Работая преимущественно на специализированных рынках, Adobe не испытывает серьезной конкуренции, однако вынуждена искать изощренные пути роста бизнеса.
Американская компания Adobe Systems по современным представлениям олицетворяет идеальный путь развития софтверного бизнеса. Сколотив капитал на традиционной бизнес-модели (в рейтинге софтверных компаний за 2007 г. Adobe занимает девятое место), она решила развивать интернет-направление. Оптимальным вариантом для реализации запланированного стало поглощение Macromedia в 2005 г. Сделка обошлась Adobe в $3,4 млрд., которые она выплатила акциями, и предоставила целый ряд наработок и продуктов для развития бизнеса в Сети. Основная задача на сегодняшний день – капитализировать интеллектуальный продукт, интегрировав интернет-направление в свой бизнес и предложив все это широкому кругу пользователей и разработчиков. Таковы задачи стоят перед платформонезависимой средой Adobe Integrated Runtime (AIR), призванной объединить онлайновые и офлайновые приложения в единое рабочее пространство.
Чтобы обеспечить развитие перспективных направлений, Adobe должна много зарабатывать уже сегодня. Именно поэтому второй составляющей ее стратегии является географическая экспансия на перспективные рынки, важное место среди которых отведено украинскому. О планах Adobe в стране и стратегии в целом мы спросили у ее старшего управляющего директора в регионе ЦВЕ Фрица Фляйшмана.
Охарактеризуйте ведомый вами региональный рынок по темпам роста и структуре клиентской базы.
Центральная и Восточная Европа являются для нас очень важным рынком. К примеру, темпы роста рынка ПО в Украине достигают 6,3%, что гораздо больше, чем в Западной Европе (Германия – около 2%). IT-рынок в целом также растет значительно быстрее, достигая 25% в Украине и 15% в среднем по Восточной Европе. Adobe решила инвестировать в развивающиеся рынки, которые мы выделили в четыре группы: Восточная Европа и Ближний Восток, Латинская Америка, Китай, Индия. Наиболее быстрорастущий регион для Adobe – Восточная Европа. Украинский рынок имеет значительно больший потенциал, чем у ближайших западных соседей. Уже в следующем году мы ожидаем увеличения выручки Adobe в Украине в три раза.
Компания заявляла о планах открыть офис в Украине. Когда вы намерены реализовать запланированное?
Мы в процессе. Есть некоторые юридические и налоговые проволочки, однако наши люди работают над этим. Надеемся решить все задачи до конца финансового года, то есть до декабря 2008 г. Со следующего года к нам присоединится пять-шесть человек в Украине, и по мере роста бизнеса в стране мы будем увеличивать штат украинского офиса. Занимаемся также локализацией продукции для украинского рынка и намерены назначить менеджера по локализации для восточноевропейских рынков, который будет курировать этот процесс.
Головная боль постсоветского региона для софтверных компаний – нелега-льное копирование?и?распространение продукции. Как вы боретесь с этим?
Это действительно большой вызов, ведь уровень пиратства в Украине достигает 83%. Вместе с тем нужно признать, что пиратство является преимуществом в случае популярности программного обеспечения, потому что пользователь привыкает к тому или иному продукту. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы совместно с украинским правительством двигаться в сторону большей поддержки лицензионного ПО. Мы проводим переговоры с представителями правительства относительно внедрения лицензионной продукции в госструктурах. Также планируем проводить образовательные кампании против интеллектуального пиратства в Украине, которые нацелены на изменение общественного мнения по данному вопросу. Мы понимаем, что это не вопрос одного дня, однако подобные методы постепенно приносят плоды. Даже если уровень пиратства падает на 2% – уже хорошо, поскольку это значительная прибавка к доходу.
Какая наиболее важная задача стоит перед компанией Adobe в глобальном масштабе?
Кардинальным образом изменить способы создания и использования цифрового контента людьми. Adobe всеми силами способствует улучшению взаимодействия пользователя с контентом. Для компании важно оставаться новатором, ведь Adobe никогда не копировала чужие идеи, а всегда пыталась создавать новые рынки. Примерами являются решения по компьютеризации издательского процесса, формат PDF и т. д. Следующим шагом станет объединение PDF, HTML и Flash под одной платформой. Таким образом, мы хотим быть провайдером платформы для Web 2.0. С этой платформой можно производить обогащенные интернет-приложения (Rich Internet Applications – RIA), которые становятся все более важными для различных компаний.
Другая цель для Adobe – географическая диверсификация, предполагающая значительное инвестирован в развивающиеся рынки.
Какие тренды актуальны сегодня на рынке ПО?
