Полученные данные позволили определить сценарии развития и трансформации образовательного процесса под влиянием технологий, соединяющих общество.
Школы всегда отображали те социальные уклады, в которых функционировали: в аграрную эпоху на одну деревню приходился один учитель, при индустриализме школы работали по образцу фабрик – стандартные четко обозначенные часы обучения, универсальная система оценок и одинаковая для всей страны программа. Но с развитием технологий, соединяющих общество, учебный процесс переживает революцию. Образование становится доступным, индивидуальным и удобным.
По данным исследования Ericsson ConsumerLab, посвященного предпочтениям украинских пользователей в потреблении телекоммуникационных продуктов и услуг, 70% городских жителей Украины имеют доступ к интернету, а проникновение мобильного широкополосного доступа составляет 21%. В некоторых областях Украина развивается динамичнее, чем высокоразвитые рынки: в среднем на 10-20% больше украинских пользователей интернетом регулярно обмениваются сообщениями и фото, чем жители Западной Европы и США. Фундаментальное человеческое качество – любопытство – и стремление быть онлайн всегда и везде в корне меняют подход к развитию и обучению.
Технологии и обучение
Современные подростки – это «цифровое» поколение, которое выросло с компьютерами, смартфонами и интернетом. Не представляя жизнь без технологий, молодежь имеет радикально другое понятие о том, что такое творить, создавать, делиться и общаться. К 2020 году их будет 3,5 миллиона – 50% населения планеты. Традиционным образовательным системам и подходам к обучению необходимо адаптироваться и научиться извлекать пользу от новых технологий.
Школьная парта – в прошлом. Все больше учебных заведений трансформируют пространство в мультифункциональные помещения для интерактивных занятий и создают виртуальные классы для дистанционного образования. Например, некоммерческая образовательная организация «Академия Хана» предоставляет доступ к коллекции из более чем 3600 бесплатных микролекций, которые ученики слушают дома, а на уроках делают практические задания. В США многие школы переходят на систему, отводящую существенную роль самостоятельному обучению: учитель отправляет школьнику видео-лекцию с необходимым материалом, а непосредственно урок в классе посвящается обсуждению и дискуссии. Развитие дистанционного образования особенно критично, когда расстояние или физические возможности являются барьером для учащегося.
Индивидуальное обучение. Образовательная система меняется как таковая, адаптируя программу обучения индивидуально под уровень и потребности каждого ученика. Такие платформы, как Coursera и edX делают доступными лекции лучших профессоров Гарварда, Стэнфорда, Принстона и десятков других ведущих университетов мира любому желающему и совершенно бесплатно. Получают развитие и ресурсы для адаптивного обучения, например, Knewton. На основе анализа как индивидуального прогресса учащегося, так и сравнивая результат с достижениями студента аналогичного уровня, система предлагает курсы и уроки, которые подходят конкретному человеку.
Обучение в течение всей жизни. В быстроменяющемся мире как никогда важно постоянное развитие. Тренд к самообучению набирает обороты, ведь сегодня чтобы получить знания уже не обязательно идти в университет или библиотеку – для учебы подойдет любое удобное место. С помощью смартфона преподаватели могут читать лекции через интернет для тысячных аудиторий. Учебники и литературу тоже можно найти в сети – к примеру, Google перевел в цифровой формат 130 миллионов книг.
Устройства для учебы. Все больше школ вводят программу «1:1» – учителя и ученики получают ноутбук для работы. Школы, которые не имеют возможности предоставить техническое обеспечение, договариваются с производителями или предоставляют устройства в аренду. При этом ноутбуки можно заменить планшетами, которые особенно подходят самым маленьким ученикам. Помимо ноутбуков, планшетов и смартфонов, появилось множество устройств, которые делают обучение интересным и понятным. Например, интерактивные доски – большие сенсорные экраны, связанные с компьютером и проектором, на которых можно писать, вносить пометки и пр.
Что дальше?
Главный вызов – сохранить высокий уровень и успеть за глобальным изменениями путем инвестиций в образовательную систему и повышение культуры обучения.
Школы и университеты изменят формат, а с появлением новых игроков конкуренция значительно усилится. Для эффективной работы учебным заведениям нужно пересмотреть подходы к образованию и «научиться учить» как в реальном, так и виртуальном мире – применять новые инструменты, такие как адаптивное обучение, образовательные платформы, а также ввести новые стандарты оценки учащихся.
Ученики больше не ограничены стенами класса. Индивидуальная программа и гибкое расписание требуют дисциплины и накладывают серьезную ответственность за принятые решения.
Педагоги адаптируют методики к онлайн-обучению. Их роль по-прежнему останется важной, но из «лектора» преподаватель трансформируется в наставника и коуча.
Родители в соединенном обществе получат возможность больше следить за успехами ребенка и принимать активное участие в его обучении.
Все более широкое распространение устройств с доступом в интернет и развитие мобильного широкополосного доступа являются ключевыми двигателями трансформации системы образования. Технологии, соединяющие общество, расширяют горизонты и делают образование доступным тому населению, которое ранее не имело таких возможностей.
Справка:
Ericsson – мировой лидер в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ericsson работает в 180 странах мира, штат сотрудников насчитывает более 100 000 человек. Компания основана в 1876 году, штаб квартира располагается в Стокгольме, Швеция.