Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA) обратилась к Еврокомиссии с просьбой о выделении 40 млрд. евро. Автоконцерны заявляют, что эта сумма нужна им для преодоления финансового кризиса, разработки экологически чистых автомобилей и покрытия затрат на сокращение выбросов углерода, новые нормы по которым вступят в силу в ЕС в 2012 г. Примечательно, что когда в начале октября конгресс США выделил «большой детройтской тройке» – GM, Ford и Chrysler – $25 млрд. льготных кредитов, европейцы окрестили это государственным протекционизмом и нарушением правил конкуренции. Теперь они выступили с аналогичной инициативой.
Действительно, ситуацию на автомобильном рынке Западной Европы сложно назвать благоприятной для ведения бизнеса. По данным ACEA, в августе продажи новых машин здесь снизились на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. (правда, в США в сентябре они упали еще больше – на 26,6%). Все меньше европейцев позволяют себе новую машину, а те, кто готов сделать приобретение, часто не могут рассчитывать на получение доступного ранее дешевого кредита. В итоге один за другим ведущие автоконцерны объявляют о сокращении объемов выпуска своей продукции, и целые заводы на территории ЕС вынуждены приостанавливать свою работу. Об этом уже предупредили Skoda, Daimler, Renault, Opel, Ford, GM, Toyota, Honda и Jaguar/Land Rover. «Нестабильное экономическое положение в мире привело к непредвиденным результатам, и спад в автоиндустрии оказался более резким, чем ожидалось», – сетует Стефан Одел, СЕО Volvo Cars, который готовится уволить 3,7 тыс. сотрудников в Швеции.
Усугубляют и без того непростую ситуацию и новые «зеленые» стандарты производства. Месяц назад Комитет по охране окружающей среды Европарламента проголосовал за снижение к 2012 г. выбросов СО2 продаваемых в Европе автомобилей до 130 г/км (сейчас лимит составляет 158 г). Минимальный штраф, который придется выплачивать автоконцернам за то, что их продукция не отвечает новым требованиям, составляет 20 евро/г углекислого газа. По словам генерального секретаря ACEA Айвана Ходака, следование новым нормам увеличит затраты европейских производителей на 25 млрд. евро. В такой ситуации производителям необходимо как можно быстрее вывести на рынок новые экологичные модели, что потребует дополнительных расходов.