Мы видим появление новых бизнес-моделей. Если вы посмотрите на Google, к примеру, они предлагают ПО бесплатно в виде услуг, зарабатывая деньги с помощью рекламы. На наш взгляд, эта модель достаточно хороша для потребительского рынка, но не очень подойдет для профессиональных пользователей или организаций, поскольку для таких категорий важны защита и контроль данных.
Второй тренд – программное обеспечение как сервис. Он заключается в возможности пользоваться услугами, предоставляемыми удаленным провайдером. Мы используем данный тренд в некоторых сферах. Это и версия Photoshop.com, которая появится в следующем году в Европе (в США уже предоставляется), и Acrobat.com. Наконец Adobe Acrobat Connect, используемый для презентаций, веб-конференций и электронного обучения, сейчас предлагается также в качестве услуги через Интернет.
Новые веяния могут стать находкой для молодых компаний, имеющих шанс выйти на рынок с интересными продуктами, но для крупных производителей такая возможность сопряжена с риском потери прибыли. Ведь предоставляя ПО как услугу, вы имеете постоянно стабильную выручку, однако эта выручка не сопоставима с таковой от традиционной бизнес-модели.
Какие продукты генерируют для Adobe наиболее значительную часть дохода?
Наиболее доходными для нас являются такие «творческие» продукты, как InDesign, Photoshop, Illustrator, которые приносят около 59% выручки. На втором месте Acrobat, а уже затем идет специализированное корпоративное ПО для автоматизации документооборота (LiveCycle), дающее около 10% дохода, но развивающееся достаточно быстро.
Разработка ПО – очень маржинальный бизнес. Справедливо ли это, учитывая специфичность такого продукта, как информация?
Мы инвестируем 20% дохода в направление R&D. Клиент не сможет получить качественный инновационный продукт, если мы будем не в состоянии финансировать разработки. Среди всех компаний в мире мы находимся в первых рядах по инвестициям в R&D. Единственная возможность получить средства для этого – иметь маржинальный бизнес.
В некоторой мере соглашусь с тем, что ПО с открытым исходным кодом может существовать без значительных инвестиций. Однако посмотрите, кто в профессиональном бизнесе его использует? Не так и много ввиду проблем с защитой информации и поддержкой.
Как продукты Adobe могут помочь в оптимизации работы с информацией для тех или иных компаний?
Главной целью, которой мы хотим достичь с помощью нашего ПО и технологий, является повышение продуктивности. Решение для творческих сотрудников – пакет Creative Suite, объединивший несколько программных продуктов, произведенных как Adobe, так и иными разработчиками. Вкупе с удобным пользовательским интерфейсом продуктивность значительно возрастает. В свою очередь LiveCycle позволяет внедрить электронный документооборот в компаниях, особенно в государственных структурах, что значительно оптимизирует их работу. Мы уже внедрили это решение во многих банках, страховых компаниях и проч.
Ощущает ли Adobe серьезную конкуренцию на рынке графических редакторов?
В творческой среде конкуренция для ПО не очень сильная. У нас большая доля рынка, есть несколько нишевых игроков, но ни один из них не является серьезным соперником по размерам бизнеса. Правда, в Восточной Европе и, в частности, в Украине неплохие позиции у Quark. Но мы не видим в этом сложности, поскольку Quark уже не является сильным игроком в Западной Европе и США, где мы много инвестировали в конкурентную борьбу с ним. Это же намерены сделать и в Восточной Европе.
Софтверные и интернет-компании начинают обращать внимание на рынок мобильного ПО. Интересен ли он для Adobe?
Он не только интересен. Ведь когда мы купили Macromedia, то купили также технологии для поддержки мобильного бизнеса, и компания уже успешна в этом сегменте. К примеру, все крупнейшие вендоры мобильных телефонов используют наши технологии Flash, преимущественно для смартфонов. Также мы сотрудничаем с операторами мобильной связи. Сегодня перед нами стоит задача распространять эти технологии не только на смартфоны, но и на более дешевые модели телефонов, рассчитанных на рядовых потребителей. Мы решили предоставить платформу Flash для производителей мобильных телефонов бесплатно с целью ее стандартизации и широкого распространения. В то же время надеемся зарабатывать на предоставлении сервисов по доставке контента на мобильные устройства.
Родной регион Фриц Фляйшман, являющийся дипломированным инженером-электронщиком, имеет 25-летний опыт работы в IT-секторе. Первым местом его работы стала компания Siemens. За время своей карьеры г-н Фляйшман успел поработать в таких компаниях, как Digital Equipment, CSC Computer Sciences, Lotus Development и др. В его ведении зачастую были региональные рынки Центральной и Восточной Европы. С 2004 г. он работает в Adobe. |