Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС – "РусАл" обнародовал параметры программы сокращения производства алюминия на 2014 год, попутно отчитавшись о достигнутом в 2013 году.
Как сообщила компания, в 2014 году будет сокращено 15% от уровня 2012 года, или 647,5 тыс. тонн. Таким образом, производство алюминия в 2014 году может составить чуть более 3,5 млн тонн. Это более радикальный, чем озвученный директором "РусАла" по стратегии и развитию бизнеса Олегом Мухамедшиным по итогам отчетности за I полугодие 2013 г. прогноз на будущий год – 3,7 млн тонн алюминия.
ЧТО УЖЕ ОСТАНОВИЛИ?
В августе совет директоров "РусАла" одобрил снижение объемов производства, направленное на сокращение издержек и увеличение маржи. Консервируются Волгоградский, Уральский, Богословский, Надвоицкий и Волховский заводы (алюминиевый дивизион "Запад"). В рамках этой программы, выпуск алюминия планировалось сократить на 357 тыс. тонн, или 9% по сравнению с уровнем производства 2012 года (4,173 млн тонн). Гендиректор "РусАла" Олег Дерипаска ранее заявлял, что судьба этих заводов предрешена, и возобновление производство алюминия на них возможно лишь в том случае, если цена на металл вернется к комфортному уровню, которым компания считает $2400 за тонну.
Как сообщил "РусАл" в четверг, компания уже снизила выпуск алюминия на 8% от объема производства 2012 года, или на 324,7 тыс. тонн. Этого "РусАл" добился благодаря полной или частичной приостановке ряда заводов.
Производство полностью приостановлено на Волгоградском, Волховском и Уральском алюминиевых заводах, на первой площадке Новокузнецкого алюминиевого завода и на заводе Alscon в Нигерии, кроме того, на 2, 3, 4 и 5 корпусах Богословского (первый корпус был законсервирован в 2011 году) и 1, 2 корпусах Надвоицкого алюминиевых заводов (3-й корпус был законсервирован в 2012 году). Общее сокращение производство алюминия на этих заводах составило 247 тыс. тонн, а в следующем году – 516 тыс. тонн.
Кроме того, за счет снижения силы тока и других мер были уменьшены объемы производства на Саяногорском, Иркутском, Новокузнецком (2-я площадка) и Хакасском алюминиевых заводах (алюминиевый дивизион "Восток"). В 2013 году снижение производства на этих предприятиях составило 77,7 тыс. тонн, в 2014 году – 131,4 тыс. тонн.
Общий эффект от реализации программы по сокращению производство на неэффективных заводах в 2014 году составит 647,5 тыс. тонн, или 15% от объема выпуска 2012 года.
Закрывающимся заводам "РусАл" все же пытается найти достойное применение. Компания подписала с "ВЭБом" меморандум о намерениях по сотрудничеству, направленному на перепрофилирование убыточных заводов алюминиевой компании. Первым "РусАл" решил перепрофилировать производство на Волховском заводе – в июне компания подписала с израильской Omen меморандум о создании СП по производству автокомпонентов.
КИТАЙ НЕ ХОЧЕТ СОКРАЩАТЬСЯ
Игорь Лебединец из "ВТБ Капитала" не удивлен, что в следующем году "РусАл" сократит производство на 15% к уровню 2012 года. "Это не стало сюрпризом хотя бы потому, что компания неоднократно заявляла про отсутствие производственной дисциплины и необходимость сокращение мощностей по всему миру", – сказал эксперт.
Наталья Шевелева из Газпромбанка отметила, что итоговый объем сокращений в 2014 году опережает прежние прогнозы менеджмента.
Проблема уменьшения производства не в самом "РусАле", уверен Диннур Галиханов из "Атона". "Китай как наращивал производство алюминия, так и наращивает: открываются новые, высокоэффективные заводы, да и поддержка правительства присутствует", – отметил он. Когда "РусАл" заявлял о необходимости сокращения мировых мощностей, компания вряд ли рассчитывала на то, что сама станет лидером по снижению объемов.
По предварительным подсчетам Д.Галиханова, "РусАл" может дополнительно сократить расходы еще на 7-10% к уровню 2012 года за счет закрытия дополнительных мощностей. "Порядка 70-75% расходов компании составляют затраты на глинозем, электроэнергию и прочие материалы (катоды). Например, можно будет сократить дорогое производство глинозема, перестать самим его производить и начать покупать более дешевое на рынке. С электричеством решен вопрос – закрыли заводы, для которых электричество было чересчур дорогое", – отметил он. А вот сокращение расходов на персонал будет иметь незначительное влияние на всю компанию и к нужным результатам не приведет, полагает эксперт.
ГДЕ БЫ ЕЩЕ СЭКОНОМИТЬ…
Неблагоприятная конъюнктура внесла коррективы не только в план производства на действующих заводах "РусАла", но и в судьбу строящегося Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ). "РусАл" принял решение о переносе пуска завода на середину 2014 года, хотя ранее хотел получить первый металл на "БоАЗе" в IV квартале текущего года. Однако уже в августе этого года первый замгендиректора компании Владислав Соловьев не стал скрывать возможность переноса запуска завода на 2014 год, подчеркнув, что окончательного решения еще нет, т.к. финансовые партнеры ("РусГидро" и ВТБ) совместно с алюминиевым гигантом анализирует финансовую составляющую проекта, по результатам которой решится судьба завода.
