«Все меньше хочется пробивать лбом стены»

Андрей Халпахчи, основатель кинофестиваля «Молодость»


Когда Андрею Халпахчи задают вопрос о его жизненном тонусе, он цитирует фильм «Сенсация» Вуди Аллена: «Героиня говорит: «Как можно съесть булочку вечером? Она у меня сразу откладывается плюшкой». На это герой отвечает: «А мой невроз сжирает все калории, я могу есть сколько угодно. Все думают, что я занимаюсь спортом, и потому не поправляюсь. Но я просто должен всегда быть в движении, мне постоянно нужно что-то делать».


Благодаря стараниям, жизненной энергии и персональной истории этого человека в Украине есть Киевский международный кинофестиваль «Молодость» – единственный из отечественных, имеющий официальный сертификат FIAPF (Международная федерация ассоциации кинопродюсеров). Земную жизнь пройдя до половины, в 40 лет Андрей Халпахчи подался из «физиков в лирики», основав фестиваль «Молодость» как смотр студенческих и дебютных фильмов украинских кинематографистов. С 1975 г. на фестивале стали представлять свои дебюты режиссеры республик Советского Союза, из которых выросли такие знаменитости, как Алла Сурикова, Вадим Абдрашитов, Ираклий Квирикадзе, Владимир Бортко, Александр Роднянский. В 1987 г. фестиваль становится международным, и сейчас его гендиректор имеет право сказать: «Мы гордимся тем, что именно у нас получили свои первые в жизни призы всемирно известные кинематографисты Франсуа Озон, Том Тиквер, Дени Бойл, Лукас Мудисон, Флориан Хенкель фон Доннерсмарк.


Сегодня «Молодость» занимает свое место среди 12 наилучших фестивалей мира по рейтингу FIAPF. Не зря своим жизненным кредо Андрей Халпахчи считает жизнелюбие: «Я делаю то, что люблю, и занимаюсь тем, чем мне интересно. Я столько стран объездил, со столькими яркими, талантливыми людьми общался! Если бы мне сказали об этом в 25 лет, не поверил бы. У меня есть географический атлас 1955 г., в котором я в первом классе исчеркал карандашом маршруты по всей Европе. Но впервые я выехал за рубеж, когда мне было 40 лет, и казалось, что уже ничего не увижу и никогда нигде не побываю».


Вы хобби превратили в дело жизни, и у вас это получилось. Хотя ввязались в совершенно незнакомую сферу деятельности, не зная, что вас ожидает. Почему не было страшно?
Наверное, инженерное образование дает определенные преимущества аналитического мышления. Мне показалось тогда, что это не просто интересно, этим можно заниматься профессионально. Я увидел перспективу, так как очень увлекался не только кино, но и фестивальными ситуациями, потому что соревнование в кинематографе на самом деле вещь достаточно условная. Из истории Каннского фестиваля известно, что Бергман ни разу не получил Золотой пальмовой ветви. Или фильм «Затмение» Антониони, ставший действительно событием и в киноязыке, и в мышлении, получил только серебряный приз. Почему? Я следил за фестивалями, насколько это было возможно. Покупал из-под полы в киосках польские киножурналы, которые давали достаточно большой обзор происходящего в мире кино. Кстати, у них многие фильмы выходили на экраны. Почему в одной социалистической стране было что-то дозволено, а в других – нет? Во-первых, очень хотелось, чтобы хоть раз в году можно было что-то увидеть из того, что не идет у нас в прокате. Во-вторых, советская система долго разрешала только московский фестиваль, но потом сделала ташкентский. Значит, дают все-таки возможность. И мне показалось, что можно. А главное, казалось, что я знаю, как это можно сделать. Был опыт работы в киноклубах, и у нас, как ни странно, международных связей было больше, чем у других организаций. Захотелось сделать по-настоящему интересный международный форум именно в Украине.


