Источники привлечения денег на развитие бизнеса в 2009 году оскудеют, что стимулирует процессы консолидации.
Одной из особенностей нынешней ситуации является то, что деньги из экономики никуда не исчезли, просто нарушились процессы их движения. Те, у кого они есть, не спешат делиться, так как упало доверие к получателям. Понятно, что на общем фоне легче других получить средства будет сельхозпроизводителям, фармацевтам, производителям продуктов питания и других товаров первой необходимости – их продукция всегда востребована.
Значительно сложнее ритейлерам. «Большинство украинских компаний из сферы розничной торговли характеризуются высоким уровнем рисков для инвесторов, что отражается в преимущественно низких (спекулятивных) уровнях их кредитных рейтингов, – отмечает начальник отдела корпоративных рейтингов РА «Кредит-Рейтинг» Дмитрий Мельник. – Основная причина – нынешняя перекредитованность этих компаний».
На хорошее снабжение финансовыми ресурсами вряд ли смогут рассчитывать добытчики железной руды и металлургические комбинаты – они очень чувствительны к изменениям макроэкономической ситуации. В немилость к финансистам уже попали строительные и девелоперские компании, а также продавцы бытовой техники и автосалоны. Во-первых, они уже ощутили на себе падение спроса. Во-вторых, и у этих предприятий очень высокая доля заемных средств в капитале. «Раньше коммерческие банки оценивали максимально возможный кредитный портфель компании на уровне 4-5 EBITDA, – рассказывает глава департамента инвестиционно-банковских услуг Concorde Capital Виталий Струков. – Сейчас же этот показатель снизился до 1-2 EBITDA. В 2009 г. ситуация существенно не улучшится».
Главный финансовый аналитик РА «Эксперт-рейтинг» Виталий Шапран уверен, что в следующем году кредиты не станут более доступными и дешевыми: «Думаю, ставки будут колебаться на уровне 25-30% в гривне, скорее всего, НБУ не будет смягчать монетарную политику. Может быть, кому-то удастся получить дешевые кредиты от дочерних банков тех «иностранцев», которые не пострадали от кризиса, но они будут незначительными по объему и в иностранной валюте. Немного найдется желающих вкладывать деньги в падающую экономику.
Еще более проблематичным выглядит привлечение капитала посредством выпуска и продажи облигаций. Причиной тому кризис на международном финансовом рынке и крайне низкий спрос на бумаги со стороны зарубежных инвесторов. Многим компаниям-эмитентам уже приходится изыскивать средства для досрочного выкупа облигаций.
Кризис отменил IPO
Даже в лучшие времена только несколько украинских компаний решились привлечь капитал посредством IPO. Мощную конкуренцию этому инструменту составляли синдицированные кредиты, которые в больших объемах и на выгодных условиях предоставляли иностранные банки. Но если раньше компании просто не хотели идти за деньгами на фондовую биржу, то теперь любое IPO рискует оказаться провальным. Наглядный пример тому – дебют российского производителя минеральных удобрений «Акрон». Эта компания вышла на биржу в III квартале 2008 г. В итоге объем привлеченных средств был признан самым незначительным за всю историю первичных размещений среди компаний СНГ (всего лишь $2,7 млн.).
Виталий Струков: «Есть несколько основных причин, почему IPO сейчас делать не нужно. Прежде всего произошла фундаментальная коррекция оценки бизнесов публичных компаний. Существенно упали мультипликаторы и весь рынок. Это привело к недоверию инвесторов к рынкам капитала – инвестирование в публичные компании они сейчас считают высокорисковым. Как следствие, оценки публичных компаний даже по сравнению с серединой нынешнего года уменьшились в несколько раз. Другими словами, несмотря на рост, хорошие финансовые показатели и увеличение доли рынка компаний оценки фондовым рынком не отражают фундаментальную стоимость этих бизнесов. Поэтому мы не рекомендуем в ближайшие 6-12 месяцев делать публичные размещения».
Показательна история Ferrexpo, которая в прошлом году провела частное размещение акций на Лондонской фондовой бирже. Компании удалось выручить $419,7 млн., и ее руководство признало дебют успешным. Но денег оказалось недостаточно для масштабных планов ее главного акционера – Константина Жеваго. Поэтому в конце 2007 г. он решился на рискованный шаг и заложил 71,8% акций Ferrexpo компании Fevamotinico S.a.r.I. взамен на денежные средства, которые Fevamotinico в свою очередь получила от JPMorgan. Сумма кредита исходя из стоимости ценных бумаг компании в прошлом году могла составлять более $2 млрд.
На бирже акции компании росли в цене до середины 2008 г., однако в последнее время их курс сильно упал. Начатая компанией программа обратного выкупа не остановила падение.