Перенося запуск "БоАЗа", "РусАл" пытается поддержать хоть какой-то баланс на мировом рынке алюминия, считает Олег Петропавловский из БКС. "Сейчас "РусАл" закрывает свои убыточные предприятия, а запуск Богучанского завода негативно скажется на мировом рынке алюминия. Поэтому перенос сроков запуска выглядит вполне логично", – сказал эксперт.
При этом повторный перенос пуска "БоАЗа" затруднителен из-за наличия обязательств перед "РусГидро", а также потребности Богучанской ГЭС, отметил аналитик БКС.
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По словам первого замгендиректора "РусАла" В.Соловьева, "РусАл" продолжит реагировать на текущую ситуацию на рынке и может рассмотреть возможность принятия дополнительных мер для снижения себестоимости производства". Что подразумевается под "дополнительными мерами", "РусАл" не комментирует.
Позитив от сокращения объемов производства уже можно оценить. Как сообщил "РусАл", себестоимость алюминия снизилась на $40 за тонну. По итогам II квартала себестоимость алюминия на заводах "РусАла" составляла $1911 за тонну, а по итогам I полугодия – $1942. При этом себестоимость производства в апреле-июне была минимальной с конца 2010 года.
Себестоимость производства, цена на алюминий и премии на LME за I полугодие 2013 года ($):
I квартал 2013 года | II квартал 2013 | II квартал 2012 | I полугодие 2013 | I полугодие 2012 | |
Себестоимость производства за тонну | 1 971 | 1 911 | 1 974 | 1 942 | 1 956 |
Цена алюминия на LME | 2 003 | 1 835 | 1 978 | 1 919 | 2 081 |
Средняя премия к цене на LME | 264 | 271 | 191 | 269 | 179 |
"Последние заявления менеджмента "РусАла", что резерв по сокращению издержек исчерпан, учитывая данные по снижению cash cost, были весьма консервативны. Фактически последние два года "вилка" себестоимости была на уровне $1900-1970 за тонну, поэтому снижение на $40 несомненно позитивно для "РусАла", – подчеркнул И.Лебединец.
По мнению О.Петропавловского, сокращение себестоимости на $40 за тонну вполне адекватно, но, без учета ослабления рубля, есть потенциал для сокращения cash cost в таком же объеме.
В следующем году алюминий будет стоить ненамного выше текущих цен, считают большинство экспертов. По прогнозу О.Петропавловского, цена будет около $1950 за тонну. Н.Шевелева из Газпромбанка прогнозирует цену немногим выше – $1991.
Проблема алюминия в том, что это металл позднего экономического цикла, отметил Д.Галиханов. Медь быстрее реагирует на изменение экономического цикла, особенно на позитивные изменения. "Алюминий же, напротив, реагирует позже, да и то в основном на улучшение экономики, на которое в данный момент, рассчитывать не приходится", – сказал аналитик "Атона".
Даже сам "РусАл" не вполне уверен в краткосрочной цене на алюминий. "РусАл" вновь понизил прогноз стоимости алюминия на конец 2013 года. "Надеемся, что цена будет $1850 за тонну", – говорил недавно В.Соловьев. Ранее "РусАл" прогнозировал $2100 за тонну.
ИНТЕРВЕНТЫ ИЗ КИТАЯ
"Однако даже самый пессимистичный прогноз по ценам может не оправдаться в случае, если LME все-таки высвободит около 2 млн тонн алюминия со своих складов. В таком случае цены будут гораздо ниже текущих, а премии и вовсе обвалятся, в результате чего "РусАл" и другие производители алюминия будут убыточны на уровне EBITDA", – предупредил О.Петропавловский.
Гонконгская биржа (HKex), выкупившая в конце 2012 года LME, предложила выпустить на рынок около 2 млн тонн алюминия, которые были накоплены в кризис 2008-2009 гг. (в настоящий момент на складах LME скопилось более 5 млн тонн). Такие намерения вызвали закономерные опасения со стороны крупнейших мировых производителей. О.Дерипаска охарактеризовал эти предложения как "беспрецедентную интервенцию", европейская ассоциация металлургов (Eurofer) – как "недобросовестную конкуренцию". Американский алюминиевый производитель Alcoa был более сдержан в оценках, но также остался недоволен предложением.
Скандал вокруг запасов LME разгорелся летом 2013 года, когда ряд промышленных потребителей алюминия жаловались LME на то, что склады искусственно замедляют поставки металла, ограничивая предложение и приводя к росту премий. По данным консалтинговой фирмы CPM Group, ежедневные поставки алюминия со складов LME в августе находились на минимальном уровне с ноября 2011 года. Потребители стоят в очередях в среднем около 18 месяцев. В августе Комиссия по фьючерсной торговле и Минюст США начали расследование относительно складской политики LME для выяснения, действительно ли владельцы складов причастны к увеличению стоимости алюминия за счет конечных потребителей.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».