Современная жизнь щедра на новые названия и понятия. Разнообразные словечки являются из множества сфер с твердым намерением укорениться в привычном обиходе. Особенно «плодовита» экономико-банковская деятельность, но тут главное не уподобляться Ляпису Трубецкому из «12 стульев» и понимать, что означает то или иное слова, прежде чем ловко вворачивать его в разговор. banker.ua решил разобраться с новомодным термином «факторинг» и призвал на помощь заместителя главы правления КБ «Украинская финансовая группа» Сень Дениса.
Что такое факторинг?
Факторинг как банковская операция лучше всего отражает принцип «деньги сегодня всегда стоят дороже, чем деньги завтра».
Факторинг — беззалоговое финансирование под обеспечение прав требования денежных средств, т.е. фактор приобретает товарные накладные, по которым у него возникают права требование денежных средств.
С определенной точки зрения в «родственники» факторингу можно записать кредитование под залог дебиторской задолженности, форфейтинг. Существенные отличия факторинга — это, во-первых, отсутствие залога, во-вторых, комплексность. Настоящий факторинг — это всегда будет комплекс услуг, в который входят:
– информационное обслуживание клиента (фактор всегда дает рекомендации клиенту по сотрудничеству с его дебиторами, указывает на сомнительные моменты дебитора);
– юридическое сопровождение факторинговых операций, работы клиента с его дебиторами;
– управление дебиторской задолженностью клиента, т.е. администрирование (то, что предполагает работы по возврату задолженности от дебитора).
Украинский рынок факторинговых операций
В Украине факторинг появился относительно недавно, 2001-2002 год. Пионерами на рынке отечественного факторинга были: ТАС Комерцбанк (сейчас Сведбанк), Укрсоцбанк, Укрэксимбанк. На сегодняшний день эти банки являются лидерами, занимая около 60% рынка. Сегодняшняя конъюнктура рынка: переход торговых компаний на условия работы с позиции товарного кредита, т.е. с отсрочкой платежа, стимулирует динамичное развитие факторинговых операций. Такая ситуация и приводит клиента к необходимости работы по факторингу.
Что касается динамики развития факторинговых операций, то с 2001 года сохраняется устойчивая тенденция роста. Хотя за последние два года рынок вырос в два-три раза, в целом прирост нельзя назвать стремительным. По мнению аналитиков пик развития придется на 2009 год (100-процентный рост). Основными игроками на рынке факторинга остаются три его «первооткрывателя»: ТАС Комерцбанк (сейчас Сведбанк), Укрсоцбанк, Укрэксимбанк и «РайффайзенБанк Аваль», «Петрокоммерц», Европейский банк, «Арма Факторинг», «Первая факторинговая компания». Так называемый кросс-продукт (банковский продукт, заявленный как факторинг, однако отличающийся от классического вида) можно получить в Себбанк, Вабанк, и Активбанк и Уникредитбанк.
«Украинская финансовая группа» находится на четвертом-пятом месте, по уровню своего портфеля и позиции занимаемой на рынке (портфель – около 130 млн грн). Портфели так называемых «монстров рынка» — в среднем 250-200 млн грн, в частности на начало лета портфель Укрэксимбанка составлял около 300 млн грн.
Виды факторинга
В рамках факторингового финансирования выделяют:
– стандартный факторинг, факторинг с регрессом, который предполагает наличие поручительства за своего дебитора;
– безрегрессный факторинг, при котором клиент не поручается за своего дебитора и перекладывает все свои риски на фактора, который выкупает права требование денежных средств.
В силу значительных рисков, только единицы факторов в Украине позволяют себе работать по программе безрегрессного факторинга. При этом могут ставиться условия либо страхования риска неисполнения обязательств со стороны клиента и его дебитора, либо оформления обеспечения в виде залогов, поручительств. Что сводит на нет позицию факторинга, потому что факторинг – это по определению беззалоговое финансирование. То есть в итоге на рынок выпускается некий суррогат банковских продуктов, заявленный как факторинг. Таким образом, не все банки, которые заявляют о наличии в рамках собственного ряда банковских продуктов такого продукта как факторинг, действительно предлагают своим клиентам классический факторинг.
Факторинг как банковский продукт вполне самостоятельный, т.е. совершенно не мешает развиваться кредитным продуктам. Нередки случаи, когда клиенты пользуются параллельно и кредитными продуктами и факторингом. К примеру, в нашем банке договор факторинга клиента ничему не обязывает, он может лежать как дополнительный финансовый инструмент в его столе и быть востребованным в случае необходимости получить оперативное финансирование. То есть до тех пор, у клиента не возникнет необходимости им воспользоваться.
Недостатки факторинговых операций
Среди недостатков факторинговых операций выделяют:
– Высокие требования банка к предоставляемым к продаже документам;
– Во многих случаях — необходимость поручительства за клиента (то, что называется регрессным факторингом);
– Цена факторинга. На сегодняшний день, факторинг — не дешевая услуга. Если провести некую параллель, то факторинг — это бутиковый продукт. Средняя цена факторинговых операций в комплексе составляет около 30% годовых. Хотя, ценовой фактор, при всей своей важности, не является первоопределяющим при выборе «производителя» факторинга.
Почему? Во-первых, как уже упоминалось, не все банки, заявляющие факторинг среди своих банковских продуктов, предоставляют его в том виде, в котором он должен быть. Во-вторых, факторинг — это, прежде всего, комплекс услуг и такой элемент как качество обслуживания играет если не главную, то одну из ключевых ролей.
Для того, что бы обеспечивать должный уровень обслуживания, фактор должен обладать технологиями, квалифицированным персоналом, специализированным программным обеспечением и достаточным опытом работы. Но, к сожалению, новые игроки на рынке склонны использовать демпинговые цены, предлагая более дешевые услуги, умалчивая о том, что они фактически ставят опыты на своих клиентах. Т.е. клиент не подозревает, что на нем отрабатывается технология, но платит меньше. Правда выигрывает ли он при этом это еще вопрос.
Материал предоставлен banker.ua