Как попасть в настоящее. Свежие новости о борьбе с прокрастинацией

Привычка отвлекаться на мелкие развлечения или необременительные занятия от больших и важных дел, с одной стороны, формирует обширную группу недовольных собой прокрастинаторов (впрочем, в неё периодически попадает всякий нормальный индивидуум). С другой стороны она порождает отдельный класс специалистов, которые помогают с ней бороться. К последним относится Нейл Фьоре, Ph.D., дипломированный американский психолог и тренер, автор нескольких нехудожественных бестселлеров.

В этом году издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило на русском языке его «Легкий способ перестать откладывать дела на потом», а также «Психологию личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы». Несмотря на то, что они написаны в традиционной для подобной литературы несколько экзальтированной манере (что поделаешь – издержки популярного жанра), похоже, их чтение не будет пустой тратой времени.

Напутствие от издателей выглядит следующим образом: «Большинство книг по личной эффективности делают акцент на том, как вам стоит планировать свой день, составлять списки задач и расставлять приоритеты. И часто авторы упускают важнейший аспект работы — психологический. Люди не роботы. На нашу продуктивность влияет не только система, по которой мы работаем, но и то, как мы относимся к своей работе, как реагируем на внезапно свалившиеся срочные задачи или плохое настроение руководителя».

Действительно, методы традиционного целеполагания и достижения целей пора немного подкорректировать. По мнению Фьоре, конкретизированные мечты могут стать врагом для человека, потому что способствует развитию:

  • Тревоги. Когда вы пытаетесь достигнуть целей в будущем — воображаемом месте, куда невозможно попасть, — в то время как нерастраченная здесь и сейчас энергия мешает двигаться дальше;
  • Депрессии. Когда сравниваете свое нынешнее местонахождение с тем, где вам следовало бы быть (еще одно воображаемое место), вы приходите к выводу, что нынешнее место и самоощущение плохи или уступают воображаемому, а также человеку, которым вам следовало бы быть;
  • Низкой самооценки. Если вы затягиваете дело, терпите неудачу и обвиняете себя в отсутствии прогресса;
  • Чувства подавленности. Из-за слишком большого количества целей и задач, которые вы пытаетесь решать одновременно;
  • Усталости. Из-за строгого распорядка, который противоречит реальной жизни и, конечно, полетит к чертям, потому что в вашем расписании нет места жизни;
  • Разочарования. Если вы пытаетесь бороться с действительностью и упорно желаете перенестись в воображаемую, виртуальную реальность, где, как вам кажется, следует быть.

Стремление побыстрее оказаться в будущем, где все дела переделаны, работа завершена, цели достигнуты, мечты реализованы создаёт лишнюю суету и стресс. Это мешает делать верные шаги.

«Психология личной эффективности» — не просто еще одна книга о тайм-менеджменте или борьбе с прокрастинацией. Эта книга предлагает директорам, менеджерам, частным предпринимателям и фрилансерам инструменты, помогающие стать более эффективными, дееспособными и гармоничными людьми», – обещает во вступлении Нейл Фьоре.

Кое-что можно начать делать спустя несколько минут, дочитав этот текст до конца:  

  • Приступайте к новой задаче незамедлительно, даже если у вас в запасе всего 5 минут. За эти 5 минут вы узнаете о проекте значительно больше, чем потратите на предварительное планирование.
  • Не думайте о времени окончания работы. Просто решите, что поработаете 15-20 минут — и все. И сразу же приступайте.
  • Выделяйте на новый проект от 5 до 10 часов в неделю. И увидите, сколько интереса и сил он вызовет.
  • Составьте антирасписание — то есть план нерабочих развлечений: поход в театр, игра на фортепиано, танцы, просмотр кино. Это снимет с вас обязательства приступить к ним прямо сейчас, зато будет казаться приятной перспективой — ведь время для них уже запланировано.
  • Отмечайте успешные дни, но при неудачных не начинайте вести счет заново, а просто продолжайте со следующего успешного дня.
  • Когда у вас возникает желание отложить какое-то сложное дело и «немного отвлечься» — например, залезть в соцсеть, позвонить другу, проверить почту или съесть очередную шоколадку — выдержите первые 15 секунд и устоите перед искушением. Это действует просто потрясающе. И автоматически формирует привычку не откладывать дела «на потом».

Из этого списка я бы выделил прекрасный тактический приём, состоящий в том, чтобы решить для себя, что вы поработаете всего 15-20 минут. В случае несколько монотонной, но требующей концентрации умственной работы, действует великолепно. Почти всегда по истечении поставленного времени вы уже будете чувствовать, что вовлечены в процесс.

И напоследок – основополагающее. Важно не только ставить цели и идти к ним, но и помнить о том, что жизнь происходит в настоящем.

Залишити відповідь