Корпорация «Эталон» презентовала новую маркетинговую стратегию, ключевым моментом которой стало «цветочное» обозначение всех моделей, выпускаемых на Бориспольском и Черниговском автозаводах.
Говорят, что у машиностроителей нет чувства юмора. Ошибочность данного утверждения продемонстрировала корпорация «Эталон», которая в преддверии профессионального праздника автомобилестроителей и пятилетия одного из своих ведущих предприятий – Черниговского автозавода – подарила украинцам целый букет «цветов» собственного производства. «Мы хотели, чтобы наша продукция ассоциировалась с чем-то украинским, приятным и до боли знакомым с детства. Поэтому технику, выпускаемую предприятиями корпорации, решили назвать именами цветов, которые любы каждому украинцу» – отметил президент «Эталона» Владимир Бутко. Теперь модельный ряд именуется так: БАЗ 2215, известный как «Дельфин», получил название «Крученый Паныч» (специально для российского рынка для «Паныча» запатентовано имя «Вьюнок»), городской БАЗ А079 назвали «Пролисок», туристическая версия автобуса А079 стала называться «Мальва», автобус А148 будет носить имя «Соняшник», автобус ЧАЗ А074 величают «Чернобрывец», а новая продукция, грузовые автомобили TATA T713, именуется «Подорожником». Фрагмент соответствующего цветка и название модели будут наноситься на кузова автобусов и грузовиков. По мнению руководства корпорации, этот маркетинговый ход позволит «Эталону» стать роднее и ближе украинцам.
Кроме такого ренейминга, пятилетний рубеж Черниговского автозавода был отмечен выпуском четырехтысячного автобуса БАЗ 2215 «Крученый Паныч» и началом крупноузловой сборки индийских грузовиков TATA T713 «Подорожник» Бориспольским автозаводом на черниговской площадке. Причем, по словам главы правления бориспольского предприятия Александра Остапчука, грузовые автомобили будут выпускаться сразу в четырех модификациях. Четырехтонные «Подорожники» предстанут перед потребителями в виде шасси грузового автомобиля с бортовой платформой, бортовой платформой и тентом, а также универсальным кузовом.
Начали с автобусов
Движение корпорации «Эталон» к возможности производить широкий ассортимент автомобильной продукции начался не так давно. Первое предприятие по производству автобусов – ЗАО «Бориспольский автомобильный завод», один из самых молодых заводов подобного профиля – было создано практически с нуля в 2002 г. В то время нынешних вездесущих «Богданов» (производятся с 1999 г.) было совсем немного, поэтому к остановкам часто подъезжало нечто, скрипящее, дымящее, чему давно было место в музее или на свалке. У автопроизводителя, имеющего, кроме производственных площадок, серьезный научный потенциал по разработке автобусов (в состав корпорации входит научно-исследовательский институт автомобилестроения, в котором работают около 60 конструкторов), были все шансы на успех. Основной целью создания нового производства стало изготовление наиболее востребованных рынком автобусов особо малого, малого и среднего классов, которые могли обеспечить отечественных перевозчиков приемлемыми по цене и комфортабельными для пассажиров транспортными средствами. Уже в октябре 2002 г., через пять месяцев после официальной регистрации завода, с конвейера сошли первые два автобуса. В настоящее время это современное самостоятельное производство площадью 19 тыс. кв. м, ежемесячно выпускающее около 170 автобусов, на котором работает почти 1 тыс. человек. В сентябре нынешнего года Бориспольский автозавод преодолел эпохальный рубеж – выпустил десятитысячный автобус.
Поставив на ноги свого первенца, «Эталон» продолжил развитие. Менее чем через год, в августе 2003 г., была создана вторая площадка по производству автобусов – Черниговский автозавод, с конвейера которого уже в сентябре того же года сошел первый автобус. При создании этого завода компания учла основную проблему, с которой столкнулась в Борисполе. Дело в том, что близость к столице, кроме плюсов, имеет большой минус – дефицит земли. Возможности расширения производственных площадей завода под Киевом крайне ограничены, в Чернигове же такая проблема пока не стоит. Поэтому производственные и вспомогательные площади Черниговского автозавода куда больше, чем на первом предприятии: они занимают более 14 га. В настоящее время производственная мощность этого завода составляет 160 автобусов в месяц с возможностью увеличения выпуска до 300.
