На прошедших в сентябре крупнейших форумах предметного дизайна – парижской выставке Maison et Objet и The London Design Festival – вновь были сформулированы основные термины и направления движения как в области дизайнерских идей, так и работы индустрии в целом. Именно в этом году наиболее авторитетные персоны предметной сферы предлагают вернуться к основам, переосмыслить ценности и наконец-то осознать, в чем состоит суть дизайна. Эти постулаты предметники вывели вслед за своими коллегами из индустрии роскоши, проповедовавшими ассортиментную «трезвость» в разгар экономического кризиса в 2009 г. Как известно, кризис в еврозоне продолжается, поэтому дизайнеры пришли к тем же выводам, что и производители люкса: пора спонтанных приобретений прошла, необходимо «переформатировать» столы и стулья таким образом, чтобы их продолжали покупать и в нынешние, не самые лучшие времена.
Антигламурная роскошь
Наиболее точные и емкие формулировки главных дизайн-трендов были представлены в Париже. Выставка Maison et Objet, которая проходит дважды в год – в январе и сентябре, завоевала высокую репутацию не столько подбором экспонентов, сколько теоретическими высказываниями представителей ведущих тренд-агентств, каждый год создающих инсталляции на сформулированные ими наиболее актуальные темы. А еще – выпуском специальной книги трендов, пользующейся среди профессионалов большой популярностью. И в этот раз Элизабет Лериш, Франсуа Бернар и Венсан Грегуар представили концептуальные стенды, обставленные с образцовой минималистичностью – редкость для Maison et Objet, являющейся выставкой интерьерного декора. Виной всему – заявленная тема, Essentiel (в переводе с французского – «сущность»), а в данный момент дизайн-сообщество видит суть своей работы не в декоративности, а в минимализме, простой красоте и функциональности. Именно эти качества стали основными в инсталляции Элизабет Лериш, назвавшей свою работу «Минимум». Владелица бюро трендов своего имени заявляет: чем меньше – тем лучше – и это самое приемлемое выражение современной антигламурной роскоши, приходящей на смену чрезмерному потреблению. Свет в конце тоннеля она видит в чистой геометрии, простых линиях и материалах, легких формах и цветах. «Новая трезвость как качественно иной тип обладания должна заменить бесконечное потребление», – говорит Элизабет Лериш.
Трендсеттер Франсуа Бернар видит новое поколение предметного дизайна в том же ключе, что и Лериш. Он предлагает вернуться к элементарным, но отнюдь не примитивным формам – геометрическим, молекулярным и абстрактным, коррелирующим с основными природными стихиями: водой, землей, огнем и воздухом. В соотношениях легкости и веса, плотности и прозрачности, жесткости и плавности Франсуа Бернар находит богатый источник эмоциональности и чувственности дизайна.
Среди скептически и довольно пессимистично настроенных парижских трендсеттеров лишь Венсан Грегуар с оптимизмом смотрит в будущее, он назвал свою инсталляцию «Yes Future!». Надежным источником вдохновения для предметников ведущий специалист агентства Nelly Rodi считает «прекрасный новый мир» технологий и того футуристического видения окружающего, который они несут. Лишь в обращении к современным инновациям можно избежать ощущения дежавю, постоянно преследующего дизайнеров при взгляде на любой предмет, и избавиться от установки на то, что «все уже было сделано до нас».
Классика жанра
Участники Лондонского фестиваля дизайна хоть и не сформулировали единую тему мероприятия, однако де-факто по совокупности акций поддержали своих парижских коллег. В столице Великобритании также царил дизайнерский пуризм, но в жанровой сфере: флагманские выставки The London Design Festival были посвящены стульям и переизданиям классики XX в.
