Принципиально новый бизнес

Коммерческое применение этих технологий позволит компаниям двигать свои рынки вперед и создавать новые уже в ближайшей перспективе.


Генная инженерия
Изменение генетического набора различных живых организмов – неизбежное будущее. В то время как одни ученые работают над расшифровкой геномов все большего количества растений и животных, другие уже ищут возможности для коммерческого применения полученного опыта и открытий. Первыми генетически модифицированными организмами (ГМО), применяемыми в промышленности, стали микроорганизмы. Еще в 1982 г. был зарегистрирован человеческий инсулин, вырабатываемый бактериями. Впоследствии использование ГМ бактерий в медицине набрало значительных оборотов, а среди полученных лекарств – вакцина против гепатита B и противораковое лекарство.


Развитие генной инженерии в области растений пришлось на 1990-е, однако волна их коммерческого применения захлестнула мир лишь в последние годы. Еще в 2000 г. ГМ растениями было засеяно 44 млн. га сельскохозяйственных угодий в 13 странах. К концу 2007 г. этот показатель увеличился до 144 млн. га (+11 млн. га за 2007 г.), а сеют ГМ растения, как подсчитала Международная статистическая служба по использованию агробиотехнологий (ISAAA), уже в 23 странах.


Хотя 35 стран пока против развития ГМО, рентабельность выращивания ГМ растений постепенно разрушает законодательные барьеры даже самых консервативных государств. Так, Евросоюз, изначально выступавший против генной инженерии, в 2003 г. снял мораторий на изучение и выращивание биотехнологических культур, а прогрессивные чиновники ЕС боятся упустить перспективный рынок. Присутствие в этом бизнесе обеспечивает компаниям значительный рост: Monsanto, мировой лидер по производству ГМ семян (контролирует около 86% глобального рынка ГМ растений), уже зарабатывает на этом $8,5 млрд. в год, а его капитализация превышает $44 млрд.


Наиболее активно применяют ГМО в сельском хозяйстве такие страны, как США, Аргентина, Бразилия и Канада, а Китай инвестирует в развитие направления огромные средства. Наиболее популярные ГМ культуры: соя, кукуруза, хлопчатник и рапс. На очереди – ГМ животные. В начале нынешнего года Евросоюз признал безопасными продукты питания из клонированных животных, а в США уже разрешено производство пищи из потомков клонов.


Утилизация биомассы
Наибольшим потенциалом среди возобновляемых источников обладают солнечная, ветровая, гидро- и биотермальная энергии, но человечеству удалось обуздать и биомассу, объемы использования которой превышают 500 млн. т условного топлива в год. Так, в странах ЕС львиная доля энергии из возобновляемых источников производится из биомассы, а к 2010 г. объем ее потребления в Евросоюзе планируют довести до 9% от общего объема потребления энергоносителей – 75% всей возобновляемой энергии. А в США за первую половину 2008 г. было произведено энергии из биомассы в 1,36 раза больше, чем из водных источников.


Используемая человеком биомасса – это прежде всего древесина. В то же время каждый год на Земле под влиянием фотосинтеза образуется около 120 млрд. т сухого органического вещества (эквивалент 400 млрд. т нефти при ежегодной переработке в мире около 350 млн. т жидкого черного золота), что свидетельствует о больших возможностях развития данного направления. В последние годы развитые страны начали активно осваивать производство энергии из калорийных растений, однако они зачастую являются сырьем для производства продуктов питания (соя, рапс, кукуруза, сахарная свекла, тростник). Последовавший за этим рост цен на продовольствие вызвал множество дискуссий, поэтому сейчас можно наблюдать смещение приоритетов в сторону утилизации отходов или использования менее ценного для человечества сырья.


Наиболее многообещающими в свете этого являются технологии производства биоэтанола из целлюлозы. Она содержится в большинстве растений и может быть переработана с небольшими потерями благодаря использованию бактерий для ферментации. Согласно принятому в США в декабре 2007 г. закону о развитии энергетики, такой способ производства биотоплива является приоритетным, а такие американские компании, как Coskata, SunOpta, Iogen, Abengoa Bioenergy и др., планируют в скором времени приступить к производству. Так, Coskata, финансируемая General Motors, намерена производить по 50-100 млн. галлонов биоэтанола ежегодно с 2011 г. по цене $1 за галлон (сейчас оптовая цена – $2).
Производство биоэтанола из полезных для человека растений в США сворачивается.


Иные направления – производство свалочного газа (получаемого из биомассы городских свалок) и утилизация сельхозотходов, главным образом навоза и соломы. Подобные установки зачастую используются на локальном уровне, а сроки их окупаемости не превышают пяти лет, снижаясь при подорожании традиционного топлива.


