Отзвуки духовных сражений

Чтобы коллекционировать иконы, необязательно разбираться в тонкостях богословия. Однако осведомленность в некоторых принципиальных вопросах может сделать ваш интерес более осознанным.


Одно из последних ярких открытий иконы для светского общества состоялось в 1970-х. Академик Борис Раушенбах (1915-2001 гг.), один из основателей советской космонавтики, неожиданно предстал как исследователь русской средневековой иконописи. Разрабатывая системы ручного управления космическими аппаратами, он столкнулся с проблемой отображения пространственной картины на плоском экране. Естественно, его заинтересовал опыт живописцев, занимающихся решением данного вопроса всю свою жизнь. При этом Раушенбаху показалось странным «неправильное» изображение пространства на древнерусских иконах. Вскоре он понял, что причиной тут не наивность или неумение древних мастеров, как считало большинство искусствоведов. Икона создавалась не для отражения реального мира, она решала задачи иного рода.


Геометрия иконописцев. Изображая явления, которые нельзя увидеть глазами, иконописцы прибегали к геометрическим приемам. Для современного зрителя они выглядят непривычными: деформировались предметы, искажались размеры, делались разрезы, как на инженерных чертежах. На иконах одновременно изображались события, происходящие в реальном мире и мистическом пространстве (см. икону «Успение»). Наконец, применялась так называемая обратная перспектива (родственная античной аксонометрии). При изображении таким способом центр соприкосновения линий находился не на горизонте, а как будто внутри зрителя. Это позволяло показывать объекты одновременно с разных сторон и при определенных условиях создавало иллюзию, что икона сама смотрит на человека. Написав по данной теме несколько книг, Раушенбах сделал математическое обоснование догмата о Троице (признанное церковью), а в последние годы жизни занялся изучением богословских вопросов.


Существует рекомендация для молящегося, которая говорит, что икону не нужно рассматривать, в нее надо «входить». И Раушенбах «входил» в икону. Наверное, она обладала достаточной глубиной, чтобы в нее «входил» академик.


Поклонение, а не почитание. Сырая штукатурка катакомб – подземных кладбищ состоятельных римлян – стала местом, где впервые появились прообразы будущих икон. К IV в., когда христианство было официально обласкано императором Константином, к священным изображениям стали выказывать открытое почтение. Однако массовый приток неофитов сильно понизил общий уровень паствы. Почтение быстро превращалось в поклонение. Неискушенные в богословии простолюдины часто пользовались иконой на привычный языческий манер: соскобленную со священного изображения краску добавляли в вино, иконы пришивали к одежде, брали в крестные отцы и даже делали свидетелями во время судебных разбирательств. Эти и некоторые другие причины (например, попытки византийских императоров сблизиться с исламом) создали предпосылки для одного из самых жестоких периодов в истории иконы.


Почитание, а не поклонение. В VIII-IX вв. на христианском Западе и Востоке возникло движение, получившее название иконоборчество. Подняв на щит вторую заповедь Ветхого Завета, радикальные христиане объявили икону новым идолом, который, как известно, должен быть уничтожен. Жестокая борьба, сопровождавшаяся избиением икон и людей, продолжалась с переменным успехом более 100 лет. Упорство, проявленное иконопочитателями, было явным признаком того, что они защищают нечто большее, чем право на изображение Бога. После победы над иконоборчеством в 843 г. строго постановили – воздавать иконе почитание, а не поклонение. После этого она стала таким важным духовным орудием для восточной ветви христианства, каким не была до того.


Больше, чем иллюстрация. Худа без добра, как известно, не бывает. Богословская полемика, сопровождавшая иконоборчество, не только оправдала икону, но и выработала строгую концепцию ее создания. Еще с советских атеистических времен мы привыкли к некоторому упрощению, полагая, что икона – это иллюстрация к Священному писанию, «Библия для неграмотных» и т. п. На самом деле такое объяснение родилось в католической среде, которая понятия иконы не знает, а имеет религиозную скульптуру и живопись, действительно использующиеся как наглядные материалы для верующих.


Не меньше, чем философский трактат. В средние века считалось, что существует два пути познания: логический и созерцательный. Логика предполагает, что мы постепенно переходим от решения одного частного вопроса к другому с помощью строгих умозаключений. При этом наше сознание в данный момент времени имеет дело лишь с ограниченной областью какой-то большой проблемы. Способ постижения истины, который средневековые богословы называли созерцанием, – это попытка охватить всю картину сразу, без лишних подробностей. Созерцание считалось более высокой формой познания.


Легко сделать вывод, что икона, написанная по определенным правилам (канонам), обеспечивает возможность именно созерцательного познания. В средневековой Руси она выполняла функции философского трактата и была важным элементом литургии. Зная об этих предназначениях, можно понять, почему икона не могла быть нарисована как попало и кем попало. Серьезные школы иконописи формировались при монастырях. Иконописью занимались монахи – люди, имевшие реальный духовный опыт и знакомые с анатомией иконы не понаслышке.


Расцвет и увядание. После крещения в 988 г. Русь приняла уже зрелую, сформированную икону. Первые иконописцы из Византии оказались в Киеве в XI в. Искусность их была велика, а следование канонам таким строгим, что русские мастера находились под их влиянием вплоть до XIV в. Однако в следующем столетии в Новгороде появилась школа, обладающая по-настоящему самобытной манерой. XV в. стал золотым для русской иконы. В это время работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Авва Александр, Даниил Черный и другие великие мастера.


В конце XVI в. композиция икон усложнилась, иконописцы начали проявлять склонность к декоративности и украшательству. Строгих и простых образов становится все меньше. В русской иконе появляется «пестрота» – синоним духовного упадка. В XVII в. православная иконопись уже делится на два направления: каноническое (школьное) и реалистическое, пришедшее с Запада и носящее светский характер. При Петре I российские храмы начинают расписывать итальянцы, совершенно незнакомые с православным каноном. Наконец, за создание иконы берутся люди, просто умеющие неплохо рисовать. Таким образом, икона в целом теряет свое значение.


Икона на отдыхе. Нынешнее бытие иконы напоминает существование животных в зоопарке. Музейный уход, правильный микроклимат, смотрительницы, зорко следящие за тем, чтобы образа не целовали. Иконы, оставшиеся «на воле», измельчали, но и они представляют серьезный интерес для охотников. Среди современных украинских коллекционеров иконы в моде национальный стиль. То, что с увлечением многие собирают сегодня, ранее считалось обычной доской с картинками. «Украинская икона часто создавалась без соблюдения канонов, – рассказывает владелица антикварной галереи «Боско» Наталия Лысенко. – Некоторые лучшие ее образцы напоминают итальянскую живопись. Впрочем, украинскую икону собирают только украинцы, к сожалению. Русскую каноническую икону коллекционирует весь мир».


Чем дальше вы удаляетесь в прошлое, тем дороже стоит ваше путешествие, и тем интереснее оно становится. «Например, вы можете заметить, что лики средневековых икон имеют более жесткие взгляды, – делится своими впечатлениями г-жа Лысенко. – Одна из моих любимых икон – средневековый «Спас Нерукотворный» – может вызвать дрожь и мурашки. И я не стала бы говорить, что это результат самовнушения».


Таким образом, собирая коллекцию икон, можно сыграть несколько ролей: стать любителем старинной религиозной живописи в духе Ренессанса, оказаться покровителем национального искусства или даже приобщиться к поиску мистических истин.

Залишити відповідь