Она стала его Музой, он – ее Музыкой. Этот тандем великой балерины и великого композитора превратился в успешный творческий бренд, которым полвека восхищается весь мир.
Творческий и человеческий союз Майи Плисецкой и Родиона Щедрина длится уже более 50 лет. Правду об этом тандеме прима поведала в своих мемуарах «Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя»: «На титульных листах четырех балетов Родиона Щедрина стоит мое имя: «Конек-Горбунок» – Майе Плисецкой; «Анна Каренина» – Майе Плисецкой, неизменно; «Чайка» – Майе Плисецкой, всегда; «Дама с собачкой» – Майе Плисецкой, вечно… Обыватель сплетничал: муж – балетный композитор, сочиняет балеты под диктовку своей взбалмошной примадонны, карьеру делает. А по правде – все было как раз наоборот. Щедрин – профессионал самой высокой пробы. И балет мог сделать отменно, и оперу, и что угодно. И писал он балеты мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста, самоповтора, погружения в инертность, в бездействие… Вспоминаю об этом, и меня затопляет нежность».
Объединенные таланты балерины и композитора покорили сотни миллионов сердец во всем мире. Короли и королевы, президенты и премьер-министры многих стран почитают за честь быть знакомыми с этими людьми. Именно Родиону Константиновичу Щедрину сделали правительственный заказ для написания музыки, под которую вся Франция встречала третье тысячелетие. Именно для Майи Михайловны Плисецкой выдающийся хореограф современности Морис Бежар ставил номера, а не менее известный кутюрье Пьер Карден изготавливал сценические костюмы. По всему миру юбилейные концерты выдающихся артистов, при жизни ставших легендами, проходили порознь. И только в Киеве (!) появилась возможность проведения совместного концерта на сцене Национальной оперы Украины.
23 октября программа концерта будет состоять из старинной музыки российских провинциальных цирков, Пятого концерта для фортепиано с оркестром (солист Денис Мацуев), сюиты из оперы «Не только любовь» (солистка Мариинского театра Кристина Капустинская), «Двух танго» Альбениса. Произведения прозвучат в исполнении Государственного академического симфонического оркестра Украины, дирижер – народный артист России Николай Алексеев. 24 октября сцена будет предоставлена солистам Большого театра России и Мариинского театра, Ковент Гарден и Гранд Опера, Ла Скала и Штаатсопер, которые исполнят свои самые любимые хореографические композиции. И, конечно, будет уникальная возможность увидеть Майю Плисецкую с номером «Танец с веерами» (хореограф Морис Бежар). Режиссер-постановщик юбилейного вечера – Андрис Лиепа.
Всегда и во всем вопреки Когда модный испанский журнал задал мне несколько вопросов о Майе, я сказал интервьюерам, что она инопланетянка. Существо, залетевшее к нам на грешную землю из другого мироздания. И до дня сегодняшнего она не уразумела и не приняла тех правил, по которым живут земляне. В течение всей своей жизни, каждый день, каждый час она все делала наперекор общепринятому, общеположенному. Говорила, когда надо было молчать. Молчала, когда надо было говорить. Грубила, когда надо было сказать «спасибо». Благодарила, когда вопить было надо. Взрывалась, когда ждали улыбки. Улыбалась, когда лучшим ответом был бы пинок под зад… Все наоборот. Все вопреки. Вопреки тому, за что нынче присуждают почетные премии. И все-таки она их получает одну за другой. Я оставляю за скобками ее профессию. Хотя профессия – балет! – и есть смысл, соль, суть ее жизни. Майя никогда не может сама себе угодить. Лишь однажды, вернувшись в 1983 г. из Японии и отсмотрев вместе со мной видеозаписи своих выступлений, она тихо сказала: «Знаешь, кажется, я наконец научилась танцевать. Жаль, что поздно…». Из книги Родиона Щедрина «Автобиографические записи» |