Из-за задержек с поставками самолетов Ан-148 на российский рынок первый экземпляр достался украинской компании.
Тот факт, что авиастроение может развиваться только при поддержке государства, был подтвержден и в Украине: первым покупателем регионального пассажирского самолета Ан-148 стала государственная лизинговая компания «Лизингтехтранс». В следующем году правительство планирует выделить 200 млн. грн. на покупку отечественных самолетов и обеспечить госгарантиями 1,5 млрд. грн. кредитов отечественным авиастроителям. В свою очередь «Лизингтехтранс» собирается передать закупленные самолеты украинским авиаперевозчикам.
Такими действиями правительство намерено поддержать потенциально значимый для государства проект, будущее которого оказалось под вопросом вследствие зависимости от российского рынка. Несмотря на то что в проекте участвует российский бизнес (в производстве Ан-148 задействовано 170 российских компаний и лишь 36 украинских), авиаперевозчики РФ не спешат закупать Ан-148. Пока ими подписаны контракты лишь на 34 экземпляра, а в планах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – производство 96 Ан-148 до 2012 г. на заводе в Воронеже.
На сегодняшний день подписаны контракты с авиакомпаниями «Московия», «Россия» и «КрасЭйр». Впрочем, последняя может отказаться от украинского самолета, отдав предпочтение разрабатываемому компанией «Сухой» ближнемагистральному Superjet-100. Подобным образом ранее так поступил «Аэрофлот».
Невзирая на преграды на российском рынке, в АНТК им. Антонова намерены всячески продвигать проект. Но для выхода на зарубежные рынки необходимо произвести сертификацию самолета. В странах ЕС, к примеру, на соответствие всем нормам самолеты проверяет EASA (European Aviation Safety Agency – Европейское агентство по авиационной безопасности), для которой в АНТК им. Антонова сейчас готовят документы. «Начало процедуры валидации Ан-148 для Европы запланировано на следующий год», – рассказывает пресс-секретарь компании Оксана Трофимчук. На данный момент самолет имеет сертификаты Межгосударственного авиационного комитета (базируется в Москве) и Государственной авиационной администрации Украины, что позволяет ему быть в парке перевозчиков постсоветского региона и летать по всему миру без ограничений.
По оценкам АНТК, потребность мирового рынка в региональных самолетах подобного типа составляет около 600 машин. Для удовлетворения предполагаемого спроса производство Ан-148 планируется наладить на двух заводах: харьковском «Авианте» и воронежском ВАСО. На украинском заводе сегодня стоят на стапеле семь самолетов, а до 2012 г. планируется произвести 40. Помимо «Лизингтехтранса», заказчиками Ан-148 украинского производства являются казахские авиакомпании «Скат» и «Беркут». Необходимые темпы производства – 36 самолетов в год на обоих заводах (до 15 – в Украине), что может принести украинским предприятиям более $250 млн. ежегодного дохода.
Базовый вариант Ан-148-100 в зависимости от модификации может перевозить 68-80 пассажиров на расстояние 2-5 тыс. км. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями производства «Мотор Сич», а значительная часть электроники и бортового оборудования закуплена у западных компаний. Стоимость одного самолета составляет примерно $20 млн.
Помимо этого, АНТК им. Антонова приступил к разработке Ан-148-200, рассчитанного на перевозку до 99 пассажиров, а также серии бизнес-лайнеров Antonov Business Jet вместимостью от 8 до 40 человек. Потребность в таких модификациях до 2015 г. в конструкторском бюро оценивают в 200 и 60 машин соответственно.
Испортить планы украинцам могут зарубежные конкуренты. Пока в компании основными соперниками Ан-148 видят самолеты бразильской Embraer и канадской Bombardier. Однако значительно более грозным соперником может стать российский Superjet-100, первые поставки которого запланированы на 2009 г. Нацеленность самолетов на те же региональные рынки уже заставила многих экспертов говорить о несовместимости двух проектов, а возможность существования Ан-148 многие связывают лишь с затягиванием начала серийного производства «Сухого». Ведь, несмотря на хорошую приспособленность украинского лайнера к региональным аэропортам со слаборазвитой инфраструктурой, наличие таких именитых партнеров в создании Superjet-100, как Boeing, PowerJet и Thales, дает ему ощутимое преимущество.