Вдохновение в бизнесе возникает, когда существует четкая цель. При этом приходит и понимание того, как этой цели достичь.
Примерно понятно, что собой представляет вдохновение в искусстве. А что такое вдохновение в бизнесе? Какова его роль?
В бизнесе также существует словосочетание «состояние искусства» (state of art). В последнее время его применяют все чаще, когда речь идет о каких-то значительных достижениях высокого качества в технологиях, новых продуктах и проч. Этим термином характеризуют необычные и удивительные вещи в деловой жизни. Из этого можно сделать вывод, что бизнес как вид деятельности тоже может быть творческим процессом, своеобразным видом искусства. Поэтому я не вижу особой разницы между вдохновением в искусстве (в лучших его образцах) и «высшей лиге» бизнеса. И в бизнесе, и в искусстве вдохновение имеет одни и те же источники и часто проявляется в похожей форме.
По моему убеждению, вдохновение в бизнесе возникает, когда существует четко определенная цель. При таком видении поставленной задачи приходит и понимание того, как этой цели достичь.
Вообще вдохновение в бизнесе – своеобразное состояние менеджера или группы менеджеров, для которых достижение бизнес-цели является основным жизненным приоритетом, смыслом, вокруг которого вертится вся жизнь. При этом вдохновение нельзя спланировать в определенный период, распределить по дням. Его невозможно разделить на отдельные задачи и представить в виде графика. Это прежде всего приоритетность чего-то одного, что зажигает.
В бизнесе такие цели чаще всего бывают комбинированными. Лично я отдаю предпочтение ситуации, когда бизнес-задача связана с чем-то из сферы социальной ответственности. Когда, кроме прибыли компании, менеджеров заботят и факторы, которые ценятся в обществе. Это может быть улучшение окружающей среды, подъем интеллектуального уровня людей или улучшение стандартов жизни. А может и просто создание вокруг компании позитивной среды для сотрудников, клиентов и общества в целом. При этом прибыль остается хоть и важным, но отнюдь не единственным фактором успеха.
Прокомментируйте ситуацию, когда вдохновение в бизнесе заменяется призывами и накачкой персонала, ура-лозунгами?
Вдохновение приходит через осознание. Не бывает вдохновленных людей, которые не могут объяснить, зачем им достижение той или иной цели. Это осознание приходит через знания. Людям, имеющим знания и всю необходимую информацию, осознавшим важность проекта, накачка не нужна. Нет смысла накачивать сознательный, обученный и вдохновленный персонал. Никто так и не поступает.
Ура-лозунги нужны людям, ограниченным в информации, у которых нет достаточных знаний. В этом случае не возникает вдохновения. Лозунги могут привести к непродолжительному эйфорическому состоянию, которое быстро проходит, поскольку без четкой цели нет результата в долгосрочной перспективе.
Вы – руководитель крупного банка, входящего в большую международную структуру. Интересно вам наблюдать за своими коллегами на рынке? Почему?
Да, интересно. Процесс получения новых знаний, внедрения нового опыта в компании напоминает заплыв против течения реки. Ты останавливаешься, и тебя относит назад. Наблюдения за опытом коллег позволяют держать себя в системе реальных координат. Достижения других являются очень сильными раздражителями и помогают развиваться и двигаться дальше.
Мне также интересен опыт компаний из других отраслей. Нет большой разницы в менеджменте организаций из разных секторов экономики. Везде существуют успешные и не очень успешные решения в управлении и методах достижения успеха. Все это касается как небольших компаний, так и крупных структур. Всякий успех хочется изучать, чтобы определить факторы, способствовавшие ему.
Были случаи, когда что-то из увиденного вы специально брали на заметку?
Очень часто. Я постоянно наблюдаю за лучшими примерами, но в большей мере они относятся не к украинскому рынку, а к нашей группе – Райффайзен Интернациональ. Мы внимательно смотрим на другие 15 банков сети – это довольно успешные институты финансового рынка своих стран, и берем на вооружение их лучший опыт. Для этого у нас даже есть специальные программы.
Эксперты рейтинга определенным образом проранжировали важность критериев, по которым они оценивали вдохновляемость компании для окружающих. Согласны ли вы со списком критериев, не хотели бы дополнить или исключить что-либо из него?
Я согласен со списком. Также добавил бы то, что людей вдохновляют нестандартные задачи. Срабатывает логическая цепочка: сделать что-то первым и от этого стать значимым. Тут и инновационность, и стремление к лидерству. Новаторская цель может быть по достоинству оценена рынком или большим кругом клиентов. От этого значительно улучшается репутация людей, сделавших что-то грандиозное. Это правило успеха: ты стал первым, ты стал первопроходцем. Людей вдохновляют новые рынки, новые задачи и то, что никто никогда не делал до этого. Такие цели также объединяют вдохновленных людей.
Нынешний Райффайзен Банк Аваль лично вас вдохновляет? Благодаря чему?
Да, меня он вдохновляет. Исходя из сложности задач это действительно необычный и новаторский проект, который является уникальным не только для Украины, но и для группы Райффайзен Интернациональ. Такого никто еще не делал: проводится трансформация громадного банка, где обслуживаются более 4 млн. вкладчиков, в результате чего финансовое учреждение будет переведено на стандарты международной банковской группы.
Результат этого проекта является весомым для всего общества, включая социальную ответственность. Это понятно хотя бы по причине большого количества наших вкладчиков. Помня о людях, доверивших нашему банку средства, ты не можешь не волноваться за результат – он является общественно важным. От этого зависит самое дорогое – репутация (читай – доверие).
Мы проходим путь сложных преобразований. После приобретения банка новым владельцем сотрудники были подвержены вирусу неуверенности. На том этапе стояла задача не столько вдохновлять, сколько стабилизировать ситуацию. Сегодня мы прежде всего имеем стабильный коллектив. Несмотря на большое количество новых банков, выходящих на украинский рынок, текучесть кадров у нас очень низкая. Более того, к нам возвращаются люди, которые на том неопределенном этапе ушли из банка. Для нас это важный сигнал: после периода колебаний наступил обратный приток бывших сотрудников. Получается, что Райффайзен Банк Аваль их вдохновляет!
Большей вдохновленности компанией способствует и преодоление коммуникационных сложностей. У нас в банке многонациональный коллектив. Сейчас на уровне головного офиса не существует никаких языковых барьеров. Более 600 сотрудников, прошедших обучение английскому языку и ставших своими в интернациональном окружении, не могут не вдохновлять руководство банка.
Четкое разграничение функций ОАО Райффайзен Банк Аваль зарегистрировано 27 марта 1992 г. (до 25 сентября 2006 г. – Акционерный почтово-пенсионный банк Аваль). С октября 2005 г. банк стал частью банковской холдинговой группы Райффайзен Интернациональ Банк-Холдинг АГ. |