На просвещенный взгляд кажется, что на эти темы уже невозможно говорить – настолько заезжена классическая пластинка, однако к работам лондонцев все же стоит присмотреться. Ведь в последние годы Туманный Альбион активно оспаривает, и довольно успешно, титул дизайнерской столицы мира у Парижа и Милана, развивая и расширяя сентябрьское мероприятие. Еще пять лет назад лидером предметного дизайна в Лондоне была выставка компаний – производителей 100% Design, однако сейчас она является лишь одним из многих, причем далеко не первым, в ряду разнообразных мероприятий, проводимых в музеях, галереях, а то и на улицах Лондона.
Программными акциями последнего The London Design Festival стали две выставки ни где-нибудь, а в престижном музее Виктории и Альберта. Там была устроена масштабная инсталляция Mimicry Chairs из фирменных прозрачных стульев популярного японского дизайн-бюро Nendo, встроенных в музейные интерьеры. А в музейном саду расположились уличные городские стулья из проекта Bench Years – скамейки, концептуальные прототипы которых были созданы ведущими европейскими дизайнерами под эгидой Established & Sons. Среди приглашенных знаменитостей фигурируют такие светила, как Люка Никетто, Константин Грчик и дуэт Barber Osgerby, спроектировавший олимпийский факел для летних игр в Лондоне. Задание у дизайнеров было простым: создать скамейку из предоставленных материалов, в числе которых сталь, дерево, стекло, мрамор, керамика и кориан (искусственный акриловый камень), самый технологичный из всех предложенных. Эти базовые для дизайна материалы оказались благодатным полем для фантазии.
На тему стульев высказалось и молодое поколение дизайнеров – в проекте Out of the Woods: Adventures of 12 Hardwood Chairs, показанном опять-таки в Victoria and Albert Museum. Объединившись с американской American Hardwood Export Council и британским производителем мебели Benchmark, студенты Лондонского королевского колледжа искусств создали стулья, причем обязательным условием работы было использование американских твердых пород древесины и экологически безопасных технологий производства. Молодняк выдал на-гора разнообразные по стилю предметы – от деревенских кантри-скамеек до архитектурно-деконструктивистских танцующих барных стульев.
Борьба за чистоту
Программные инсталляции и концептуальные выставки Парижа и Лондона стали бы всего лишь бесплодным теоретизированием, если бы не были поддержаны серийными коллекциями мебельных фабрик, выставивших свои новинки под стать вымыслам идеологов. Простота и лаконичность форм, очищение от бессмысленной нарядности, естественность и натуральность – главные черты новых объектов предметного дизайна, уже доступных или вот-вот поступающих в продажу. Эта тяга к пуризму отличает не только собственно мебельные фабрики, выпускающие диваны, столы и стулья, но и производителей интерьерного декора, которым минимализм обычно дается тяжелее просто в силу жанра. Отличный выход из положения нашла, к примеру, бельгийская Serax, выпускающая горшки, вазы и столовые приборы – предметы, которым без декора не обойтись. В своих новых коллекциях бельгийцы сосредоточились на воспроизведении необработанных поверхностей, и у них получились сервизы, будто из жеваной бумаги, напольные вазы, словно только что вышедшие из бетономешалки или снятые с гончарного круга.
Отказ от всего полированного, глянцевого, та самая тяга к антигламурной роскоши – повсеместное увлечение, выразившееся у производителей мебели, а не только студентов-концептуалистов в активном использовании древесины, поверхность которой кажется не покрытой лаком и вовсе не обработанной. На деле это, конечно, не так, однако технологии отделки применяются минимальные, не закрывающие природную красоту и богатую фактуру древесины.
Кроме того, многие экспоненты сентябрьских выставок обратились к классике предметного дизайна, сделав новые издания культовых объектов или выставив оригиналы на своих стендах. У грандов есть чему поучиться. Например, итальянцы из Vitra учатся у Антонио Читтерио, Чарльза и Рэй Имз или у Джо Понти, работы которого выставили в лондонском бутике Molteni & C. Эти люди сейчас считаются образцами чистого дизайна во всей его красе, и новое поколение предметников, желая докопаться до самой его сути, знают, к чему им стремиться.