Без энергии и связей мало чего можно достичь в фестивальном деле. Вы легко сходитесь с людьми? И что прежде всего цените в человеке?
Я ввязался в это дело, зная, что умею контактировать с людьми, убеждать в своей правоте и увлекать своей идеей. Хотя бывают ситуации, когда практически с первой фразы ты понимаешь, что «не тратьте, куме, сили», с этим человеком ты не сойдешься. Даже если некоторые люди, обладающие денежным мешком, и могли бы свои амбиции проявить как меценаты, возникает непреодолимый барьер, потому что у нас абсолютно разное мировосприятие. Конечно, если вечно ходишь к людям, постоянно ищешь спонсоров, очень важно уметь создать интересный, увлекательный проект. Нужно пойти к сотне потенциальных спонсоров, чтобы найти хотя бы одного. И это уже удача. Те связи, которые у нас есть, возникли достаточно давно и от определенного постоянства. Если и были политические пристрастия, то не для моей личной выгоды. Но даже ради общего дела пристрастия всегда соотносились с жизненной гражданской позицией и убежденностью в том, что именно эти личности или это направление развития демократии являются шансом для страны. Может быть, кто-то здесь видит мои недостатки. Например, многие годы в государственных структурах ходили слухи, что Халпахчи потому не может сделать богатый фестиваль, что не дает «откатов». Но мне их никогда и не предлагали делать.


А если бы предлагали, давали бы? На какие компромиссы вы готовы пойти ради дела?
Безусловно, компромиссы необходимы, бескомпромиссный человек ничего не добьется. На компромиссы нужно идти, но есть определенные вещи за чертой компромисса. Можно пойти на компромисс в каких-то не очень важных вопросах, но не в принципиальных позициях – в этой игре надо быть гибким. У нас со спонсорами были ситуации, когда более мощная компания большей суммой денег хотела перебить интересы другой компании, работающей с нами раньше в самую трудную минуту. Такого категорически нельзя делать.


Как случился тандем с Nemiroff? Вы их долго уговаривали стать спонсором Украинской кинофундации?
Все международные кинофестивали работают с алкогольными и табачными компаниями. Это та ниша, где такие спонсоры могут ярко себя проявить. Я не очень большой любитель алкоголя, а сейчас вынужден, к сожалению, вообще не пить, но в какой-то мере гурманом могу себя назвать.


Мы начали переговоры. Они были непростыми и очень длительными, потому что любая коммерческая компания хочет видеть результат, определенную выгоду в имиджевой части рекламной кампании. Первое лицо Nemiroff Александр Глус – очень энергичный человек. Мы увидели глаза друг друга и поняли, что дело будет. Большую роль сыграло участие в процессе Екатерины Ющенко и ее фонда «Украина 3000». Своим участием она, безусловно, помогла понять компании Nemiroff, что мероприятия, проводимые Украинской кинофундацией, являются действительно важными, и они стали нашим генеральным партнером. Nemiroff работает очень тщательно, потому для нас иногда мучительно составлять все эти отчеты по бюджетам и проектам. Но между нами возникло взаимопонимание. Мы выработали политику, благодаря которой они не столько спонсоры, сколько компания, которая вместе с нами хочет создавать и развивать имидж украинского кино, при этом понимая, что это делается не сиюминутно, а свои дивиденды они получат, может, только через пять-семь лет.


Это правда, что вы как-то заложили собственную квартиру, чтобы получить деньги на раскрутку фестиваля? Проблем не было, кредит вернули?
Слава Богу, тогда все обошлось благополучно. Но закладывал я тем людям, которым мог доверять, – своим бывшим ученикам, начинавшим банковский бизнес лет 15 назад. На самом деле бюджеты фестивалей колотит во всем мире, постоянно что-то урезается, может быть, такого нет на Каннском фестивале, но у Берлинского, Венецианского есть подобные проблемы. Некоторые фестивали иногда останавливаются или вообще прекращают свое существование. Увы, наш фестиваль не может похвалиться большим бюджетом. Он составляет всего $1 млн. К примеру, бюджет самого дорогого – Московского кинофестиваля – составляет $20 млн., Каннского – $12 млн., а самого демократичного Берлинского – $8 млн.


