Массовая модель обслуживания розничных клиентов стала в банковском секторе уже стандартом. Однако даже такие монстры, как HSBC, порой от нее отходят.
В наш век массовости среднестатистическому банковскому клиенту не приходится рассчитывать на персональный подход. Для многих банков эталоном банковского обслуживания стал McDonald’s: все операции стандартизированы, шаг в сторону считается непозволительным. Модель обслуживания клиентов должна быть единой во всех отделениях: будь то в Киеве, областном или районном центрах. Клиентоориентированность проявляется в том, что для банка важен каждый клиент, но всего лишь в качестве винтика в процедурах его работы. Однако пример крупнейшего британского банка HSBC свидетельствует о том, что массовая модель работы, приемлемая в период роста, может давать сбои во время кризиса. И только отход от догмы в трудный период помог банку минимизировать убытки на рынке ипотечного кредитования.
Спасительный подход
Предложения большинства банков за редким исключением почти не отличаются друг от друга и рассчитаны на широкие массы клиентов. Именно так функционирует розничный бизнес. Но банк – это, в конце концов, не McDonald’s, и клиенты обращаются к нему не только для осуществления элементарных разовых операций, к примеру, оплаты счетов или покупки валюты (по аналогии – та же покупка гамбургера). Банку также доверяют свои средства, а значит, в какой-то мере и будущее благополучие. Поэтому ему, кроме надежности, важно еще и сформировать с клиентом лояльные, доверительные отношения, которые способствовали бы многолетнему сотрудничеству. На словах банкиры постоянно заявляют о работе в этом направлении, но применение на практике массовой модели вряд ли способствует достижению подобной цели. В этом случае есть смысл накладывать ее на розничный бизнес выборочно.
Конечно, многие заемщики даже не догадывались, что обращения банка могут им помочь. В результате они не отвечали на письма и звонки, опасаясь того, что банк будет требовать от них досрочного погашения задолженности. Поэтому для того чтобы получить обратную связь, HSBC пришлось применить креативный подход и выходить на заемщиков не только через домашний адрес и телефон. В целом персональный подход к клиенту налицо. И он не только позволил банку сохранить лояльность клиентов, но и минимизировал убытки финучреждения.
Выход есть
Как показывает вышеупомянутый пример, персонализированный подход можно применить даже в условиях использования массовой модели обслуживания клиентов. Для его реализации нет необходимости закреплять за каждым клиентом персонального менеджера и разрабатывать лично для него какие-то продукты. Это не по силам даже таким монстрам, как HSBC.
Применение клиентоориентированного подхода в условиях массового рынка заключается в продуманной сегментации, которая не должна базироваться на единых представлениях головного офиса о ее оптимальных параметрах. Напротив: эти параметры должны варьироваться в зависимости от разных факторов, к примеру, региона, текущей экономической ситуации и т. д. Если в одном регионе наиболее репрезентативным и эффективным в работе будет какой-то тип сегментации, то в другом он может быть неприменим и даже опасен. Пример HSBC показателен: банком был максимально учтен как региональный характер клиентов, сумма задолженности, ситуация на рынке недвижимости, так и риски внутри каждого из этих сегментов.
Отечественные банки в своем большинстве вполне закономерно склонны к массовой модели, которая в период роста позволяла им добиваться результата с меньшими затратами. При этом, по их оценкам, в такой ситуации единственным конкурентным преимуществом является качество обслуживания и гибкость подходов к клиенту. Хотя не все банки считают подобный подход единственно правильным. «Украинские клиенты еще не достаточно финансово образованы, поэтому банки должны быть заинтересованы в том, чтобы предоставлять более персонализированный подход к клиенту», – полагает Светлана Черкай, заместитель председателя правления «Эрсте Банк». По ее словам, «Эрсте Банк» на данном этапе внедряет систему персонального финансового консультанта: каждый его клиент получит своего персонального консультанта, который предоставит ему всю необходимую информацию, а также даст консультации по поводу новых продуктов. Услуги персонального консультанта будут предоставляться всем клиентам, осуществляющим операции со своими счетами, работающими с кредитами и т. д. Исключением станут клиенты, обратившиеся в банк за массовыми операциями: обменом валют, оплатой коммунальных платежей и проч. К таким клиентам не будет применяться персонифицированный подход.
Это максимум, на что могут пойти отечественные банкиры в своей работе с населением. Правда, это касается их текущего обслуживания. К подобной работе в проблемных ситуациях они еще не готовы. А как показывает опыт HSBC, финансовый кризис надломил уверенность западных банкиров в целесообразности бездумного применения модели McDonald’s. Однако, несмотря на какие-то подвижки, желание пересмотреть догмы в отношении отечественных банкиров придет еще не скоро.