Не случись кризиса, 2009 год и так принес бы изменения в правила игры производителей водки.
Правительство намерено сделать алкогольную отрасль одним из главных доноров бюджета-2009, поэтому вполне вероятны и рост ставок налогов и сборов, и ужесточение правил их взимания. Легальные производители пытаются протестовать, но без особого успеха. Впрочем, «страшилки» пока не приобрели конкретных очертаний. Однако есть и конкретика. Так, с 1 января вводится полный запрет рекламы алкоголя и табака средствами наружной и внутренней рекламы, а также на транспорте. Ограничивается и телеспонсорство производителей алкоголя – в эфире можно будет показывать только логотип без аудиосопровождения или титров. Владельцам раскрученных марок это на руку, поскольку усложнит вход на рынок новичков.
В ряду вполне вероятных перспектив – введение минимальной цены на водку – 14 грн. за бутылку 0,5 л. Лидеры рынка поддерживают эту инициативу, надеясь, что она ударит по теневикам и перекроет им каналы сбыта.
Менее однозначны последствия (даже для лидеров рынка) намерения ГНАУ усилить борьбу с незаконным производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на разрушение схем уклонения от налогообложения».
Еще до кризиса ходили разговоры о реформировании спиртовой отрасли и создании Государственной службы спиртовой и ликеро-водочной промышленности. Предполагается, что служба будет также заниматься распределением нарядов на спирт (сейчас эти полномочия находятся у ГНАУ), а налоговики лишь сбором налогов. Но сейчас эти планы могут быть отложены как не соответствующие задаче момента (увеличению поступлений в бюджет).
Руководство госконцерна «Укрспирт» планирует усилить свои позиции на рынке водки и увеличить собственную долю с нынешних 3% до 20%. И хотя эти планы выглядят очень смелыми (учитывая силу частных производителей), активизация игрока, обладающего сильным админресурсом, будет неизбежно нервировать рынок.
Работать на удержание доли рынка
Владимир Притуляк, генеральный директор компании «Бельведер Украина» (ТМ Sobieski): – В связи со вступлением Украины в ВТО уже начались процессы (а в будущем году они будут проходить более активно) по изменению структуры потребления алкоголя. Увеличится импорт высококачественных алкогольных напитков, соответственно будет расти доля потребления вин, виски, коньяков. Что касается крепкого алкоголя, то в связи с приходом импортных брендов и выходом зарубежных компаний на украинский рынок возрастают требования к качеству продукции и формируется более сложная сегментация рынка. Эти факторы будут способствовать оздоровлению рынка, от чего в свою очередь выиграет потребитель. Из негативных тенденций наблюдается стремление к замораживанию процессов демонополизации спиртовой отрасли, а значит продолжается работа теневых схем продажи спирта. Любой рынок, любая экономика любит тишину. Если политическая ситуация в стране стабилизируется, сложатся объективные условия для рыночных реформ, то это позитивно скажется и на алкогольной отрасли. Если же нестабильность будет нарастать и производители алкоголя будут втянуты в политические разборки, это приведет к росту теневого сектора, административным преференциям в пользу некоторых компаний и как следствие – оттоку иностранных инвестиций.
Василий Профир, директор по маркетингу компании «Союз-Виктан»: – Основная стратегия у производителей в 2008-2009 гг. – сохранение существующих позиций с небольшим приростом. Компании станут более внимательно относиться к своим затратам. Причем маркетинговые затраты алкогольных компаний на текущий год уже скорректированы в меньшую сторону, так как продажи будут меньше запланированных. Бюджеты в 2009 г. не будут значительно отличаться от бюджетов нынешнего года, просто последует перераспределение между каналами коммуникаций. Основная борьба за потребителя произойдет в местах продаж, особенно когда вступят в силу ограничения на размещение алкогольной рекламы в прессе, на телевидении и радио. Если рынок динамично развивается, это позволяет компании заниматься креативом и приглашать рекламные агентства для разработки дизайна. Но в связи с сокращением бюджетов затраты, связанные с разработками новых стилей, могут уменьшится. Несмотря на это, компании все равно продолжат работу по улучшению дизайна, так как конкуренция достаточно высока. Хотя, думаю, не будет революционных изменений в сфере дизайна водочной упаковки – в мире уже сложилось видение того, как должна выглядеть современная качественная продукция |
.