По мнению экспертов, ответивших на вопрос «&», и Кабмин, и ГНАУ практически исчерпали средства контроля над выполнением бюджета и поступлением налоговых платежей в рамках действующего налогового законодательства. При этом шаткое положение правительства в нынешней политической ситуации не позволит ему пойти на непопулярные силовые меры по сокращению бюджетной недоимки, а ресурсы ГНАУ по наполнению бюджета далеко не безграничны. Главная «ставка» Кабмина будет, по-видимому, сделана на сотрудничество с ВР Украины с целью принятия реального бюджета на 2003 год. В то же время наиболее вероятными чрезвычайными экономическими мерами правительства могут стать секвестр бюджета за 2002 год и значительная эмиссия гривни, сопровождающаяся инфляционными процессами.
Виктор Капустин, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельностинародный депутат Украины:
– Я считаю, что каких-то особых чрезвычайных мер не будет. В сегодняшней ситуации предпринимать какие-либо чрезвычайные меры – только усугублять экономическое положение в стране. Идут разговоры о секвестре, но пока не думаю, что это реально. Другое дело, если в бюджете на следующий год мы постараемся заложить достаточно реальные цифры, и в таком случае, мне кажется, в каких-то чрезвычайных мерах просто не будет необходимости.
Петр Симоненко, народный депутат Украины:
– Чрезвычайных мер нельзя ожидать, потому что они «лежат» прежде всего в плоскости ограничения возможностей определенных кланов пользоваться бюджетными средствами. Если правительство ограничит такие возможности использования доходной части бюджета, тогда будут позитивные изменения. Но ведь мы прекрасно понимаем, что эти кланы представляют определенные политические структуры.
Людмила Супрун, народный депутат Украины:
– Возникновение недоимки имеет разные причины. Если это элементарное уклонение от уплаты налогов, то понятно, что определенные меры должны быть приняты: судебное решение, работа непосредственно по администрированию налога и т. д. Там, где речь идет о несовершенстве законодательства, мы постараемся это исправлять. Применение каких-либо радикальных репрессивных мер по закону невозможно. А все остальные, в рамках закона, очевидно, будут применяться.
Григорий Дашутин, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Укрросметалл»:
– На мой взгляд, не следует ожидать чрезвычайных мер по наполнению бюджета, т. к. мы живем в условиях рыночных отношений, и существует понятие экономической логики поведения на основе законодательства. Единственное, в чем я убежден, нельзя и дальше списывать долги убыточным предприятиям. Необходимо провести реструктуризацию с четким графиком выполнения погашения долгов и поставить на контроль работу этих предприятий. Я считаю, что любое репрессивное поведение со стороны ГНАУ не поможет наполнить бюджет, надо искать более гибкую систему отношений.
Юрий Ехануров, глава Комитета ВР по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций, народный депутат Украины:
– В сложившейся ситуации выхода нет: Кабинету министров надо либо ввести секвестр и уйти в отставку, либо усилить давление на предпринимателей. Интересно, что это то правительство, которое, как считалось вначале, должно отражать интересы промышленников и предпринимателей.
Владимир Черняк, народный депутат Украины, доктор экономических наук:
– Главная проблема бюджета – это проблема его наполнения. Правительство гордится реалистичностью бюджета, явно занижая планку и не утруждая себя увеличением доходной части. Бюджетный комитет, кстати, увеличил доходную часть, по сравнению с правительством, почти на 5 млрд. грн. Легко взять заниженный бюджет и потом выполнять его. По сути, он не выполняет свою основную задачу. Меня удивляет, почему правительство и ГНАУ не уделяют внимания недоимке в бюджете. Ведь сейчас недоимка «держит за горло» национальный бюджет. Мы можем принимать законы, менять Бюджетный и Налоговый кодексы. Но ведь недоимка в бюджете все время растет, мы ее постоянно списываем, а она опять увеличивается. И, на мой взгляд, это задача первостепенной важности. Я думаю, что никаких чрезвычайных мер правительство принимать не будет. Кстати, главные потери происходят на энергорынке. Именно там основной недобор бюджетных средств, около 60% недоимки. В частности, нефтеперерабатывающие заводы не платят акцизы.
Александр Мороз, народный депутат Украины:
– Недоимка в бюджете происходит из-за резкой тенизации украинской экономики. И вот здесь есть вопросы для налоговой службы, правоохранительных органов, службы безопасности, потому что они сегодня занимаются политическими разборками, а в это время уничтожается бюджет и возможности для нормального функционирования экономики страны. Я считаю, что надо навести порядок, ликвидировать все льготы Кабмина для отдельных субъектов хозяйствования, прекратить практику создания специальных зон с особым режимом инвестирования, налогообложения и т. д., так как все это происходит за счет бюджета.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Такие меры есть. Это предложение в законопроекте Кабмина увеличить планку государственного долга на 2,5 млрд. грн., т. е. до конца текущего года завершить эмиссию 2,5 млрд. грн. А результаты деятельности Кабинета министров мы уже видим в обменных пунктах – каждый день курс доллара растет на копейку. Это результат «провальной» деятельности Кабмина и соответственно ГНАУ. Сегодня они пошли путем эмиссии. Однако есть другой путь, более здравый, – объявить секвестр бюджета 2002 года минимум на 16 млрд. грн. Это непопулярная мера, но она все-таки будет объективной, правдивой и поможет не бросить Украину в вихрь гиперинфляции. Но, я думаю, что в данной ситуации Кабмин и ГНАУ изберут путь открытых силовых репрессивных действий против субъектов предпринимательства, т. е. попытаются еще сильнее «завинтить гайки», применить какие-то чрезвычайные методы по примеру В. Пустовойтенко. И они увенчаются окончательным крахом экономики Украины, ввержением страны в гиперинфляцию и в фазу социально-экономического хаоса.
