Инструмент — антивор

Опыт борьбы с воровством на производственном предприятии с помощью создания Библиотеки хищений


Анна Самылкина, главный специалист — эксперт по расследованию хищений КРУ СВКиА, ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», руководитель проекта внедрения Программы по борьбе с хищениями от СВКиА


Создание и регулярное пополнение Библиотеки хищений дает возможность компании точно определить вероятные предпосылки для совершения хищения, разработать комплекс мер по сохранению товарно-материальных ценностей, а также повысить эффективность контрольных процедур.


Библиотека типовых способов хищений — инструмент повышения эффективности выявления и расследования таких преступлений в компании. В нашей компании подобную библиотеку начали вести два года назад по инициативе руководителя службы внутреннего контроля и аудита.


Источники ее пополнения следующие.
1. Отчеты: 
 – внутренних аудиторских проверках;
 – контрольно-ревизионных проверках;
 – проверках службы безопасности.
2. Информация менеджмента и экспертов по функциональным областям.
3. Семинары и конференции Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений, Института внутренних аудиторов, других профессиональных организаций.
4. Тематическая литература.


Данные вносятся в библиотеку специалистом контрольно-ревизионного управления компании, который входит в состав экспертной группы по разработке методов борьбы с хищениями. Группа была создана в рамках реализации программы по борьбе с хищениями для обеспечения методической поддержки этой деятельности. В нее входят представители управления безопасности и контрольно-ревизионного управления компании. Информация для внесения в библиотеку — это в основном результаты предыдущих проверок. До внесения в нее каждый описываемый случай хищения и рекомендуемые процедуры обсуждаются и утверждаются на заседаниях экспертной группы.


Доступ к данным имеют сотрудники контрольных подразделений компании, занятые в процессах предотвращения, выявления и расследования хищений.


Почему воруют
Для совершения хищения всегда есть предпосылки или причины. Рассмотрим так называемый «треугольник хищений», состоящий из мотивации, возможности и самооправдания при совершении хищения (схема 1).


Поскольку проблема, которая перед нами стояла, была разноплановой, то подход к ее решению должен быть комплексным. Усилиями службы внутреннего контроля разработали и внедрили программу по борьбе с хищениями. Она имела три направления.


1. Внедрение контроля и технические мероприятия:



  • установка специального оборудования.

Внедрение порядков:



  • пропускного режима;

  • наблюдения внутри объекта и т. п.

Систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств.


2. Мероприятия по выявлению и расследованию хищений:



проверка данных соискателей при приеме на работу, выборочные проверки персонала, попадающего в группу риска;
  • создание каналов передачи сообщений о хищениях, внедрение системы мотивации сотрудников, сообщающих о них;

  • анализ способов совершения и признаков хищений, разработка методики выявления и расследования хищений.

  • 3. Формирование атмосферы честности и неприятия хищений:



    внедрение кодекса этики;
  • создание комиссии по этике;

  • пропаганда честного поведения, пример руководства, тематические творческие конкурсы среди персонала;

  • эффективная система информирования сотрудников, в том числе тематические тренинги.

  • Первое направление блокировало такую предпосылку хищения, как возможность, второе — возможность и мотивацию, третье — мотивацию и самооправдание (схема 2).


    Эффективный контроль
    Прежде всего необходимо отметить, что правильные и эффективные контрольные процедуры должны быть достоверными, доказательными и повторяемыми. Другими словами, операции должны отражаться в документе точно, объективно и полно, результаты контроля — сохраняться для последующего подтверждения, а контроль должен одинаково проводиться независимыми исполнителями в разные периоды времени.


    Приведем пример контрольных процедур, соответствующих требованиям эффективного контроля, в случае вывоза угля (схема 3).


    В целях обеспечения устойчивости контролей к умышленному нарушению для совершения хищения в контрольную процедуру были встроены элементы, направленные на снижение возможности нарушить контроль и обнаруживающие нарушение контрольной процедуры. Так, чтобы снизить возможность нарушения контрольной процедуры, были предприняты следующие меры.


    1. Минимизация влияния человеческого фактора:



    • автоматизация исполнения контрольной процедуры;

    • автоматическая фиксация результатов контроля.

    2. Защита результатов контроля от уничтожения: 



    нумерация документов;
  • невозможность проникновения неавторизованных лиц в место хранения;

  • защищенность от огня, воды, других механических повреждений.

  • 3. Невозможность вносить изменения в зафиксированные результаты контроля: 



    ограничение права доступа в компьютерных программах;
  • нумерация страниц в журналах;

  • брошюровка.

  • 4. Постоянное действие контроля: 



    круглосуточное видеонаблюдение (освещение в темное время суток, наличие аккумулятора на случай отключения электропитания);
  • круглосуточная охрана объектов.

  • Следующим этапом было внедрение элементов контрольной процедуры, направленных на выявление факта ее нарушения. Для начала мы сформулировали проблему: «При наличии умысла человек ищет
    (и находит) способ обойти контрольную процедуру в целях совершения хищения». Решением тут послужило бы встраивание в контрольную процедуру элементов, не позволяющих скрыть факт или попытку обхождения контрольной процедуры. В результате такие элементы незаметным для нарушителя образом регистрируют:



    • факт или попытку нарушения контроля;

    • личность нарушителя;

    • обстоятельства нарушения.

    Скрытая камера, например, зафиксирует попытку выведения из строя камеры наружного наблюдения.


