Принятие Закона «Об акционерных обществах» позитивно повлияет на капитализацию украинских компаний, стоимость бизнеса, а также на рынок слияний и поглощений.
Верховная Рада наконец приняла долгожданный Закон Украины «Об акционерных обществах» (далее – Закон). Многие годы попытки утвердить подобный закон были неудачными. Соответствующий законопроект был зарегистрирован 23 ноября 2007 г. под номером 0952 и принят в целом после второго чтения 17 сентября 2008 г. Даже если президент наложит вето на Закон, вероятность того, что он скоро вступит в силу, очень велика. За данный Закон проголосовали 358 депутатов, это более чем достаточно для преодоления президентского вето.
Принятие Закона – требование времени, поскольку в действующем законодательстве существует много пробелов относительно создания, деятельности, управления и прекращения деятельности акционерных обществ. Его отсутствие сдерживает развитие фондового рынка Украины, является причиной многочисленных нарушений прав акционеров, а также рейдерства. Поэтому с появлением Закона инвестиционная привлекательность Украины должна постепенно повышаться, так как этим документом заложены мощные механизмы по антирейдерству и защите прав акционеров. Приблизительно через год, когда он не только вступит в силу, но и начнут работать правовые механизмы, заложенные в нем, появятся реальные стимулы для увеличения капиталовложений в Украину, что повысит конкурентоспособность местных компаний.
Вступление в силу Закона решит немало существующих проблем и устранит часть пробелов в корпоративном законодательстве, в частности, в деятельности акционерного общества (АО). Так, Законом комплексно урегулированы вопросы, начиная с момента создания и до прекращения деятельности АО, порядок управления им, права акционеров, механизмы их реализации и гарантии защиты прав акционеров. Сбалансированы интересы собственников контрольных пакетов акций (50% и более), крупных пакетов акций (10% и более), привилегированных акций, а также мелких акционеров. Сделано это согласно общепринятым международным принципам и стандартам корпоративного управления с учетом специфики корпоративного права Украины. Закон распространяется на все АО, включая государственные. Остановимся на ключевых нововведениях и их последствиях для корпоративной безопасности бизнеса.
Кто есть кто в акционерном обществе
В новом законе четко определена компетенция органов АО (они теперь разделяются на публичные и частные – аналоги существующих закрытых и открытых акционерных обществ с некоторыми особенностями и отличиями), установлены механизмы их взаимодействия.
Законом вводится понятие «корпоративного секретаря», в основные задачи которого входит обеспечение взаимодействия АО с акционерами и/или инвесторами. Так, одной из главных функций корпоративного секретаря является обеспечение каждого акционера на основании письменного запроса доступом к учредительным документам, протоколам общих собраний, собраний наблюдательного совета и ревизионной комиссии, годовой финансовой отчетности, документам, которые подтверждают права на имущество и т. д. Исключение составляют документы бухгалтерской отчетности, а также касающиеся крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
С целью ускорения принятия некоторых корпоративных решений, ряд вопросов, относящихся по действующему закону к исключительной компетенции общего собрания, отнесены к компетенции наблюдательного совета. Например, избрание и отзыв председателя и членов исполнительного органа, утверждение условий трудовых договоров, что будут заключаться с членами исполнительного органа, определение размера их вознаграждения. В то же время основные вопросы деятельности акционерного общества остаются в исключительной компетенции общего собрания акционеров. Кроме того, предусматривается введение кумулятивного голосования, голосования путем опроса, усовершенствование механизмов доступа к информации о деятельности акционерных обществ. Законом сокращен срок для подачи уведомлений о проведении общего собрания с 45 (по действующему законодательству) до 30 дней до даты проведения такого собрания. Публикация уведомления в официальном печатном издании является обязательной только для АО, количество акционеров (владельцев простых именных акций) в котором превышает 1 тыс. Публичные акционерныео общества дополнительно отправляют уведомления фондовой бирже, на которой такое общество прошло процедуру листинга. Во всех других случаях достаточно письменного уведомления каждого акционера о проведении собрания.
Рейдерский заслон
В Законе есть ряд новшеств, направленных на борьбу с рейдерством. Так, теперь запретят покупка акций АО через процедуру дарения. Преимущественное право на покупку акций не будет действовать только в случае их передачи по наследству или по праву преемственности. Общие собрания акционеров должны проводиться исключительно по месту нахождения общества, что не позволит рейдерам проводить альтернативные собрания в других населенных пунктах. Исключение делается для АО, 100% владельцами акций которых являются иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также международные организации.
