Украинский рынок текстиля растет, но отечественные производители не спешат воспользоваться этим, пропуская вперед иностранцев.
Ежегодный рост украинского текстильного рынка на 15-20% и недостаточное развитие отечественной текстильной промышленности не могут не привлекать иностранные компании, занимающиеся производством тканей. По оценкам операторов, в минувшем году в стране было реализовано около 0,7 млрд. кв. м различных видов тканей. И это далеко не предел. Достаточно вспомнить, что в 1990-х в стране было произведено и переработано 1,2 млрд. кв. м тканей. В масштабах СССР Украина являлась самой крупной текстильной базой. Однако после распада Союза украинский текстильный сектор, как и многие другие, постиг кризис, обусловленный отсутствием четкого понимания нужд потребителя, устаревшим оборудованием, а также дешевым импортом. Как следствие, в 2008 г. лишь пятая часть реализованной на рынке мануфактуры была произведена внутри страны. В настоящее время основными ее производителями являются: по хлопчатобумажным тканям – «Текстерно» (Тернополь), «ТК-Донбасс» (Донецк); шерстяным – «Богуславская суконная фабрика» (Киевская обл.); льняным – «Линен Фореве» (Ровно), «Житомирская льняная мануфактура»; из химических волокон – «Черкасский шелковый комбинат» и «Технофильтр» (Киев).
«В 2007 г. всеми предприятиями текстильной отрасли было изготовлено 112,8 млн. кв. м ткани, что на 14,1% больше, чем в предыдущем году. Улучшение данных показателей связано с увеличением объемов производства практически всех видов тканей», – отметил успехи отечественных производителей текстильной продукции директор департамента развития легкой и деревообрабатывающей промышленности Минпромполитики Юрий Медведев. Но, несмотря на рост объемов производства, украинские предприятия так и не смогли покрыть потребности рынка, поэтому около 80% пришлось на импортный товар. Кроме того, значительный объем мануфактуры (по некоторым подсчетам – до 60%) поступает в Украину с нарушением таможенных правил. Миллионы метров тканей (в основном дешевых синтетических и дорогих костюмных) поступают на рынок контрабандным путем.
Больше всего текстиля завозится из Турции. Согласно официальной статистике в 2007 г. около 65 млн. кв. м было импортировано из этой страны. Второе и третье места по объему импорта заняли азиатские страны (Индия, Пакистан и др.) и Китай, которые поставили по 33 и 31 млн. кв. м соответственно.
Лакомый кусочек
Соотношение сил между украинскими и иностранными производителями уже в нынешнем году может измениться, причем не в пользу отечественных компаний. Дело в том, что спрос на текстиль в странах ЕС в текущем году существенно упал. Кроме того, значительно ужесточилась конкуренция со стороны стран Азии. Все это вынуждает европейские и турецкие компании искать новые рынки сбыта своей продукции. Подтверждением данного утверждения стала осенняя выставка тканей и фурнитуры Kiev Fabric, ставшая почти бенефисом турецких компаний: из 45 компаний-участниц выставки 36 представляли турецкий текстиль. Усиление интереса к украинскому рынку Сенаи Сартик, владелец компании Ozsar, объяснил тем, что турецкие предприятия, занимающиеся производством тканей, начиная с 2007 г. терпят убытки. «В минувшем году в среднем на 15% подорожала электроэнергия, на 19% – газ, на 20% – хлопок и другое сырье, минимальная заработная плата выросла с 292 до 359 евро, а курс доллара упал. Но из-за жесткой конкуренции нет никакой возможности отразить рост себестоимости в розничных ценах. Поэтому в начале текущего года около 200 предприятий отрасли просто остановили свою работу». В связи с этим крупные турецкие мануфактурные комбинаты пытаются усилить позиции в сбыте своей продукции на наиболее перспективных рынках, и Украина в данном списке – в числе первых.
