The Washington Times: США пытаются вбить клин в отношения Белоруссии с Россией

Администрация Буша (George Bush) предлагает белорусскому авторитарному лидеру Александру Лукашенко улучшить отношения в надежде на то, что представившаяся стратегическая возможность в связи с вторжением России в Грузию, поможет ослабить его продолжительный союз с Москвой.


Официальные представители США подчеркивают, что они не станут пересматривать свою политику продвижения демократии, но вместе с тем признают, что пытаются найти “баланс” в отношениях с правительством, во главе которого стоит человек, которого знают в Вашингтоне как последнего диктатора Европы.


“Лидерам и народонаселению этого региона следует взглянуть на события в Грузии через призму их собственных национальных интересов”, – сказал один чиновник администрации, прибавив, что намерения России также следует воспринимать через эту призму. Он попросил не называть его имени из-за деликатности обсуждаемого вопроса.


Вашингтон недвусмысленно заявил, что Грузия, совершив 7 августа нападение на мятежную провинцию Южную Осетию, допустила ошибку. Одновременно критике подверглась и реакция Москвы – непропорциональная и излишне жесткая с точки зрения Вашингтона.


По данным чиновников, госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и ее помощники проводят анализ влияния демонстраций мощи, которые устраивает в последнее время Россия, на другие республики бывшего СССР, а в конечном итоге – на США и интересы Запада в Восточной Европе, Центральной Азии и Латинской Америке.


Что касается Белоруссии, говорят они, то пришло время объяснить Лукашенко, что в интересах его страны – выйти из тени Москвы.


“Белорусские власти дали понять, что после вторжения России в Грузию ищут новые пути взаимодействия с Европой и США, – сказал высокопоставленный чиновник Госдепартамента. – Мы хотим, чтобы они уяснили: это возможно, но им тоже придется предпринять кое-какие шаги”.


“Тем большее разочарование вызывают” парламентские выборы, прошедшие 28 сентября в Белоруссии, заявил чиновник.


Эти выборы поставили Вашингтон в неловкое положение. США согласились с ОБСЕ, что данное голосование не отвечает международным стандартам, поскольку в парламент не прошло ни единого кандидата от оппозиции. Вместе с тем критика со стороны Вашингтона на этот раз была куда более умеренной, чем в прошлом.


“Мы, конечно, хотели бы видеть в этом регионе демократию, – сказал на прошлой неделе журналистам официальный представитель госдепартамента США Роберт Вуд (Robert Wood). – Конечно, мы хотим, чтобы власти (Белоруссии) предприняли некоторые шаги в ряде областей… Но мы также понимаем, что нужно работать с этим правительством, и мы хотели бы вывести его на правильный путь”.


В кулуарах чиновники рассказали, что имеет место преднамеренная “смена тона” в отношениях с Белоруссией. Они просили не называть своих имен из-за деликатности этих благосклонных жестов в адрес государственного лидера, которого в Вашингтоне считают диктатором.


Со времени грузинских событий Лукашенко стремится обозначить свою тягу к улучшению отношений с Западом. По некоторым сообщениям, посол России в Минске жаловался, что Белоруссия проявила недостаточно энтузиазма в поддержке российской военной операции. В августе Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, но Белоруссия ее примеру не последовала. Пока единственная страна, помимо России, признавшая эти два государства, это Никарагуа.


В текущем году Москва сильно подняла цены на энергоносители для Белоруссии, которая в этом отношении полностью зависит от России.
В августе Лукашенко освободил последних оставшихся в Белоруссии политических заключенных, что следует расценивать как жест доброй воли в адрес Запада.


Впрочем, в понедельник, во время встречи с премьер-министром России Владимиром Путиным, он взял другой тон.


“Мы никогда дружбой с русскими не торговали и не будем торговать”, – сказал собравшимся в Минске журналистам Лукашенко.


Путин, со своей стороны, заявил, что “Россия… готова рассмотреть возможности по углублению сотрудничества, по поддержке белорусской финансовой системы, если это потребуется”.


Тем не менее, судя по некоторым признакам, недавние действия Кремля все же заставляют Лукашенко “нервничать”, сказал Стивен Флэнаган (Stephen Flanagan), старший вице-президент вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. Поскольку Россия претендует на “особые права” в Белоруссии, которую в Москве называют “ближним зарубежьем”, Вашингтон “пытается найти способы погасить” эти амбиции, сказал он.


Проведение администрацией “переоценки политики США по отношению к некоторым бывшим советским республикам в данный момент полезно”, сказал Флэнаган.


В прошлые выходные Райс побывала в еще одной подобной стране – в Казахстане, где провела переговоры с авторитарным лидером Нурсултаном Назарбаевым, ориентированным на Россию. В отличие от Лукашенко, у Назарбаева сохранились относительно неплохие отношения с западными властями, которые, в свою очередь, подвергаются критике за то, что они предпочитают не замечать его курса..

К2Капитал

Залишити відповідь