В отличие от Закона «О хозяйственных обществах», предусматривающего формирование наблюдательного совета исключительно из числа акционеров, новый Закон предусматривает избрание членами наблюдательного совета не только акционеров, но и их представителей, так как членом совета может быть лишь физическое лицо. Таким образом, решится проблема формирования наблюдательного совета в акционерных обществах, акционеры которых – юридические лица. Позитивным новшеством является и то, что Закон разрешает устанавливать неограниченное количество представителей в наблюдательном совете, причем каждый его член имеет один голос. Законодателем предусмотрена возможность установления зависимости членства в наблюдательном совете от количества принадлежащих акционерам голосующих акций.
Правовая защищенность инвесторов заключается в установлении цивилизованных механизмов защиты их прав и законных интересов. Так, собственники крупных пакетов акций получают возможность контролировать движение активов предприятия благодаря предусмотренному Законом порядку заключения крупных сделок (на суму от 10% стоимости чистых активов АО) и сделок с заинтересованностью (когда должностное лицо АО, его аффилированное лицо или акционер, владеющий простыми акциями АО в размере 25% и более, имеют личную заинтересованность в сделке, которая заключается обществом). В соответствии с Законом решение о заключении таких сделок принимается наблюдательным советом.
Акционеры, владеющие крупными пакетами акций, защищены от потери контроля над АО благодаря урегулированию порядка приобретения крупного пакета акций, который должен быть прозрачным для акционерного общества и его акционеров. Для этого лицо, намеревающееся купить крупный пакет, должно преждевременно (за 30 дней до запланированной даты приобретения) подать АО письменное уведомление о своем намерении, а также обнародовать его через ГКЦБФР и каждую биржу, на которой АО прошло процедуру листинга, и опубликовать сообщение в официальном печатном издании. При этом АО, крупный пакет акций которого выкупается, не имеет права применять меры с целью препятствовать такому приобретению. Если же оно произошло, акционеры получают право требовать от собственника крупного пакета акций выкупить принадлежащие им акции по рыночной стоимости. Следует отметить, что подобный порядок приобретения крупного пакета активов предусмотрен законодательством многих европейских государств, но принципиально новый для Украины.
Права миноритариев
Закон предусматривает гарантии защиты интересов мелких акционеров. Так, в случае принятия общим собранием решения о прекращении деятельности АО (кроме ликвидации), о заключении крупной сделки, изменении размера уставного капитала, акционерам, участвовавшим и зарегистрировавшимся на собрании и голосовавшим против принятия таких решений, предоставляеться право требовать от АО выкупить принадлежащие им акции по рыночной стоимости. Еще одним средством защиты прав мелких акционеров является предоставление им доступа к информации о деятельности АО. На основании письменного запроса в течение десяти дней акционер может ознакомиться с учредительными документами компании, протоколами общих собраний, собраний наблюдательного совета и ревизионной комиссии, с годовой финансовой отчетностью и другими отчетными документами, которые подаются соответствующим государственным органам.
На рынке ценных бумаг в Украине пока очень мало привилегированных акций. Для повышения их привлекательности Закон предоставляет собственникам таких акций дополнительные права. В частности, предусматривается обязательное предоставление им права голоса при решении таких вопросов, как:
- прекращение деятельности АО, предусматривающее конвертацию привилегированных акций этого класса в привилегированные акции другого класса, простые акции или другие ценные бумаги;
- внесение изменений в устав АО, предусматривающее ограничения прав акционеров-собственников этого класса привилегированных акций;
- внесение изменений в устав АО, предусматривающее размещение нового класса привилегированных акций, собственники которых будут иметь преимущества.
Эти и другие нормы Закона вступят в силу через шесть месяцев после его опубликования (кроме положения о том, что все акции АО должны быть в исключительно бездокументарной форме, которое вступает в силу через два года с дня опубликования) и будут обязательными для вновь создаваемых АО. Компании, созданные до вступления в силу Закона, должны будут привести свои учредительные документы в соответствие с его положениями в течение пяти лет с даты его вступления в силу.
Интересы миноритариев защищены Олег Мальский, юрист Magisters, магистр права Джорджтаунского университета: |