Вы постоянно сталкивались с проблемами при проведении фестиваля. Как это повлияло на вашу жизненную позицию: пессимизма прибавилось или, наоборот, готовы и дальше стены пробивать?
Стены лбом пробивать хочется все меньше. Опять же, аналитическое инженерное мышление позволяет рассчитать, пробьешь ты эту стену или нет. Существует международный опыт финансирования таких мероприятий, как кинофестивали. В первую очередь инициатором и финансистом является городское управление, когда мэрия заинтересована, чтобы город становился культурным кинематографическим центром. У нашей же мэрии интереса нет – это абсолютный нонсенс! Единственным мэром Киева, увидевшим в фестивале потенциал, был Леонид Косаковский.


Он оценил то количество иностранных гостей, которые приезжают, живут в гостиницах, пользуются рынками, магазинами, транспортом и всем остальным. Ведь на самом деле Каннский фестиваль как возник? Мэрия решила: да что же это за Канны – какое-то затрапезное село, Сан-Тропе и другие курорты процветают, а к нам никто не ездит? Что сделать? И придумали кинофестиваль. И сегодня Канны являются самым популярным, богатым и дорогим курортом на Лазурном побережье. В Киеве такой возможности не оценили, к кому мы только не обращались. Конечно, главное управление культуры нам немножко помогает, но это абсолютно неадекватная помощь для фестиваля, который платит за аренду коммунальным кинотеатрам города. Был действительно форс-мажор, когда буквально за неделю до фестиваля объявили, что не будут выполнять обязательства Министерства культуры. Тогда сумма составляла100 тыс. грн. (по тем временам это примерно как сейчас миллион) и это была катастрофа, потому что за неделю до фестиваля таких денег уже не найдешь. Вечером я получил прямой эфир на УТ-1, где и сказал все, что думаю по этому поводу. На следующий день деньги были выделены, но тогда значимость телевидения в стране была гораздо выше, чем сейчас. Позже, после изменения названия Министерства культуры (на Министерство культуры и туризма. – Прим. ред.) нам буквально за неделю урезали бюджет в два раза. И так постоянно. Нормальное финансирование должно быть примерно таким: 30% государственных денег через ряд министерств, 30% от городских властей, 30% обычно набираются спонсорами и 10% от реализации билетов. Это международный опыт. А у нас перекос: до 60% – спонсорские деньги.


Какова причина вашего ухода с должности гендиректора фестиваля «Молодость», кроме усталости и финансовых проблем? Может, вы переросли свой потолок в фестивальном деле и надо было переместиться на другой уровень?
Во-первых, меня очень увлекла идея Украинской кинофундации. Раньше не было возможности этим целенаправленно заниматься. Кроме того, мы вырастили свои молодые кадры, более сильных менеджеров, потому что, несмотря на комплименты в мой адрес, не уверен, что я очень хороший менеджер. Все-таки новое поколение прагматичнее и техничнее, чем мы. Если бы я почувствовал потолок, то ушел бы вообще, а пока у фестиваля есть возможность развиваться и становиться более интересным, мы стараемся каждый год придумывать что-то новое. И я как художественный руководитель держу руку на пульсе.


Вы столько фильмов видели, знаете истории их создания. Не было желания самому заняться кинопроизводством?
На самом деле я всю жизнь мечтал быть кинорежиссером, после школы хотел во ВГИК поступать. Но время ушло. Начинать в мои 58, наверное, поздно и смешно. Для этого нужно иметь свежие идеи, другую энергию, кроме того, фестивальная работа полностью заставляла всего себя посвящать ей. У меня есть творческие планы что-то написать, может, даже получится сценарий, но для этого необходимо время. Все думаю, вот освобожусь и начну.