Продолжили грузовиками
Однако, несмотря на возможности, заработать на полную мощность двум заводам корпорации «Эталон» пока не удалось. Коррективы в планы внес рынок, а именно проблемы с реализацией автомобильной продукции, начавшиеся летом нынешнего года. Компания снизила план выпуска автобусов в 2008 г. на двух автозаводах до 3,4-3,5 тыс. ед. (ранее планировалось выпустить не менее 4 тыс. автобусов). «Сейчас у нас на складах стоит около 400 автобусов, проданных клиентам, по ним получена 10%-я предоплата, но кредит на остальную сумму покупателям не дают. В связи с этим было принято решение о снижении объемов производства до лучших времен», – подчеркнул Александр Остапчук. Такой же стратегии придерживаются и на втором предприятии. Валерий Купцов, директор Черниговского автозавода: «На черниговской площадке весной текущего года в связи со снижением спроса был приостановлен выпуск автобусов особо малого класса «Дельфин», но уже в июле их выпуск был возобновлен, поскольку это один из самых дешевых автобусов, и частным перевозчикам легче получить кредит на небольшую сумму».
Корректировка коснулась не только объемов производства, но и модельного ряда выпускаемой продукции. С осени 2008 г. «Эталон» осваивает новую нишу – производство грузовых автомобилей, проинвестировав в это направление около $1 млн. В результате на базе производственных площадей в Чернигове был организован цех сборки грузовых автомобилей, который арендует Бориспольский автозавод. Уже в сентябре с конвейера сошли первые два автомобиля TАТА «Подорожник». В настоящее время аналогичные грузовики выпускает Запорожский автозавод. Несмотря на прямую конкуренцию и наличие на рынке грузовиков Isuzu от «Богдана» и других моделей, руководство завода пророчит своему детищу светлое будущее. Конкурировать эталоновцы планируют прежде всего в цене.
Александр Остапчук: «Принцип нашего ценообразования на грузовые авто очень прост. Мы берем прайс других поставщиков аналогичной продукции и делаем свою дешевле – по шасси на 1 тыс. грн., по навесному оборудованию – на 2-4 тыс. грн.». Кроме цены, у «Эталона» есть и другие козыри. Например, продукции корпорации придется столкнуться с российским «Бычком», который находится в том же ценовом диапазоне, что и украинские автомобили. Тогда, по словам руководства корпорации, на первое место по значимости выйдет качество агрегатов, применяющихся при сборке в Чернигове и Борисполе: индийской компании TATA Motors и китайской FAW. «Наши автомобили «задавят» «Бычок» качеством, потому что они до капитального ремонта проезжают около 1 млн. км, а российские – около 100 тыс. км», – заверяет г-н Будко. Кроме хорошего качества и приемлемых цен, по словам руководства «Эталона», существенно повысить конкурентоспособность продукции на внешних рынках поможет запуск в серийное производство в начале 2009 г. пассажирских автобусов на платформе Евро-3. Согласно планам производственные мощности в Чернигове позволят выпускать порядка 100 автобусов в месяц, причем на индийской платформе будут производиться городские автобусы длиной 7 м и междугородные длиной 8,2 м, на китайской платформе – длиной 8,6 м. Как отметил руководитель международного отдела компании TATA Motors Limited г-н Шанкар, первая партия агрегатов для производства автомобилей, соответствующих стандарту Евро-3, находится на пути в Украину. Подобные машины компания сможет экспортировать в Россию.
Из банкиров в автопроизводители Днем рождения корпорации «Эталон» считается 29 июня 1995 г. Тогда был основан одноименный коммерческий банк – родоначальник корпорации. Но после финансового кризиса 1998 г. акционеры решили переориентировать банк на инвестиционную деятельность. В 2002 г. банк «Эталон» присоединился к банку «Аваль», и с этого момента корпорация «Эталон» стала чисто производственной компанией. В настоящее время в корпорацию входит 21 предприятие, в частности, Бориспольский, Черниговский и Галицкий автозаводы, Черниговский кузнечный завод, «Украинский кардан», склады в городах Вишневом, Николаеве, Одессе. |