    Методика проведения проверок
    На первом этапе внутренний аудитор проводит процедуры, направленные на выявление риска хищения в операции (сделке) и может обнаружить признаки или факторы хищения. На втором этапе специалист по расследованию хищений (контрольно-ревизионная служба, служба безопасности) устанавливает факт хищения и определяет факты, подтверждающие совершение хищения. Третьим этапом проводится расследование хищения, выясняются обстоятельства совершения хищения и доказательная база.


    Методика проведения проверок может быть представлена в форме Библиотеки типовых способов хищений. Она представляет собой методику, инструмент, которым пользуются специалисты при выявлении и расследовании хищений. Библиотека дает специалисту четкий перечень процедур, которые ему небходимо провести, тем самым она экономит его время и обеспечивает эффективность расследования (схема 4).


    Создание библиотеки не потребовало никаких затрат, кроме рабочего времени специалистов, занимающихся ее наполнением. В настоящее время на ее обновление тратится примерно один рабочий день в месяц.


    Рассмотрим подробнее элементы содержания библиотеки.
    1. Признаки хищения
    Признаки хищения — факты, события, обычно сопровождающие хищение. Такие факты не скрываются, известны или легко устанавливаются. Они не являются доказательствами хищения, но с высокой степенью достоверности свидетельствуют о наличии хищения в операции (сделке).


    Обнаружение совокупности нескольких признаков повышает вероятность наличия хищения.


    Пример признаков хищения при заключении договора подряда:



    • привлечение подрядчика для выполнения работ при наличии собственных ресурсов;

    • заключение договора без достаточной детализации его предмета (содержания услуг);

    • заключение договора с организацией, неизвестной на рынке данного вида услуг.

    2. Факторы хищения
    Факторы — условия, которые потенциально могут привести к совершению хищения (треугольник хищений):



    • возможность — создается отсутствием достаточно эффективных контрольных процедур;

    • мотивация — связана с образом жизни, личными обстоятельствами сотрудника;

    • самооправдание — в большой степени зависит от характеристик корпоративной культуры компании.

    В отличие от признаков хищения, факторы предшествуют хищению и побуждают к нему, тогда как признаки сопровождают его совершение.


    Пример факторов хищения при заключении договора подряда:



    • отсутствие регламента по проведению тендера;

    • «мне платят меньше, чем я заслуживаю»;

    • необходимо лечение больного родственника.

    Важно отметить, что наличие признаков и/или факторов хищения служит основой для формирования аудитором мнения о существовании риска хищения.


    3. Установление факта хищения
    Установление факта хищения — проведение процедур, направленных на подтверждение или опровержение подозрения, что было совершено хищение; сбор документов, подтверждающих:



    • наличие/возможности нанесения ущерба;

    • нарушение законодательства/внутренних предписаний;

    • наличие выгоды для злоумышленника.

    В библиотеке приводятся документы, события, подтверждающие факт совершения хищения.
    Пример доказательств факта хищения при заключении договора подряда:



    • наличие следов самостоятельного выполнения оплаченных подрядчику работ;

    • отсутствие результатов работ, принятых по акту и оплаченных подрядчику.

    4. Вероятная схема хищения
    Схема хищения — способ совершения противоправного действия. Установление вероятной схемы помогает определить:



    • лиц, которые могут быть задействованы в хищении;

    • процедуры, которые необходимо провести для расследования;

    В библиотеке описывается схема, наиболее вероятная при имеющихся признаках и факторах хищений. Пример описания возможной схемы хищения при заключении договора подряда:



    • предприятие заключает договор с подрядчиком на ремонт железнодорожных путей;

    • фактически подрядчик не имеет ресурсов для выполнения работ, и ремонт выполняется работниками предприятия;

    • данные отчетов о выполненных ремонтных работах передаются подрядчику и копируются им в акты выполненных работ. На основании актов производится оплата услуг подрядчику.

    5. Возможные причастные лица
    Причастное лицо — инициатор, попуститель, исполнитель противоправного действия. В библиотеке указывается сотрудник, должностные обязанности которого предполагают участие в установленной схеме хищения. Например, лица, которые могут быть причастны к хищению при заключении договора подряда:



    • инициатор привлечения подрядчика;

    • сотрудник, ответственный за прием работ, выполненных подрядчиком.

    6. Методы расследования и доказательная база
    Расследование — проведение процедур, направленных на выяснение обстоятельств хищения, выявление причастных лиц и нанесенного ущерба, сбор доказательной базы. В библиотеке приводятся:



    • возможные источники информации и доказательств;

    • перечень документов для анализа, предмет анализа;

    • сотрудники для проведения интервью, предмет интервью;

    • перечень документов, которые могут составлять доказательную базу.

    Пример методов расследования хищения, совершенного при выполнении договора подряда:



    • анализ внутренней переписки по вопросу привлечения и выбора подрядчика для определения личности сотрудника, инициировавшего привлечение и предложившего кандидатуру подрядчика;

    • сверка актов выполненных работ подрядчика и отчетов о выполненных работах по предприятию для расчета нанесенного ущерба (стоимость дублируемых работ).

    Пример доказательной базы:



    • акты выполненных работ, документация по оплате услуг;

    • наряды, отчеты о выполненных работах по предприятию.

    &.Ф.







    Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК)


    Основана в 2001 г. Крупнейшее в России угольное объединение и единственная российская компания, входящая в десятку лидеров мирового угольного рынка по объемам добычи угля. Крупнейший частный акционер ряда электроэнергетических компаний Сибири и Дальнего Востока.
    Годовой объем добычи угля — 89,7 млн. т, годовой объем экспорта — 23,7 млн. т угля. Компания обеспечивает 31% поставок энергетического угля на внутреннем рынке и более 25% российского угольного экспорта. В СУЭК работают 43,6 тыс. человек.

    Залишити відповідь