Алексей Плотников, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики НАН Украины:
– В принципе, я не вижу оснований для того, чтобы предпринимались какие-либо чрезвычайные меры по наполнению бюджета. Сейчас дела обстоят не так плохо. Поэтому я не ожидаю, что будут предприняты супермеры для наполнения бюджета. Тем более, что этот год не выборный, и здесь не следует создавать какое-то благополучие или видимость благоденствия граждан. Я не вижу ни объективных, ни субъективных причин для того, чтобы такие меры предпринимались.
Михаил Басараб, глава правления Центра прикладной политики «ЗНАК»:
– Вважаю, що питання має неприхований полiтичний пiдтекст. По-перше, рiшучi заяви Кiнаха, швидше за все, зумовленi актуалiзацiєю теми формування коалiцiйного уряду на базi нової парламентської бiльшостi. Прем’єр повинен доказати «бiльшовикам» i президенту свою спроможнiсть здiйснювати ефективний менеджмент, щоб нiвелювати формальнi пiдстави для усунення з посади.
По-друге, неефективнiсть дiй уряду Кiнаха в частинi наповнення бюджету стала чи не основним предметом критики з боку профiльного комiтету Верховної Ради пiд керiвництвом представника «Нашої України» Петра Порошенка. Радикальнi заклики прем’єр-мiнiстра повиннi дезаргументувати критику представникiв найбiльшої фракцiї парламенту, яка неодноразово заявляла про свої претензiї на посаду голови уряду.
По-третє, варто пам’ятати, що на уряд чекають затяжнi баталiї з вiдстоювання проекту нового бюджету у Верховнiй Радi. З огляду на це демонстрацiя агресивностi намiрiв Кабмiну нагадує гру м’язiв боксера перед поєдинком, яка повинна обеззброїти противника перед затяжним та виснажливим протистоянням.
Враховуючи те, що заява прем’єр-мiнiстра була зумовлена швидше полiтичними, анiж економiчними мотивами, пiдприємницьким колам не варто побоюватись введення надзвичайних заходiв у фiскальнiй полiтицi уряду.
Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:
– Я надеюсь, что каких-то чрезвычайных мер, выходящих за рамки нашего законодательства, ожидать не следует. До сих пор ни Кабинет министров, ни налоговая администрация не вели себя как революционеры. А если говорить о каких-то чрезвычайных действиях в рамках законодательства, то наиболее ожидаемая мера – секвестр бюджета.
Виктор Небоженко, политолог:
– Нет. Аналитические структуры ГНАУ и Кабмина в данном случае прекрасно понимали, что это невыполнимые статьи бюджета. Это был некий мини-консенсус между двуми структурами. И они не предпримут никаких шагов. Если, конечно, это вдруг не станет острой политической проблемой, при внешнем давлении Всемирного банка и соответствующих структур, или на этом будет настаивать президент. Если данные два условия не всплывут, то ни ГНАУ, ни Кабмин чрезвычайных мер предпринимать не будут, потому что они с этим «смирились» еще в начале бюджетного года.
Александр Волков, народный депутат Украины:
– Надо снизить налоговый пресс на субъектов хозяйственной деятельности, тогда и поступления в бюджет станут расти. Необходимо дать возможность нормально работать малым и средним предприятиям, чтобы они не уходили «в тень», платили налоги, и никаких недоимок не будет.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований:
– На мой взгляд, Кабинет министров сегодня в таком «подвешенном» состоянии, что он физически неспособен предпринимать решительных действий, поскольку сам находится под прямой угрозой отставки. В этих условиях оптимальным режимом реагирования для правительства Кинаха является минимум действий для того, чтобы не усугубить ситуацию. Что касается ГНАУ, то в последнее время были предприняты практически все возможные рычаги влияния, которые предполагали наполняемость бюджета. Естественно, если речь идет о средствах контроля за выполнением налоговых постановлений, то они в значительной мере исчерпаны. Данная ситуация показывает, что нынешнее налоговое законодательство, по сути6 исчерпало все свои возможности. В принципе, экономика Украины настолько адаптировалась к нынешнему налоговому режиму, что рост бюджетных поступлений или даже выполнение этого законодательства становится невозможным. Поэтому, я думаю, единственным выходом из создавшегося положения является реалистичный сценарий следующего бюджета, лишение льгот некоторых предприятий, усиление контроля за контрабандой, а также принятие Налогового кодекса и снижение налогового прессинга на экономику хотя бы по российской модели.