Бизнес, для которого актуален вопрос трансфертного ценообразования, не смог разработать стратегию работы в условиях действия соответствующего закона, так как органы власти не подготовили нормативную базу для его обеспечения.
Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказал партнер аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко.
"Сложно разработать полноценную защитную стратегию без ознакомления с нормативными актами, которые должны были появиться под данный закон, но на сегодня еще не приняты", – сказал он.
По его словам, закон отводил органам власти на подготовку нормативной базы три месяца. В частности, Кабинет министров обязан был утвердить перечень государств, в которых ставка налога на прибыль на 5% ниже, чем в Украине, порядок расчета и применения рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности, официально признанные источники информации о рыночных ценах, порядок и процедуру согласования цен в контролируемых операциях, по результатам которых заключаются договора, имеющие двусторонний и многосторонний характер.
Кроме того, Нацкомфинуслуг должен был утвердить методику определения цены страхового тарифа.
Министерство доходов и сборов, в свою очередь, обязано было утвердить методику определения цены банковских услуг, порядок осуществления мониторинга цен в контролируемых операциях, форму акта (справки) о результатах проверки контролируемой операции и требования к его (ее) составлению, а также форму уведомлений о пропорциональной корректировке или обратной корректировке и порядок ее проведения.
Д.Сушко также отметил недостаточный уровень квалификации работников налоговой службы на местах, которые, в частности, не используют действующие с 2013 года новые нормы Налогового кодекса, касающиеся обычных цен. В частности, возросло количество методов определения обычной цены, появились новые, более легкие для использования, методы обоснования обычной цены, расширился и обрел какую-то ясность перечень возможных источников информации для сравнения обычных цен.
"Фискалы не спешат массово этим пользоваться. Как показывают сегодняшние реалии, прецеденты с обычными ценами – очень не частая практика, если сравнивать те же случаи с признанием мнимых сделок, несогласия с документальным подтверждением операций и т. п. Возможно, основная причина – в недостаточном уровне квалификации представителей налоговой службы на местах. Сложно реализовать идеи о наполнении бюджета благодаря трансфертному ценообразованию, ведь написать в акте – это полдела, а затем написанное еще и в суде отстоять нужно", – сказал он.
В то же время Д.Сушко отметил, что "бизнес, для которого актуален вопрос трансфертного ценообразования, при необходимости пересматривает существующие правила работы", – сказал он.
Как сообщалось, президент Украины Виктор Янукович 31 июля 2013 года подписал закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании" (№2515), принятый Верховной Радой 4 июля.
Миндоходов первоначально рассчитывало, что принятие этого закона принесет бюджету дополнительно 20 млрд грн в течение трех лет и в ходе его прохождения в Верховной Раде смогло отстоять практически все принципиальные для него положения документа.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2013 года.
Эту норму резко критикуют представители бизнеса. По их мнению, предприятия не смогут подготовиться к новым требованиям в столь короткий срок, а правительство и другие ведомства не успеют принять подзаконные акты. Помимо этого, вступление закона в силу в середине года вносит коллизию относительно сроков отчетности.
В то же время Миндоходов убеждает, что все подзаконные акты будут приняты. По мнению ведомства, первые отчеты будут подаваться уже в 2014 году, поэтому дата 1 сентября является приемлемой.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».