Власть и бизнес
Авральная национализация
American International Group (AIG) – крупнейший американский страховщик, оказавшийся на грани банкротства, будет фактически национализирован. Его совокупные убытки за три квартала 2008 г. от инвестиций в ипотеку составили $18,5 млрд., а котировки с 11 сентября упали на 79%. Попытки организации самостоятельно привлечь дополнительные средства через фонды прямых инвестиций не увенчались успехом. 16 сентября Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch понизили кредитный рейтинг компании, что усилило опасения по поводу ее возможного краха и вызвало массовые продажи акций. Дело в том, что на AIG были завязаны многие другие финансовые игроки: компания продала банкам страховку по инструментам с фиксированной доходностью на $441 млрд., в том числе по инструментам с ипотекой на $57,8 млрд. «Я не знаю ни одного крупного банка, у которого не было бы инвестиций в AIG, – отмечает глава Bank of America Кеннет Льюис. – Его крах был бы гораздо большей проблемой, чем те, которые мы видели до сих пор».
В таких условиях Федеральная резервная система пошла на беспрецедентный шаг, решив предоставить AIG кредит на $85 млрд. в обмен на получение государством 79,9% акций компании. Согласно объявленному плану менеджмент страховщика будет смещен, а правительство США получит право вето при принятии решений новым топ-менеджментом. Правда, пока ФРС не решила, будет ли AIG продавать часть своих бизнесов, начнет процедуру ликвидации или сохранится в нынешнем виде.
Напомним, что за неделю до этого уже были национализированы два крупнейших ипотечных агентства, но приобретение государством контроля над частным страховщиком – событие историческое, тем более что деятельность компании не регулировалась напрямую федеральным правительством. Это говорит о том, что у ФРС не было выбора. «В сложившейся ситуации неупорядоченный крах AIG может усугубить и без того значительную неустойчивость рынка и повысить стоимость заимствований, сократить состояние домохозяйств и существенно повлиять на экономическую активность», – говорится в заявлении регулятора.
Кризис-менеджмент
На самое дно
Сразу два крупных инвестбанка США объявили о своей неспособности справиться с последствиями финансового кризиса. 15 сентября процедуру банкротства начал Lehman Brothers Holdings, чья история насчитывает уже 158 лет. Правда, банкротиться будет холдинговая компания, долги которой достигли $613 млрд. Ее «дочки», включая брокерско-дилерское подразделение и подразделение по управлению активами (их объем на конец 2007 г. составил $282 млрд.), продолжат работать. На некоторые уже нашелся покупатель. Британский Barclays заплатит $1,75 млрд. за штаб-квартиру инвестбанка в Нью-Йорке, два центра сбора и обработки данных, а также североамериканские отделения.
С ноября прошлого года котировки Lehman, не сумевшего вовремя уйти с вторичного ипотечного рынка, упали почти на 95%. Еще сильнее их обвалили две другие новости: недавний отказ Korea Development Bank войти в капитал и сообщение о потере $3,9 млрд. по итогам III квартала. Однако о банкротстве пришлось объявить после того, как Barclays – основной претендент на покупку всего бизнеса Lehman – вышел из переговоров. Причиной тому стало нежелание американских властей предоставить поддержку, хотя за неделю до этого они национализировали ипотечные агентства Freddie Mac и Fannie Mae, а в марте уберегли от краха Bear Stearns. По словам представителей ФРС, «было решено спасти относительно здорового пациента, а не умирающего».
«Относительно здоровым» считается Merrill Lynch – другой старейший инвестбанк США с 94-летней историей. С начала кризиса он списал $52,2 млрд. и получил убыток в $14 млрд., но на фоне краха Lehman его положение выглядит сравнительно неплохим. Крупнейший коммерческий банк США Bank of America (также считался претендентом на Lehman) согласился поглотить его за $50 млрд. Покупатель заплатит за каждую акцию Merrill на 70% больше их текущей рыночной стоимости, но вдвое ниже стоимости в начале года. Для Bank of America это не просто жест доброй воли. «Теперь у них одна из самых разветвленных в США брокерских контор по работе с физлицами, один из крупнейших в мире инвестбанков и доля в одном из лучших в мире инвестиционных менеджеров», – пояснили в хедж-фонде Seacliff Capital.
Такие сдвиги на Уолл-стрит, по мнению одних экспертов, свидетельствуют о том, что финансовые рынки достигли дна, по мнению других – что новые банкротства неизбежны.
Финансовые падения
Туроператор отправился на покой
XL Leisure Group, третий по величине туроператор Великобритании, объявил о банкротстве и обратился к властям с просьбой ввести внешнее управление. Эта новость стала настолько неожиданной, что застала врасплох 89 тыс. отдыхающих на курортах туристов и еще 200 тыс., уже оплативших путевки. Внешний управляющий в лице кризисной компании Kroll пообещал вернуть деньги за непредоставленные услуги. В ближайшее время ему также предстоит решить, можно ли спасти бизнес или же деятельность группы должна быть свернута.