Это насторожило кредитора, и JPMorgan потребовал у Fevamotinico вернуть деньги. Очевидно, свободных средств у Константина Жеваго не оказалось. Рефинансирование долга из внешних источников по нынешним временам слишком дорогая и почти недоступная операция. Поэтому часть акций из залога (20,8%) была продана покупателю, которого нашли инвестбанкиры из JPMorgan. У украинского бизнесмена остался контрольный 51%-й пакет акций, до сих пор пребывающий в залоге у Fevamotinico. А 20,8% акций компании ушли с молотка задешево: если в середине года котировки на Лондонской бирже Ferrexpo составляли 4,52 фунта стерлингов за акцию, то сейчас за каждую акцию уплачено всего 83 пенса. И теперь владельцу компании предстоит деликатно договариваться с новыми акционерами о планах на будущее.
Впрочем, надежды на возрождение былой популярности IPO существуют. Виталий Шапран говорит, что все зависит от конъюнктуры рынка: «Прежде чем прогнозировать, надо дождаться момента, когда нормально заработают фондовые биржи. После стабилизации рынка он на три-четыре месяца уйдет в полный штиль. Инвесторы переосмыслят свои действия, накопят ликвидность, и тогда, возможно, фондовая мода переменится. Думаю, что из фавора выйдут металлургические и нефтедобывающие предприятия. Популярностью же будут пользоваться пищевые, телекоммуникационные и золотодобывающие компании».
Бизнес-шопинг стартует
В качестве альтернативы эксперты предлагают воспользоваться возможностями привлечения финансирования от международных фондов прямых инвестиций (Private Equity Funds). По словам Виталия Струкова, данные инвесторы могут оценить компании по более высоким мультипликаторам, чем предлагает фондовый рынок. Цели этих фондов не краткосрочные спекуляции, а средне- и долгосрочные инвестиции, необходимые для роста компании.
Правда, в работе с фондами прямых инвестиций есть как минимум два нюанса, которые, возможно, кое-кому из украинских бизнесменов не понравятся. Во-первых, инвесторы из фондов будут настаивать на реализации всей полноты прав как совладельцев и потребуют допустить их в органы управления компанией. Во-вторых, финансовая отдача сделок с Private Equity Funds с точки зрения крупного бизнеса не так уж высока – рассчитывать на сотни миллионов долларов не стоит. Но среднему бизнесу, возможно, будет выгодно привлечь такого рода финансы. «Пора учиться работать с фондами. Тем компаниям, которые потеряли ликвидность на рынке и набрались долгов, придется пускать фонды в состав владельцев и органов управления», – считает Виталий Шапран.
Виталий Струков указывает на еще одну возможность получения денежных ресурсов: «Альтернативой прямым инвестициям могут быть варианты привлечения стратегических инвесторов на условиях выкупа на первом этапе не менее 25% компании с дальнейшим выкупом этим инвестором полного контроля в последующие несколько лет. Данные транзакции, как правило, очень сложные, но у нас уже есть опыт реализации таких проектов в Украине».
Поиском стратегического инвестора уже занялись многие украинские компании. Так, пересмотрев свой проектный портфель, девелоперская компания «XXI Век*» почти по себестоимости избавилась от менее доходных логистических бизнесов и объявила о том, что ищет инвестора для реализации более перспективных проектов. Эксперты ожидают, что украинские девелоперы будут массово продавать проекты на стадии строительства. Выживут только самые крупные и диверсифицированные компании, которые смогут привлечь дополнительный
акционерный капитал.
Примерно та же участь ожидает и предприятия розничной торговли, чьим профилем является продажа бытовой техники и электроники. Их объемы реализации по итогам года могут сократиться на 15% от запланированного. Поэтому холдинг Unitrade Group уже ищет стратегического инвестора.
Скупка и консолидация
«В условиях кризиса возможна активизация на рынке слияний и поглощений, когда акционеры, столкнувшись с угрозой банкротства своих предприятий, будут вынуждены продавать часть своего бизнеса, – утверждает Дмитрий Мельник. – Инвесторы, имеющие свободные средства, также могут быть заинтересованы в покупке подешевевших активов. К тому же более крупным компаниям легче переносить кризисные явления как на товарных, так и финансовом рынках. Подобную ситуацию уже сейчас можно наблюдать в мировом банковском секторе».
Все говорит о том, что мировая тенденция в самом скором будущем станет реальностью и для украинского бизнеса. Виталий Шапран прогнозирует, что в стране уже в начале 2009 г. начнется рост числа сделок М&A, и к этому активно готовятся финансисты. Так, Concorde Capital вдвое увеличил команду специалистов по слияниям и поглощениям. Виталий Струков: «В случае кризиса на рынке может быть выгодно и правильно объединить компании, получить эффект от синергии, уменьшить административные затраты, сэкономить на закупках и улучшить цены по продажам, чем конкурировать и бороться за сохранение доли на рынке путем снижения цен. Более сильные игроки с меньшей долговой нагрузкой и свободными средствами уже рассматривают возможности покупки конкурентов».