Реорганизация
По встречной полосе
Сбербанк России объявил о плане масштабной реорганизации. До 2014 г. это крупнейшее финансовое учреждение страны рассчитывает увеличить прибыль более чем втрое (до $15 млрд.), а активы – вчетверо (до $800 млрд.). При этом Сбербанк не желает отказываться от доминирующего положения на рынке обслуживания физических лиц. Предполагается, что его доля на рынке депозитов через пять лет должна составлять минимум 50% (сейчас 50,2%), а на рынке кредитования населения – возрасти до 35% (+3 п. п.). Депозиты и кредиты юридическим лицам должны составить 26% (+7 п. п.) и 33% (+1 п. п.) соответственно. Эти меры позволят банку, занимающему по капитализации 17 место в мире, войти в десятку лидеров.
Впрочем, данные о том, как именно будет реализовываться все задуманное, очень фрагментарные. Известно, во-первых, что планируется выстроить новую модель управления, при которой бизнес разделят на два блока: корпоративный и розничный. Основная ответственность за финансовые результаты по каждому из них ляжет на территориальные отделения. Во-вторых, Сбербанк минимизирует издержки. Если в 2007 г. отношение затрат к доходам банка составило 46,1%, то в 2013-м оно должно быть на уровне 40-45%. Добиться этого планируется прежде всего за счет массовых сокращений персонала. Выходное пособие получат 50-70 тыс. сотрудников, или 20-30% штата.
Цели новой стратегии, по словам экспертов, смелые и трудновыполнимые. Чтобы достичь ожидаемых показателей чистой прибыли, она должна расти на 23% в год, что вряд ли представляется возможным в условиях кредитного кризиса. Хотя есть и аргумент «за»: по итогам сентября Сбербанк был едва ли не единственным в стране, не зафиксировавшим отток депозитов населения.
Финансовые падения
Нефтяное торможение
Нефтегазовые концерны демонстрируют замедление темпов роста прибыли, а в скором времени могут объявить о сокращении инвестиций в добычу углеводородов на сложных участках. По прогнозам Bloomberg, многие игроки объявят об увеличении доходов за III квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, прибыль Shell может вырасти с $6,13 до 7,22 млрд., BP – с $4,21 до 6,82 млрд. ConocoPhillips уже сообщила о 41%-м росте данного показателя до $5,19 млрд. Но из-за падения цен на нефть на 53% от июльского пикового значения чистая прибыль компаний продемонстрирует рекордное снижение по сравнению с показателями II квартала. Тогда Shell и ВР заработали $11,56 и 9,47 млрд. соответственно. Схожая ситуация и у конкурентов.
По итогам года эксперты предрекают резкое уменьшение доходов нефтяных компаний. На это повлияют не только дешевеющая нефть, но и падающий спрос на топливо в западных странах (-28% в III квартале только в США). Кредитный кризис и решение стран ОПЕК снизить производство могут в дальнейшем серьезно замедлить экономику, что вряд ли приведет к резкому увеличению спроса на энергоресурсы. Эксперты Международного энергетического агентства уже пересмотрели в сторону снижения прогноза потребления нефти с 116,3 до 106,4 млн. баррелей в сутки к 2030 г.
Сейчас многие операторы рынка урезают расходы на дорогостоящие проекты. В течение нескольких лет они увеличивали инвестиции: в прошлом году потратили на разведку и добычу $309 млрд. – на 20% больше, чем в 2006-м. Теперь же концерны могут резко сократить вложения в месторождения с трудноизвлекаемыми запасами (например, нефтяные пески в Канаде), разработка которых требует более высоких цен на черное золото, чтобы стать экономически оправданной.
Хай-тек
Окно в будущее
Microsoft презентовал демонстрационную версию операционной системы Windows 7, которая придет на смену не слишком удачной Vista. Новый продукт обладает улучшенной системой безопасности, обновленным интерфейсом, поддерживает сенсорную технологию ввода и работает на маломощных ПК, включая нетбуки. При этом главные «раздражители» Vista – высокие требования к оперативной памяти, чрезмерное число предупреждений о безопасности и проч. – были устранены. Коммерческий релиз нового продукта намечен на январь 2010 г.
