Чтобы коллекционировать иконы, необязательно разбираться в тонкостях богословия. Однако осведомленность в некоторых принципиальных вопросах может сделать ваш интерес более осознанным.
Геометрия иконописцев. Изображая явления, которые нельзя увидеть глазами, иконописцы прибегали к геометрическим приемам. Для современного зрителя они выглядят непривычными: деформировались предметы, искажались размеры, делались разрезы, как на инженерных чертежах. На иконах одновременно изображались события, происходящие в реальном мире и мистическом пространстве (см. икону «Успение»). Наконец, применялась так называемая обратная перспектива (родственная античной аксонометрии). При изображении таким способом центр соприкосновения линий находился не на горизонте, а как будто внутри зрителя. Это позволяло показывать объекты одновременно с разных сторон и при определенных условиях создавало иллюзию, что икона сама смотрит на человека. Написав по данной теме несколько книг, Раушенбах сделал математическое обоснование догмата о Троице (признанное церковью), а в последние годы жизни занялся изучением богословских вопросов.
Существует рекомендация для молящегося, которая говорит, что икону не нужно рассматривать, в нее надо «входить». И Раушенбах «входил» в икону. Наверное, она обладала достаточной глубиной, чтобы в нее «входил» академик.
Почитание, а не поклонение. В VIII-IX вв. на христианском Западе и Востоке возникло движение, получившее название иконоборчество. Подняв на щит вторую заповедь Ветхого Завета, радикальные христиане объявили икону новым идолом, который, как известно, должен быть уничтожен. Жестокая борьба, сопровождавшаяся избиением икон и людей, продолжалась с переменным успехом более 100 лет. Упорство, проявленное иконопочитателями, было явным признаком того, что они защищают нечто большее, чем право на изображение Бога. После победы над иконоборчеством в 843 г. строго постановили – воздавать иконе почитание, а не поклонение. После этого она стала таким важным духовным орудием для восточной ветви христианства, каким не была до того.
Больше, чем иллюстрация. Худа без добра, как известно, не бывает. Богословская полемика, сопровождавшая иконоборчество, не только оправдала икону, но и выработала строгую концепцию ее создания. Еще с советских атеистических времен мы привыкли к некоторому упрощению, полагая, что икона – это иллюстрация к Священному писанию, «Библия для неграмотных» и т. п. На самом деле такое объяснение родилось в католической среде, которая понятия иконы не знает, а имеет религиозную скульптуру и живопись, действительно использующиеся как наглядные материалы для верующих.
Легко сделать вывод, что икона, написанная по определенным правилам (канонам), обеспечивает возможность именно созерцательного познания. В средневековой Руси она выполняла функции философского трактата и была важным элементом литургии. Зная об этих предназначениях, можно понять, почему икона не могла быть нарисована как попало и кем попало. Серьезные школы иконописи формировались при монастырях. Иконописью занимались монахи – люди, имевшие реальный духовный опыт и знакомые с анатомией иконы не понаслышке.
Расцвет и увядание. После крещения в 988 г. Русь приняла уже зрелую, сформированную икону. Первые иконописцы из Византии оказались в Киеве в XI в. Искусность их была велика, а следование канонам таким строгим, что русские мастера находились под их влиянием вплоть до XIV в. Однако в следующем столетии в Новгороде появилась школа, обладающая по-настоящему самобытной манерой. XV в. стал золотым для русской иконы. В это время работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Авва Александр, Даниил Черный и другие великие мастера.
В конце XVI в. композиция икон усложнилась, иконописцы начали проявлять склонность к декоративности и украшательству. Строгих и простых образов становится все меньше. В русской иконе появляется «пестрота» – синоним духовного упадка. В XVII в. православная иконопись уже делится на два направления: каноническое (школьное) и реалистическое, пришедшее с Запада и носящее светский характер. При Петре I российские храмы начинают расписывать итальянцы, совершенно незнакомые с православным каноном. Наконец, за создание иконы берутся люди, просто умеющие неплохо рисовать. Таким образом, икона в целом теряет свое значение.
Чем дальше вы удаляетесь в прошлое, тем дороже стоит ваше путешествие, и тем интереснее оно становится. «Например, вы можете заметить, что лики средневековых икон имеют более жесткие взгляды, – делится своими впечатлениями г-жа Лысенко. – Одна из моих любимых икон – средневековый «Спас Нерукотворный» – может вызвать дрожь и мурашки. И я не стала бы говорить, что это результат самовнушения».
Таким образом, собирая коллекцию икон, можно сыграть несколько ролей: стать любителем старинной религиозной живописи в духе Ренессанса, оказаться покровителем национального искусства или даже приобщиться к поиску мистических истин.