XL – еще одна заложница экономического спада и удорожания энергоносителей. Группа, сформировавшаяся в нынешнем виде в 2006 г., предлагала рейсы в 50 направлениях и объединяла полтора десятка туроператоров и авиаперевозчиков. Им так и не удалось найти финансирование для продолжения рыночной деятельности на фоне волатильных цен на авиатопливо и снижения потребительского спроса. «Бремя топливных расходов, которые увеличились на $80 млн., оказалось для нас непомерным. Цены росли слишком стремительно», – пояснил генеральный директор XL Филипп Виятт. При этом только в июле воздушные перевозки сократились на 1,9%. Сегодня задолженность группы перед банками составляет около 250 млн. евро.
По данным IATA, с начала 2008 г. обанкротилось уже 24 авиаперевозчика. Оставшихся на плаву ожидают совокупные убытки в $5,2 млрд. в этом году и $4,1 млрд. – в следующем.
Приобретения
«Эльдорадо» понадеялось на инвестора
«Эльдорадо» – крупнейшая в России сеть электроники и бытовой техники – привлекла кредит чешской финансовой группы PPF Group. Размер кредита не разглашается, но, по словам осведомленных источников, объем финансирования – около $500 млн. Кредит будет предоставлен в два транша, первый – в $250 млн., уже переведен. По условиям договора чехам предоставлено право выкупить долю сети вплоть до контрольной. «Банк может получить пакет акций как в случае невозврата кредита, так и на других условиях», – уточняют в PPF Group.
Ритейлер пошел на такое соглашение не от хорошей жизни: за несколько месяцев его капитализация сократилась более чем вдвое. По итогам 2007 г. конкуренты оценивали бизнес компании в $4-5 млрд., тогда как в начале сентября этот показатель был снижен до $1,4-2 млрд. Дело в том, что в начале года российские налоговики предъявили «Эльдорадо» претензии на 15 млрд. руб. (обвинения касались серого импорта и ухода от налогов). Следом основные кредиторы потребовали досрочно погасить займы на $400 млрд. «В последнее время банки ограничили кредитование ритейла, начался кризис ликвидности», – отмечает гендиректор «Эльдорадо» Игорь Немченеко. Такие проблемы привели к перебоям с поставками товаров в сеть. Теперь вырученные средства пойдут на пополнение оборотного капитала и погашение задолженности перед поставщиками.
Продажи розничной сети по итогам 2007 г. – $6 млрд. В ее состав входят 1082 магазина и 443 салона связи в России и Украине.
Банкротства
Цена принципиальности
Дни Alitalia – старейшей итальянской авиакомпании, созданной еще в 1947 г., – сочтены. Окончательный крест на ней поставили профсоюзы, которые после долгих дискуссий отвергли антикризисный план, подготовленный правительством. Он предполагал разделение Alitalia надвое. Ценные активы – самолеты и слоты в аэропортах – должны были отойти консорциуму из 16 крупных итальянских инвесторов, готовых вложить 1 млрд. евро в развитие компании. В дальнейшем эти активы предполагалось объединить со вторым по величине в Италии перевозчиком Air One. Неприбыльную же часть бизнеса Alitalia планировалось постепенно распродать. При таком раскладе уже к 2013 г. доналоговая прибыль компании могла составить 250 млн. евро при обороте в 5 млрд. евро.
Камнем преткновения в переговорах инвесторов и профсоюзов стал вопрос о новых условиях трудовых контрактов и перспективе массовых увольнений сотрудников в ходе реорганизации. Согласно плану выходное пособие должны были получить около 3 тыс. из 19 тыс. работников Alitalia. Такие меры поддержали лишь три из девяти профсоюзов. Не помогло и обещание поднять зарплаты на 7%, после того как кризис будет преодолен.
Теперь компании не остается ничего иного, как начать процедуру банкротства. «Это было единственным возможным спасением для авиакомпании и единственной альтернативой ее ликвидации, – отмечают аналитики лондонской Frost & Sullivan. – Сейчас вряд ли появится еще какой-нибудь инвестор, особенно при такой сложной международной ситуации. Больше никто не рискнет вступить в переговоры с профсоюзами».
Alitalia, на 49,9% принадлежащая государству, с 1999 г. была убыточной, а в последнее время на фоне усиления конкуренции со стороны бюджетных перевозчиков и роста цен на авиатопливо ежедневно несла убытки в 2 млн. евро. С 2006 г. Alitalia несколько раз пытались продать: в последний раз победителем в конкурсе стала Air France-KLM, но из-за протестов тех же профсоюзов покупатель в апреле вышел из переговоров.