В молодые годы я был очень амбициозным: если мне хотелось быть режиссером, то, конечно, лучшим, чем Висконти, Тарковский и Параджанов вместе взятые. Мне казалось, что я должен быть самым знаменитым. И я очень рад, что со временем удалось умерить амбиции, ведь не главное быть самым знаменитым, гораздо важнее делать свое дело достойно. Не скрою, мне очень хочется, чтобы «Молодость» была знаменитейшим фестивалем, но я понимаю, что совсем необязательно конкурировать с Каннским форумом. Не только потому, что это бессмысленно, а потому, что лучше найти и продвигать свою нишу и наш молодежный дебютный фестиваль сделать лучшим в мире.







Профессиональный киноман


Андрей Халпахчи, художественный руководитель КМФ «Молодость». 
Родился в 1950 г. в Киеве. Окончил Киевский автодорожный институт по специальности «инженер-строитель» (специализация – мосты и туннели). Работал в КИСИ. Кандидат технических наук, доцент.
В 1990 г. сменил профессию, возглавив Киевский международный фестиваль «Молодость».
В 2005 г. стал одним из основателей и художественным руководителем Украинского международного фестиваля документального кино «Контакт».
Член Ассоциации кинокритиков Украины, автор многих статей по вопросам кино. Был членом жюри кинофестивалей в Карловых Варах, Москве, Оберхаузене, Лагове, Братиславе, Сочи, Тегеране и др. С 2007 г. является директором Украинской кинофундации (UCF).
Женат, имеет двух взрослых дочерей.
Увлечения: живопись, плавание, теннис, любит смотреть фигурное катание.







Современное документальное кино – изюминка КМФ «Молодость-38»


18 октября в Киеве стартует 38-й по счету международный фестиваль «Молодость». Церемонии открытия и закрытия фестиваля пройдут соответственно 18 и 26 октября в Национальном дворце «Украина». Как и в прошлом году, режиссером церемоний стал руководитель центра «Дах» и продюсер «ГогольFest» Влад Троицкий. Главное международное жюри фестиваля возглавит выдающийся американский актер Арманд Ассанте, в жюри войдут российская актриса Алла Демидова, украинский художник-постановщик Сергей Якутович, венгерский режиссер Андраш Фесош. Конкурсная программа традиционно будет состоять из трех категорий: студенческих фильмов, первых профессиональных короткометражных и первых полнометражных игровых лент. Гран-при за лучший фильм всей конкурсной программы – статуэтка «Скифский олень» и $10 тыс. В «Панораме украинского кино 2007-2008» будут показаны 23 отечественных фильма. Андрей Халпахчи: «Во внеконкурсной программе будет представлено много документальных фильмов. Это обусловлено, в частности, тем, что международный фестиваль документального кино «Контакт» им. Л. Роднянской в этом году не был проведен и есть немало лент, которые стоит показать, потому что документальное кино – флагман мирового кинематографа. К тому же исполняется 40 лет советской агрессии в Чехословакии, в связи с чем планируется показ программы чешского кино 1960-х, приуроченный к событиям тех лет. Также можно будет увидеть картины, посвященные исследованию тоталитаризма. Среди них «Система Путина», «Письмо Анне» (посвящен журналистке Анне Политковской), «Площадь» (о событиях на майдане им. Калиновского в Минске), «Светлана о Светлане» (рассказ о дочери Сталина Светлане Аллилуевой). Программа документального кино обещает стать настоящей изюминкой фестиваля».
Внеконкурсную программу составит «Фестиваль фестивалей», где традиционно будут показаны самые интересные фильмы-участники ведущих международных кинофорумов мира. В рамках «Французское кино сегодня» продемонстрируют такие известные французские картины этого года, как «Джулия» Эрика Зонка, «Банкирский дом Нусингена» Рауля Руиса, «Рожденные в «68» Оливье Дюкастеля и Жака Мартино, проект нескольких режиссеров «Страхи темноты». Кино Сербии приглашен представлять Эмир Кустурица. Состоятся также ретроспективы фильмов выдающегося бельгийского режиссера Андре Дельво, французской актрисы Жанны Моро (юбилей этой легенды французского кино празднуют в этом году во всем мире), программа киношколы Анджея Вайды.

Залишити відповідь