Мобильная связь UMTS/HSPA
Связь третьего поколения, преимущества которой операторы мобильной связи и производители устройств пытались донести до массового потребителя на протяжении последних пяти лет, наконец начала пользоваться реальным спросом. Однако драйвер роста – не дополнительные услуги с высокой стоимостью вроде видеозвонков и мобильного телевидения, а мобильный Интернет, благодаря которому сегодня и происходит основной рост количества 3G-абонентов.


Главной особенностью стандартов связи третьего поколения является преодоление рубежа скорости передачи данных в 100 кбит/с, который является критическим для удобного доступа в Сеть. По данным ABI Research, количество абонентов подобных сетей к началу 2008 г. превысило 180 млн. (5% сотового рынка), а уже в 2013 г. сети UMTS будут обслуживать порядка 720 млн. пользователей (13% рынка). С каждым годом количество пользователей данного стандарта возрастает примерно на 83%, в основном за счет миграции из сетей GSM. Уже сейчас услуги связи на основе сетей UMTS предоставляют операторы большинства достаточно развитых стран, а большинство современных телефонов ведущих производителей поддерживает этот стандарт.


В Украине UMTS-связь продвигается оператором «Укртелеком» под ТМ Utel. К концу июля в 3G-сети оператора, по данным iKS-Consulting, было 34 тыс. абонентов. Более широкое развитие технологии в стране возможно после выдачи лицензий на соответствующие частоты национальным сотовым операторам, готовым вкладывать значительные средства в маркетинг и развитие сетей. При благоприятной политической конъюнктуре выдача этих лицензий может произойти в 2009 г.


В большинстве стран сети UMTS работают в диапазоне частот 2100 МГц, однако в некоторых государствах (в том числе в США и Японии) эти частоты зарезервированы под иные цели, что несет ряд сложностей производителям телефонов. Иной проблемой UMTS является дороговизна сети, вызванная небольшим радиусом покрытия базовых станций (1-1,5 км). Наконец, при развитии 3G-сетей операторы сталкиваются с угрозой уменьшения доходов из-за возможности получения абонентами ряда услуг через Интернет, что также замедляет развитие технологии.


Интерактивные карты и локальные сервисы
Распространение интерактивных карт и связанных с ними сервисов обусловлено двумя факторами. Во-первых, ведущие мировые IT-компании почувствовали реальный спрос на подобные системы и развивают их в связке со средствами позиционирования. Во-вторых, в этот процесс удалось вовлечь пользователей, что позволяет наращивать количество справочной информации.


Первопроходцем в данном направлении стала компания Google, запустившая в 2005 г. интерактивные картографические сервисы Google Maps и Google Earth. Сегодня подобные сервисы приоритетны для ведущих интернет-компаний (Yahoo! Maps, «Yandex Карты», Virtual Earth от Microsoft), а их развитие сопровождается значительными инвестициями. Так, в конце 2004 г. Google приобрел калифорнийскую компанию Keyhole (навигация по картам), а в 2007 г. была поглощена испанская Panoramio (встраиваемые в Google Earth фотоснимки). Вместе со встроенными информационными ресурсами (зачастую работающими по технологиям Web 2.0) Google Earth позволяет ознакомиться с местностью на карте, посмотреть снимки и даже совершить виртуальное путешествие по интересующему городу или улице.


Google прилагает все усилия, чтобы сделать глобальную платформу, на основе которой смогут развиваться различные службы по всему миру. Возможности у него обширные: локальные сервисы могут применяться в логистике (определение местонахождения подвижных объектов), туризме (справочная информация с привязкой к местности), маркетинге (размещение магазинов и заведений на карте, поиск покупателя по географическому признаку, локальная реклама и проч.), социальных сетях (информация о соседях) и др.


Подобные службы уже присутствуют в Интернете в большинстве стран. К примеру, в России проект Gdeetotdom.ru предлагает выбрать квартиру, просмотрев ее местоположение и фотографию дома, а социальная сеть Mirtesen.ru предлагает познакомиться с соседями. Контрольный пакет последней был выкуплен в марте 2008 г. холдингом «Финам» за $2 млн. с обязательством инвестировать еще $3 млн. В Украине сервисы определения местонахождения предлагает «Киевстар*». Также есть ряд картографических интернет-проектов, среди которых Mapia.com.ua, позволяющий найти необходимый объект на карте города.


Виртуализация IT-инфраструктуры
Виртуализация является одним из современных инструментов управления IT-инфраструктурой. Основной задачей данной технологии является устранение зависимости программного обеспечения от оборудования. На сегодняшний день популярность виртуализации стремительно растет: количество поисковых запросов за последние три года, по данным Google Trends, возросло почти в три раза. Более того, технология набирает обороты в развивающихся странах, где минимизация затрат на IT-инфраструктуру крайне важна: по результатам исследования, проведенного Infiniti Research в 2008 г. по заказу Dell и AMD, 64% компаний из ЦВЕ и Ближнего Востока уже используют или оценивают технологию виртуализации, а еще 47% намерены начать внедрение технологии в будущем году. Мотивируя свой выбор, опрошенные руководители IT-отделов основными причинами называют повышение безопасности информации (62%), оптимизацию использования серверов (58%) и снижение затрат на покупку и обслуживание оборудования (55%). Актуальность виртуализации объясняется и появлением нового мощного «железа» (к примеру, многоядерных процессоров), а также более удобных программных продуктов.


