Реформа призвана упростить предоставление налоговой отчетности и избавить компании от необходимости в течение трех лет хранить бумажную контрольную кассовую ленту. Глобальную модернизацию планировалось завершить до 1 июля 2013 г. (с этой даты предусматривались санкции за непредоставление отчетности в электронном виде). Однако 21 июня 2013 г. Верховная Рада приняла решение об отсрочке санкций и переносе сроков завершения реформы, дав торговцам еще полгода на завершение подготовки. Чего не успели сделать компании и с какими сложностями столкнулись?
Сегодня большинство точек розничной торговли оснащены фискальными аппаратами, формирующими контрольную ленту в бумажной форме. То есть каждый чек, получаемый покупателем, дублируется на контрольной ленте и хранится в течение трех лет. Налоговая отчетность подается раз в месяц в бумажной форме.
После внедрения реформы каждый аппарат в конце дня связывается с сервером налоговой службы через эквайер и с помощью системы передачи данных НСМЭП, разработанной НБУ, и передает данные об осуществленных операциях, что избавляет от походов в налоговую. С технической точки зрения модернизация может быть реализована двумя способами: подключением к существующему фискальному оборудованию модема для передачи данных (что может сделать только производитель оборудования лишь после включения модернизированной версии в государственный реестр РРО) или заменой старого оборудования на новые РРО, формирующие контрольную ленту в электронном формате (КЛЭФ).
После 1 января 2014 г. все новые аппараты, подлежащие регистрации в налоговой, должны иметь формат КЛЭФ (но старое оборудование, доработанное модемом, можно будет эксплуатировать до окончания его ресурса).
Что касается хода реформы, то, как и любой масштабный процесс (в Украине около 280 тыс. РРО), она предполагает множество организационных изменений и задач при внедрении.
Основные трудности состоят в том, что сама технология пока не отработана, а процесс подразумевает большое количество участников, каждый из которых решает новую для себя задачу (по данным УкрЭККА, в реализацию реформы вовлечены более 6 тыс. человек). Разработчики техники и программного обеспечения знают, что цикл создания зрелого, стабильно работающего продукта гораздо длиннее, чем срок его производства. Любая техника или ПО проходит тестирования и доработки. Если же речь идет о совместной работе разных разработчиков, а тестирования проводятся в реальных условиях, то процесс взаимной интеграции и синхронизации становится в разы сложнее.
Именно поэтому простая, на первый взгляд, задача подключения модема к фискальному аппарату и передача данных на практике оказывается сложным проектом. Например, передачу данных к информационному эквайеру протестировать заранее невозможно: подключение должно осуществляться только в реальных условиях, а у производителей техники и сервисных центров, осуществляющих доработку, имеется только эмулятор, работа которого сильно отличается от реальных условий. Поэтому производителям фискальной техники пришлось перевести работу своих сервисных подразделений чуть ли не на круглосуточный режим, подбирать индивидуальные графики, чтобы модернизация не мешала основному бизнесу клиентов.
Дальнейшее развитие событий.
1 октября 2013 г. – из Государственного реестра РРО будет исключено оборудование, не позволяющее передавать отчетность в электронном виде (как следствие – будет запрещено его использование).
1 января 2014 г. – непредоставление электронной отчетности влечет за собой применение финансовых санкций. К первичной регистрации в налоговой будут допускаться только РРО с КЛЭФ.