Инструмент — антивор

Опыт борьбы с воровством на производственном предприятии с помощью создания Библиотеки хищений


Анна Самылкина, главный специалист — эксперт по расследованию хищений КРУ СВКиА, ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», руководитель проекта внедрения Программы по борьбе с хищениями от СВКиА


Создание и регулярное пополнение Библиотеки хищений дает возможность компании точно определить вероятные предпосылки для совершения хищения, разработать комплекс мер по сохранению товарно-материальных ценностей, а также повысить эффективность контрольных процедур.


Библиотека типовых способов хищений — инструмент повышения эффективности выявления и расследования таких преступлений в компании. В нашей компании подобную библиотеку начали вести два года назад по инициативе руководителя службы внутреннего контроля и аудита.


Источники ее пополнения следующие.
1. Отчеты: 
 – внутренних аудиторских проверках;
 – контрольно-ревизионных проверках;
 – проверках службы безопасности.
2. Информация менеджмента и экспертов по функциональным областям.
3. Семинары и конференции Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений, Института внутренних аудиторов, других профессиональных организаций.
4. Тематическая литература.


Данные вносятся в библиотеку специалистом контрольно-ревизионного управления компании, который входит в состав экспертной группы по разработке методов борьбы с хищениями. Группа была создана в рамках реализации программы по борьбе с хищениями для обеспечения методической поддержки этой деятельности. В нее входят представители управления безопасности и контрольно-ревизионного управления компании. Информация для внесения в библиотеку — это в основном результаты предыдущих проверок. До внесения в нее каждый описываемый случай хищения и рекомендуемые процедуры обсуждаются и утверждаются на заседаниях экспертной группы.


Доступ к данным имеют сотрудники контрольных подразделений компании, занятые в процессах предотвращения, выявления и расследования хищений.


Почему воруют
Для совершения хищения всегда есть предпосылки или причины. Рассмотрим так называемый «треугольник хищений», состоящий из мотивации, возможности и самооправдания при совершении хищения (схема 1).


Поскольку проблема, которая перед нами стояла, была разноплановой, то подход к ее решению должен быть комплексным. Усилиями службы внутреннего контроля разработали и внедрили программу по борьбе с хищениями. Она имела три направления.


1. Внедрение контроля и технические мероприятия:



  • установка специального оборудования.

Внедрение порядков:



  • пропускного режима;

  • наблюдения внутри объекта и т. п.

Систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств.


2. Мероприятия по выявлению и расследованию хищений:



  • проверка данных соискателей при приеме на работу, выборочные проверки персонала, попадающего в группу риска;

  • создание каналов передачи сообщений о хищениях, внедрение системы мотивации сотрудников, сообщающих о них;

  • анализ способов совершения и признаков хищений, разработка методики выявления и расследования хищений.

3. Формирование атмосферы честности и неприятия хищений:



  • внедрение кодекса этики;

  • создание комиссии по этике;

  • пропаганда честного поведения, пример руководства, тематические творческие конкурсы среди персонала;

  • эффективная система информирования сотрудников, в том числе тематические тренинги.

Первое направление блокировало такую предпосылку хищения, как возможность, второе — возможность и мотивацию, третье — мотивацию и самооправдание (схема 2).


Эффективный контроль
Прежде всего необходимо отметить, что правильные и эффективные контрольные процедуры должны быть достоверными, доказательными и повторяемыми. Другими словами, операции должны отражаться в документе точно, объективно и полно, результаты контроля — сохраняться для последующего подтверждения, а контроль должен одинаково проводиться независимыми исполнителями в разные периоды времени.


Приведем пример контрольных процедур, соответствующих требованиям эффективного контроля, в случае вывоза угля (схема 3).


В целях обеспечения устойчивости контролей к умышленному нарушению для совершения хищения в контрольную процедуру были встроены элементы, направленные на снижение возможности нарушить контроль и обнаруживающие нарушение контрольной процедуры. Так, чтобы снизить возможность нарушения контрольной процедуры, были предприняты следующие меры.


1. Минимизация влияния человеческого фактора:



  • автоматизация исполнения контрольной процедуры;

  • автоматическая фиксация результатов контроля.

2. Защита результатов контроля от уничтожения: 



  • нумерация документов;

  • невозможность проникновения неавторизованных лиц в место хранения;

  • защищенность от огня, воды, других механических повреждений.

3. Невозможность вносить изменения в зафиксированные результаты контроля: 



  • ограничение права доступа в компьютерных программах;

  • нумерация страниц в журналах;

  • брошюровка.

4. Постоянное действие контроля: 



  • круглосуточное видеонаблюдение (освещение в темное время суток, наличие аккумулятора на случай отключения электропитания);

  • круглосуточная охрана объектов.

Следующим этапом было внедрение элементов контрольной процедуры, направленных на выявление факта ее нарушения. Для начала мы сформулировали проблему: «При наличии умысла человек ищет
(и находит) способ обойти контрольную процедуру в целях совершения хищения». Решением тут послужило бы встраивание в контрольную процедуру элементов, не позволяющих скрыть факт или попытку обхождения контрольной процедуры. В результате такие элементы незаметным для нарушителя образом регистрируют:



  • факт или попытку нарушения контроля;

  • личность нарушителя;

  • обстоятельства нарушения.

Скрытая камера, например, зафиксирует попытку выведения из строя камеры наружного наблюдения.