Глобальный рынок услуг виртуализации также увеличивается с каждым годом: он вырос с $998 млн. в 2006 г. до $1,7 млрд. в 2007-м, сообщает IDC. Исследователи прогнозируют сохранение тренда в ближайшие годы. На сегодняшний день в пятерку лидеров по разработке ПО для виртуализации входят (в порядке доли рынка) VMware, IBM, HP, Parallels и Microsoft. Системные интеграторы также не намерены упускать возможность. К примеру, на российском рынке летом нынешнего года появилась первая компания, специализирующаяся исключительно на виртуализации, – VMC. В Украине о предоставлении соответствующих услуг заявила компания Dell.


Основной проблемой при внедрении виртуализации называют отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов: по данным исследования Computer Associates, 44% компаний, экспериментировавших с данной технологией, не могут охарактеризовать результат как успешный.


Система на кристалле
Технология «Система на кристалле» (System on Chip – SoC) считается перспективной благодаря меньшим размерам систем (отсутствие стенок), энергопотреблению (меньше соединений) и меньшему проценту бракованных продуктов при массовом производстве, чем у конкурирующих технологий. Следует отметить и удешевление производственного процесса, что отчасти омрачается сложностью его запуска.


Первый всплеск популярности систем на кристалле пришелся на конец 1990-х. По данным In-Stat, в 1999 г. продажи подобных систем выросли на 116% и достигли объема в 345 млн. единиц. Тогда основным драйвером роста рынка стал телекоммуникационный сектор, который обеспечил 39% продаж SoC-систем в 1999-м и увеличивал свою долю в общей структуре с каждым годом за счет глобального бума продаж мобильных телефонов.


Если тогда трубки были в списке немногих компактных устройств, то сегодня вся потребительская электроника – от плееров до ноутбуков – следует тренду уменьшения габаритов. Поэтому системы на кристалле получили новый виток развития: по прогнозам Electronics.ca, с 2006 по 2010 г. рынок SoC-систем вырастет на 150% и достигнет $58 млрд. Основные сферы применения – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, потребительская электроника и автомобильные системы.


За последний год несколько крупнейших IT-компаний сообщили о старте проектов по развитию SoC-систем нового поколения. Так, корпорация Intel в декабре 2007 г. организовала группу для разработки SoC-решений, а IBM возглавила консорциум компаний (туда также вошли Chartered Semiconductor, Samsung и ARM) с целью создания соответствующих продуктов. О расширении сотрудничества в данной области накануне заявили также Panasonic и Renesas.


Blu-ray оптические диски
Технология лазерных дисков Blu-ray, появившаяся на массовом рынке в июне 2006 г., лишь в нынешнем году смогла доказать свою перспективность. До 19 февраля 2008 г. на рынке существовало два конкурирующих формата – HD DVD от Toshiba и Blu-ray Disc, разработанный группой компаний во главе с Sony. Вследствие этого кинокомпании и производители оборудования разрывались между двумя конкурирующими форматами, используемыми для записи видео высокой четкости (HD). Однако более продвинутый в техническом плане Blu-ray Disc все же вытеснил конкурирующий стандарт и начал постепенно завоевывать рынок.


Правда, после триумфа Blu-ray ожидаемого всплеска продаж дисков и устройств пока не случилось. Причина банальна – высокая стоимость приводов (более $300) не позволяет ему стать заменой традиционному DVD-формату. Лишь 9% опрошенных Harris Interactive жителей США намерены купить соответствующий проигрыватель в будущем году. Всего в 2008 г., по прогнозам Futuresource Consulting, в США будет продано 45 млн. дисков Blu-ray, что не превышает 10% продаж фильмов на оптических носителях.


Между тем количество продаж дисков и проигрывателей Blu-ray увеличивается и будет расти в дальнейшем. За первое полугодие 2008 г., к примеру, их продажи выросли на 350% и составили $194 млн. по сравнению с $43 млн. за период январь-июнь 2007 г. К 2012 г. 40-50% видео в США и Западной Европе будет продаваться в формате Blu-ray, утверждают в Futuresource Consulting. Пока драйвером роста выступает приставка Play Station 3 от Sony с установленным Blu-ray-приводом, продажи которой должны достичь 10 млн. единиц к марту 2009 г. Также развитию технологии способствует широкий ассортимент фильмов, записанных на дисках Blu-ray: уже сегодня предложение в США превышает 500 наименований, еще около 1,5 тыс. фильмов появится к концу года.

Залишити відповідь