателей бондов.
По данным Lipper, за неделю, завершившуюся в среду, инвесторы вывели из взаимных фондов и других фондов, торгуемых на бирже (ETF), почти $880 млн из-за высокой доходности бондов, эта сумма стала максимальной с февраля. В то же время данные Lipper показывают, что в целом инвесторы продолжали вкладываться в фонды облигаций и связанных с ними ETF, направив $15,2 млрд в мае. При этом в большей степени участники рынка вкладываются во взаимные фонды акций и связанные с ними ETF, на которые пришлось $22,4 млрд.
Мало кто сомневается, что в следующие несколько лет долгосрочные ставки заимствования вырастут до 4-5%, если экономика сохранит стабильные темпы роста. Вопрос лишь в том, когда именно это наступит. Управляющий крупнейшего в мире фонда облигаций Pacific Investment Management Co. Билл Гросс написал в Твиттере три недели назад, что продолжающийся 30 лет "бычий" рынок бондов, скорее всего, закончился 29 апреля 2013 года".
Внимание инвесторов приковано к ФРС, действия которой имеют во многом определяющее значение. В настоящее время американский ЦБ приобретает Treasuries и ипотечные бумаги на $85 млрд в месяц, чтобы понизить долгосрочные ставки заимствования и подтолкнуть участников рынка в инвестированию в более рискованные активы.
В отношении повышения краткосрочных ставок заимствования ФРС выразилась предельно ясно: пока уровень безработицы, который в настоящее время составляет 7,5%, не опустится ниже 6,5%, ожидать повышения базовой процентной ставки не стоит. Однако центробанк до сих не прояснил, что он намерен делать в отношении долгосрочных ставок, ограничившись заявлением, что будет реализовывать программу покупки активов, "пока прогноз для рынка труда не улучшится на постоянной основе в контексте ценовой стабильности", в то время как рынок жаждет большей определенности.
Инвесторы и трейдеры полагают, что ФРС свернет программу в первом квартале 2014 года. Но заявления главы ЦБ Бена Бернанке и протокол майского заседания банка указали на то, что завершение стимулирования может произойти раньше ожиданий, в результате чего некоторые инвесторы начали продавать бонды.
Недавний рост доходности породил опасения в отношении разрыва "пузыря" на рынке облигаций, стремительного и разрушительного роста процентных ставок, что приведет к большим потерям для частных и институциональных инвесторов со значительным портфелем бондов, а также к повышению стоимости заимствования во всей экономике.
На этом фоне инвесторы все чаще начинают вспоминать ситуацию 1994 года, когда возглавлявший в то время ФРС Алан Гринспен внезапно ужесточил политику за счет повышения краткосрочных ставок, что привело к масштабному обвалу на рынке бондов. Но руководители ФРС тоже помнят произошедшее и почти ежедневно выступают с заявлениями, что их действия не будут резкими и что ужесточения политики не последует, пока большинство из них не будут убеждены в том, что ситуация в экономике по-настоящему улучшилась.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».