На что уповают
Надежды турецких бизнесменов на перспективы дальнейшего завоевания украинского рынка имеют веские основания. Прежде всего заморская продукция более выгодна по цене. «Чаще всего основным критерием при покупке является цена. Стоимость турецкой ткани на 30-50% ниже нашей», – объясняет владелица частной мастерской из Украинска (Донецкая область) Алена Хмельнова. Действительно, несмотря на подорожание сырья и энергоносителей, турецкие производители могут себе позволить продавать мануфактуру по более низким ценам. Это связано с большими объемами производства: средняя турецкая фабрика выпускает 200-300 т ткани в месяц. Абдилселил Караилан, владелец семейной мануфактуры, отметил, что турецкие производители, кроме импорта сырья из Пакистана и Индии, используют собственный хлопок, что дает возможность снижать себестоимость. Однако разрыв в ценах может постепенно сойти на нет. По словам Сенаи Сартика, уже в этом году турецкие ткани подорожали в среднем на 20%. Если в 2007 г. 1 кг хлопчатобумажного полотна в среднем стоил $8, то весной 2008-го цена поднялась до $10. Причем согласно прогнозам данная тенденция сохранится и в дальнейшем.
Кроме угрозы потери преимущества в цене, турецкие текстильщики опасаются китайской и другой азиатской продукции. «Если и дальше теми же темпами станет увеличиваться экспорт тканей из Китая, то для нас через несколько лет украинский рынок будет потерян», – сокрушается Тахар Караилан, владелец компании Fistik Tekstil San. И неслучайно. Стоимость китайского текстиля на 25-50% ниже, чем турецкого. Однако турецкие компании не намерены сдаваться, подчеркивая свои преимущества, в частности – сроки доставки. По их словам, контейнер из Китая доходит за один-два месяца, в то время как из Турции груз поставляется в среднем за 15 дней.
Еще одним козырем, на который уповают турки в борьбе за украинский рынок, является качество и дизайн их тканей. Действительно, наши текстильные предприятия часто жалуются на наличие множества факторов, не позволяющих им выпускать качественный товар, например, устаревшее оборудование, хроническая нехватка оборотных средств, отсутствие квалифицированных технологов и проч. Частично исправить ситуацию может модернизация оборудования, которое в большинстве случаев действительно сильно изношено или устарело морально. Однако для этого требуются существенные инвестиции. Так, по словам собственника компании RB Karesi Айдина Аксоя, для создания современного текстильного предприятия требуется $100 млн. А если учесть, что в Украине существует несколько сотен предприятий, занимающихся производством тканей и требующих существенного обновления основных средств, то инвестиции для возрождения всей текстильной отрасли будут измеряться миллиардами. Правда, проблема не только в нехватке средств. Есть пробелы в текстильном дизайне, отставании от современных течений моды… На многих предприятиях о маркетинге до сих пор знают только понаслышке и работают по старинке – «на склад». Зарубежные же текстильщики действительно обновляют коллекции тканей к каждому сезону, внедряют новые технологии производства, демонстрируют товары на выставках и заблаговременно формируют портфель заказов. «Дизайн новых тканей появляется сначала в Европе, потом у нас, и лишь через несколько лет его осваивают ваши производители текстиля», – объяснил этапы движения мануфактурной моды г-н Караилан.
Не все так плохо
Что бы ни говорили турецкие бизнесмены, особых изысков в дизайне тканей на выставке тем не менее не наблюдалось. В основном был представлен хлопчатобумажный однотонный трикотаж, в то время как стенд украинской текстиль-студии Vladiana group привлекал внимание посетителей и радовал глаз колоритом и качеством тканей. «Мы импортируем ткани из Италии, и, несмотря на то что цена на нашу продукцию гораздо выше, чем на турецкий текстиль, объем продаж компании в 2007 г. вырос на 70%», – гордится менеджер по продажам Светлана Семериченко и тут же объясняет, что это связано с ростом на рынке в настоящее время спроса на дорогие ткани. Кроме того, бутики, ателье и частные мастерские, которых в Украине несколько тысяч, предпочитают закупать ткани в меньшем объеме, но лучшего качества, чем турецкий текстиль.