Кризис-менеджмент
Банки пошли по рукам
В США продолжается череда чрезвычайных сделок, меняющих ландшафт финансового сектора. Wachovia, четвертый по величине коммерческий банк в стране, согласился при посредничестве Федеральной корпорации страхования депозитов США (FDIC) продать своему конкуренту Citigroup банковские операции за $2,1 млрд. Покупатель примет на себя долговые обязательства Wachovia в размере $42 млрд. Потери свыше этой суммы компенсирует FDIC, взамен получив от Citi привилегированные акции и варранты на $12 млрд. Чистый убыток Wachovia в первом полугодии 2008 г. составил $9,7 млрд. (в основном из-за потерь по ипотеке) – его акции с начала года подешевели на 80%. Не будь этой сделки, одному из старейших национальных банков страны (его история насчитывает 225 лет) вряд ли удалось бы избежать банкротства.
25 сентября рухнул крупнейший в США сберегательный банк Washington Mutual (WaMu) с активами в $307 млрд. Его взяла под свой контроль FDIC, после чего отделения разорившегося финансового института выкупил за $1,9 млрд. JP Morgan Chase. Эта сделка превратила покупателя в лидера банковской индустрии США по депозитам, которых, по оценкам CreditSights, набралось на $900 млрд. «JP Morgan удалось купить просто королевский актив за очень небольшие деньги», – говорят в Egan-Jones Ratings. Причем само поглощение WaMu не стало сюрпризом, так как проблемы у него наблюдаются уже год, а в последние месяцы ситуация стала критической (в июле-августе вкладчики сняли с депозитов $5 млрд., а с 15 сентября – $16,7 млрд.).
Тем временем бывший инвестбанк Morgan Stanley, который еще вел переговоры о слиянии с Wachovia, согласовал условия вхождения в свой капитал крупнейшего японского банка Mitsubishi UFJ Financial Group – за $9 млрд. тот получит 21% акций.
«Кризис, охвативший Уолл-стрит, возможно, приведет к самым драматическим в ее истории изменениям ландшафта, организации и механизмов действия», – полагает Говард Баффет, член совета директоров инвестиционной Berkshire Hathaway и старший сын миллиардера Уоррена Баффета. Так, за счет слияний и поглощений уже происходит укрупнение финансовых институтов, среди которых выделились Citi, Bank of America и JP Morgan Chase.
Топ-менеджмент
Бизнес под каблуком
Американский журнал FORTUNE опубликовал свой ежегодный рейтинг 50 наиболее влиятельных женщин-предпринимателей мира. Как отмечают авторы исследования, наиболее примечательно, что все они не только успешно руководят масштабными бизнесами, но и сумели зарекомендовать себя в отраслях, традиционно считающихся мужскими. Хотя большинство из них – представительницы Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (США не входят в исследование), в рейтинге есть главы компаний из Израиля, Саудовской Аравии, Филиппин, ЮАР, России и Мексики.
Традиционно в рейтинге лидирует 51-летняя британка Синтия Кэрролл, глава горнорудного гиганта Anglo American. Несмотря на непростую экономическую ситуацию и снижение выручки на 9% в прошлом году – до $29 млрд., железная леди второй год подряд добивается рекордной операционной прибыли компании.
Прорывом года стала австралийка Гейл Келли, восемь месяцев назад возглавившая второй по величине в Австралии банк Westpac. Причем гендиректор уже вынашивает планы по его объединению с St. George Bank в рамках $15-миллиардной сделки, что позволит вывести Westpac в лидеры национального рынка.
В тройку наиболее успешных бизнес-леди США вошли Индра Нуйи (председатель правления и CEO PepsiCo), Ирен Розенфельд (председатель правления и CEO Kraft Foods) и Пэт Вортц (председатель правления и CEO одного из крупнейший мировых производителей сельхозпродукции и биоэтанола Archer Daniels Midland).