Методика проведения проверок
На первом этапе внутренний аудитор проводит процедуры, направленные на выявление риска хищения в операции (сделке) и может обнаружить признаки или факторы хищения. На втором этапе специалист по расследованию хищений (контрольно-ревизионная служба, служба безопасности) устанавливает факт хищения и определяет факты, подтверждающие совершение хищения. Третьим этапом проводится расследование хищения, выясняются обстоятельства совершения хищения и доказательная база.


Методика проведения проверок может быть представлена в форме Библиотеки типовых способов хищений. Она представляет собой методику, инструмент, которым пользуются специалисты при выявлении и расследовании хищений. Библиотека дает специалисту четкий перечень процедур, которые ему небходимо провести, тем самым она экономит его время и обеспечивает эффективность расследования (схема 4).


Создание библиотеки не потребовало никаких затрат, кроме рабочего времени специалистов, занимающихся ее наполнением. В настоящее время на ее обновление тратится примерно один рабочий день в месяц.


Рассмотрим подробнее элементы содержания библиотеки.
1. Признаки хищения
Признаки хищения — факты, события, обычно сопровождающие хищение. Такие факты не скрываются, известны или легко устанавливаются. Они не являются доказательствами хищения, но с высокой степенью достоверности свидетельствуют о наличии хищения в операции (сделке).


Обнаружение совокупности нескольких признаков повышает вероятность наличия хищения.


Пример признаков хищения при заключении договора подряда:



  • привлечение подрядчика для выполнения работ при наличии собственных ресурсов;

  • заключение договора без достаточной детализации его предмета (содержания услуг);

  • заключение договора с организацией, неизвестной на рынке данного вида услуг.

2. Факторы хищения
Факторы — условия, которые потенциально могут привести к совершению хищения (треугольник хищений):



  • возможность — создается отсутствием достаточно эффективных контрольных процедур;

  • мотивация — связана с образом жизни, личными обстоятельствами сотрудника;

  • самооправдание — в большой степени зависит от характеристик корпоративной культуры компании.

В отличие от признаков хищения, факторы предшествуют хищению и побуждают к нему, тогда как признаки сопровождают его совершение.


Пример факторов хищения при заключении договора подряда:



  • отсутствие регламента по проведению тендера;

  • «мне платят меньше, чем я заслуживаю»;

  • необходимо лечение больного родственника.

Важно отметить, что наличие признаков и/или факторов хищения служит основой для формирования аудитором мнения о существовании риска хищения.


3. Установление факта хищения
Установление факта хищения — проведение процедур, направленных на подтверждение или опровержение подозрения, что было совершено хищение; сбор документов, подтверждающих:



  • наличие/возможности нанесения ущерба;

  • нарушение законодательства/внутренних предписаний;

  • наличие выгоды для злоумышленника.

В библиотеке приводятся документы, события, подтверждающие факт совершения хищения.
Пример доказательств факта хищения при заключении договора подряда:



  • наличие следов самостоятельного выполнения оплаченных подрядчику работ;

  • отсутствие результатов работ, принятых по акту и оплаченных подрядчику.

4. Вероятная схема хищения
Схема хищения — способ совершения противоправного действия. Установление вероятной схемы помогает определить:



  • лиц, которые могут быть задействованы в хищении;

  • процедуры, которые необходимо провести для расследования;

В библиотеке описывается схема, наиболее вероятная при имеющихся признаках и факторах хищений. Пример описания возможной схемы хищения при заключении договора подряда:



  • предприятие заключает договор с подрядчиком на ремонт железнодорожных путей;

  • фактически подрядчик не имеет ресурсов для выполнения работ, и ремонт выполняется работниками предприятия;

  • данные отчетов о выполненных ремонтных работах передаются подрядчику и копируются им в акты выполненных работ. На основании актов производится оплата услуг подрядчику.

5. Возможные причастные лица
Причастное лицо — инициатор, попуститель, исполнитель противоправного действия. В библиотеке указывается сотрудник, должностные обязанности которого предполагают участие в установленной схеме хищения. Например, лица, которые могут быть причастны к хищению при заключении договора подряда:



  • инициатор привлечения подрядчика;

  • сотрудник, ответственный за прием работ, выполненных подрядчиком.

6. Методы расследования и доказательная база
Расследование — проведение процедур, направленных на выяснение обстоятельств хищения, выявление причастных лиц и нанесенного ущерба, сбор доказательной базы. В библиотеке приводятся:



  • возможные источники информации и доказательств;

  • перечень документов для анализа, предмет анализа;

  • сотрудники для проведения интервью, предмет интервью;

  • перечень документов, которые могут составлять доказательную базу.

Пример методов расследования хищения, совершенного при выполнении договора подряда:



  • анализ внутренней переписки по вопросу привлечения и выбора подрядчика для определения личности сотрудника, инициировавшего привлечение и предложившего кандидатуру подрядчика;

  • сверка актов выполненных работ подрядчика и отчетов о выполненных работах по предприятию для расчета нанесенного ущерба (стоимость дублируемых работ).

Пример доказательной базы:



  • акты выполненных работ, документация по оплате услуг;

  • наряды, отчеты о выполненных работах по предприятию.

&.Ф.







Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК)


Основана в 2001 г. Крупнейшее в России угольное объединение и единственная российская компания, входящая в десятку лидеров мирового угольного рынка по объемам добычи угля. Крупнейший частный акционер ряда электроэнергетических компаний Сибири и Дальнего Востока.
Годовой объем добычи угля — 89,7 млн. т, годовой объем экспорта — 23,7 млн. т угля. Компания обеспечивает 31% поставок энергетического угля на внутреннем рынке и более 25% российского угольного экспорта. В СУЭК работают 43,6 тыс. человек.

Залишити відповідь