Необходимость сохранности данных и работы без сбоев заставляет компании поддерживать непрерывность бизнес-процессов. В Украине эта задача осложняется стремительным ростом организаций и их IT-инфраструктур.
Решения, которые ранее породило развитие информационных технологий, сегодня создают новые проблемы. Отдав выполнение рутинных задач на откуп компьютеризированным системам, компании вынуждены постоянно следить за беспрерывностью выполнения задач, а со временем и модернизировать системы. Об актуальности данной проблемы свидетельствует появление термина «business continuity management» (управление непрерывностью бизнес-процессов) и соответствующей услуги, которая сегодня занимает значимое место в предложении системных интеграторов. Среди ее основных потребителей – финансовые учреждения, для которых важность адекватной работы процессинговых центров и сохранность данных о транзакциях и счетах клиентов неоценимы.
Исключая форс-мажоры
Концепция управления непрерывностью бизнес-процессов основной своей задачей ставит поддержание работоспособности компании и критически важных ее систем в случае непредвиденных ситуаций. Таким образом, пожар, землетрясение или банальное отключение электричества не должны выбить компанию из колеи и остановить ее деятельность. Данный вопрос возник в конце XX в., что в значительной мере было вызвано разрастанием IT-инфраструктур в компаниях. Наиболее показательный пример такой озабоченности – так называемая проблема 2000 года, предполагавшая наступлении массовых сбоев компьютеров при смене тысячелетия. Будучи раздутой в СМИ, она не давала покоя многим компаниям. Хотя ожидаемая угроза оказалась ложной, некоторые страны, в частности США и Великобритания, разработали целый ряд норм по обеспечению непрерывности бизнес-процессов, которых следовало придерживаться наиболее восприимчивым к данной проблеме компаниям.
В перечень таких компаний, как правило, вносят финансовые учреждения (особенно банки с разветвленной региональной сетью), торговые сети, операторов мобильной и стационарной связи, транспортные и логистические компании, а также энергетические и медицинские учреждения. Осуществление мер безопасности предполагает реализацию комплексной стратегии, учитывающей людские ресурсы, процессы и процедуры. Планирование непрерывности бизнес-процессов индивидуально для каждой компании и предполагает несколько основных этапов: анализ, создание решений, их тестирование, внедрение и поддержка. Оптимизация IT-инфраструктуры компании, в частности, включает набор действий по обеспечению работоспособности аппаратно-программного комплекса в различных условиях.
«Обязательными условиями создания надежной IТ-инфраструктуры является отсутствие единой точки отказа, которое достигается резервированием компонентов по принципу n + 1. Это касается как аппаратно-программного комплекса, так и систем кондиционирования, электропитания и пожаротушения. Известно, что надежность системы определяется надежностью самого слабого звена. Также обязательно наличие надежной и проверенной системы резервного копирования и восстановления данных. Высшей степенью реализации катастрофоустойчивого решения является создание географически удаленных центров обработки данных и наличие плана восстановления работы IТ-инфраструктуры при катастрофе, – пояснил Андрей Литвиненко, директор департамента разработки и сопровождения решений компании SI BIS, и добавил: – Защита от катастроф предусматривает не только реализацию технических мер, но и серьезные организационные правила, в частности, высокую степень готовности сотрудников к подобным ситуациям».
Хотя в Украине нет норм, предъявляющих строгие требования к компаниям в отношении обеспечения непрерывности бизнес-процессов, тем не менее для многих организаций качественная и бесперебойная работа их ключевых систем может стать козырем в борьбе с конкурентами и залогом успешного выхода из форс-мажорных ситуаций в случае их возникновения. По мнению г-на Литвиненко, первостепенной задачей для компании в этом вопросе должна стать разработка плана развития IT-инфраструктуры, согласованного с общим планом развития и расширения компании. На практике значительная часть организаций задумывается над вопросом совершенствования IT-инфраструктуры, когда она уже перегружена и появляются сбои. Чтобы определить, в каком состоянии находится техническая база компании, необходим аудит всех компонентов информационной системы. Многим организациям под силу произвести его самостоятельно, однако для эффективной оценки возможностей и потребностей зачастую прибегают к опыту системных интеграторов.
Русло для финансовых потоков
Закономерно, что одними из наиболее активных потребителей IT-решений являются финансовые структуры, в частности банки. Это обусловлено как большим количеством однотипных операций, которые должны выполняться безошибочно, так и необходимостью организации согласованного и оперативного сотрудничества отделений банков. Наиболее сложный экзамен на согласованность IT-инфраструктуры банка – географическое расширение бизнеса и открытие новых офисов. Банковская IT-инфраструктура должна отвечать всем параметрам отказоустойчивости, быть масштабируемой, чтобы оставаться работоспособной при возрастающей нагрузке.
В течение нескольких лет на украинском банковском рынке наблюдается большое оживление, поэтому подобные задачи часто ставятся перед компаниями IT-рынка. По словам Андрея Литвиненко, компания SI BIS в последние годы выполнила ряд проектов по оптимизации IT-инфраструктур финансовых компаний, а наиболее заметными стали проекты для Unicredit Bank, «Родовiд банка», «Донгорбанка» и «УкрСиббанка». В частности, в активно развивающемся «УкрСиббанке» в 2004 г. увидели необходимость модернизации технической базы и внедрения автоматизированной банковской системы. Для реализации проекта были выбраны серверы закрытых архитектур производства IBM. Основным преимуществом этих серверов является возможность консолидации их работы и хранения данных. Это позволяет не только оптимизировать использование аппаратной части, но и в случае неполадок одного из узлов плавно перебросить выполнение его задач на работающий сервер.
Примером эффективного планирования непрерывности бизнес-процессов стало также решение создать вторую серверную комнату для «УкрСиббанка», географически отдаленную от первой. Были созданы два одинаково оборудованных вычислительных центра, работающих в связке и обладающих единым дисковым пространством. Они установлены в Киеве и обеспечивают круглосуточное функционирование системы независимо от внешних факторов. При этом даже модернизация системы была проведена без нарушения бизнес-процессов банка. Весной нынешнего года всего за 12 часов, во время праздников, серверы были заменены на более компактные и производительные.
В работе с банками Андрей Литвиненко видит также и некоторые сложности, связанные с использованием этими структурами целого ряда различных информационных систем, автоматизирующих те или иные бизнес-процессы. Среди них автоматизированные банковские системы (АБС), CRM, программное обеспечение кредитного скоринга и др. А поскольку все эти системы написаны различными разработчиками и имеют различную архитектуру, то при выборе аппаратного обеспечения важно учесть совместимость работы всех приложений и корректную работу оборудования с данными приложениями. Для этого следует не упускать возможность протестировать совместимость систем с оборудованием, что входит в перечень услуг многих системных интеграторов.