Слияния
Еще один шаг к мировому доминированию
BHP Billiton, крупнейшая в мире горнодобывающая компания, получила одобрение антимонопольных органов Австралии на поглощение сталелитейного гиганта Rio Tinto Group за $120 млрд. Сделка обсуждается еще с прошлого года, когда BHP сделала официальное предложение о покупке австралийско-британской Rio Tinto. С тех пор согласия так и не последовало, поскольку Rio, по мнению ее руководства, недооценили. Тем не менее в июле BHP добилась одобрения объединения со стороны США, а к январю 2009 г. ожидает решения Еврокомиссии. Если Брюссель даст добро, то сделка может стать одной из крупнейших в истории рынка M&A.
Консолидация активов BHP и Rio приведет к возникновению добывающей компании, которая будет контролировать около трети рынка железной руды. Помимо этого новый концерн будет представлен во всех нишах горнодобычи – от марганца и меди до урана и бриллиантов. Через семь лет после завершения слияния ежегодная экономия от синергии может составить до $3,7 млрд.
Финансовые падения
Выпросили
«Большая тройка» американских автоконцернов – General Motors, Ford и Chrysler – таки добилась финансовой помощи со стороны правительства. Правда, есть два «но». Во-первых, в качестве дешевых кредитов они смогут получить $25 млрд. вместо запрашиваемых $50 млрд. Во-вторых, учитывая экстренную необходимость масштабных вливаний в банковский сектор, эти средства будут доступны только через полгода.
По мнению аналитиков, детройтские производители отчаялись решить проблемы собственными силами. Их продажи падают уже десятый месяц подряд. В августе GM реализовала на 20% меньше машин, чем годом ранее, Ford – на 26,5%, Chrysler – на 34,5%. Убытки GM и Ford только во II квартале составили по $25 млрд., у Chrysler в I квартале они оказались на уровне $515 млн. А ведь компаниям придется переходить на новые стандарты расхода топлива, что также требует финансовых вложений. Положение усугубляется и кредитным кризисом, приведшим к снижению потребительских расходов в США. В такой ситуации, как отмечают эксперты, выделенные средства смогут поддержать ликвидность компаний лишь на короткий срок и не покроют всех затрат, необходимых на сокращение организационной структуры и изменение модельного ряда.
В последний раз правительство выдавало автопроизводителям дешевые кредиты на $25 млрд. в декабре 2007 г.
Власть и бизнес
Скорая финансовая помощь
В конце сентября – начале октября с важнейших финансовых площадок Европы поступали сообщения о неотложных мерах, которые готовы принять правительства стран ЕС, чтобы поддержать проблемные банки.
Великобритания объявила о национализации банка Bradford & Bingley, после того как в последние дни вкладчики вывели из него десятки миллионов фунтов стерлингов. Акции банка с начала года подешевели на 93%. Власти Бельгии, Нидерландов и Люксембурга совместными усилиями соорудили материальную подпорку в размере 11,2 млрд. евро для голландско-бельгийской Fortis. Правда, за это они получат по 49% акций подразделений банковско-страховой группы в своих странах. Как известно, в 2007-м Fortis купила часть ABN Amro, потратив на это огромные средства, что значительно пошатнуло ее положение. 26 сентября котировки группы упали на 20% – до 14-летнего минимума. Капитализация с начала года снизилась на две трети – до $17,8 млрд. Считается, что Fortis – крупнейший европейский институт, пострадавший от кризиса. На этом фоне почти незаметным выглядит решение правительства Исландии приобрести всего за 600 млн. евро 75% акций лидера национального кредитного рынка Glitnir Bank. Кстати, проблемы европейских коммерческих банков были особенно остро восприняты участниками рынка, ведь до сих пор от кризиса страдали в основном ипотечные и инвестиционные компании.
Тем временем органы исполнительной власти и банки Германии были вынуждены предоставить гарантии на 35 млрд. евро по кредитам Hypo Real Estate (HRE) – крупнейшему институту страны в сфере финансирования коммерческой недвижимости.
Также стало известно, что франко-бельгийская финансовая компания Dexia получит 6,4 млрд. евро от властей двух стран. 29 сентября бумаги Dexia обвалились почти на треть, а с начала года подешевели на 52%. Хотя банк специализируется на кредитовании местных органов власти, его клиентская база насчитывает 5,5 млн. физлиц в нескольких странах ЕС.