От успеха этого проекта зависит многое. Windows по-прежнему является важнейшим направлением бизнеса Microsoft. Всего в мире было реализовано около 140 млн. компьютеров с установленной на них Vista. Это несмотря на то что прошлогодний запуск данной системы прошел не очень гладко, а сама она имела ряд недоработок. Продажи ОС в минувшем финансовом году выросли на 11,3%, достигнув $16,7 млрд. Примерно 75% от этой суммы составляет операционная прибыль. По итогам I квартала текущего финансового года из $15,1 млрд. совокупного оборота $4,2 млрд. пришлись на клиентское подразделение, занимающееся разработкой ОС.
В отношении Windows 7 руководство корпорации вынашивает большие надежды. Эта программа призвана сделать операционную систему ПК лишь частью общей программной среды, также включающей мобильную и сетевую коммуникации. С этой целью в 2009 г. будут презентованы следующие версии операционной системы для сотовых телефонов Windows Mobile и онлайновых сервисов Windows Live. Чтобы донести новую идею до потребителей, гендиректор Стив Баллмер в виде исключения даже дал добро на $200 млн. дополнительных расходов на рекламу Windows в 2008 г.
Банкротства
Горький рекорд
Банкротство Lehman Brothers станет самым дорогим в истории США. По оценке исследователей Гарвардского университета, на выплаты кредиторам, адвокатам и прочие расходы уйдет $906 млн. Долги инвестбанка оцениваются в $613 млрд., из них $155 млрд. – по обязательствам в ценных бумагах.
До сих пор самым масштабным было банкротство Enron, стоившее $757 млн. Напомним, что энергокомпания объявила о своей финансовой несостоятельности в декабре 2001 г. Тогда стало известно о многомиллиардных долгах, скрываемых топ-менеджментом путем фальсификации финансовой отчетности. Процедура ликвидации Enron завершилась в 2004 г. Несколько сотрудников были признаны судом виновными и получили тюремные сроки.
Похоже, что в случае с Lehman также не обойдется без разбирательств. Инвестбанк уже стал объектом по меньшей мере трех серьезных юридических расследований, а руководство компании (в том числе экс-глава Дик Фалд) получило свыше дюжины судебных повесток. В отношении Фалда даже начато расследование относительно того, знал ли он о грозящем компании коллапсе и сознательно ли вводил общество в заблуждение.
Перспективы
InBev продолжает реализацию намеченного
Крупнейшей сделкой 2008 г. в мире считается покупка бельгийско-бразильским пивоваренным концерном InBev американской пивоваренной корпорации Anheuser-Busch за $52 млрд. Концерн трудно шел к своей цели, но в начале осени сломил сопротивление владельцев и менеджмента американского конкурента. Однако разразившийся финансовый кризис затормозил завершение сделки, так как покупателю нужно найти способ привлечь извне не менее $10 млрд. капитала. Но в корпорации уверены в успешном исходе. Уже решено, что объединенная компания будет называться Anheuser-Busch InBev.
Одновременно с подготовкой к слиянию компания решила освежить свои ведущие бренды. Первым под перестройку попал флагман – Stella Artois. Было решено отказаться от услуг креативного агентства Lowe Worldwide, которое не только 25 лет обслуживало этот бренд, но и фактически создало его в том виде, в котором оно пребывает сейчас. В настоящее время проводится тендер на глобальный креативный бюджет, к участию в котором было приглашено и Lowe. Но, по неофициальной информации, агентство ответило отказом. По оценкам TNS Media Intelligence, в 2007 г. на продвижение марки Stella Artois было потрачено $40-50 млн.
Часть маркетингового бюджета марки расходуется и на проведение мирового конкурса барменов Stella Artois World Draught Master Competition, финал которого ежегодно проводится, начиная с 1997 г. Для участия в нем в Левен (Бельгия) приезжают 30 победителей национальных этапов конкурса. В нынешнем году украинец Владимир Ваврик занял третье место. До этого два года подряд украинцы были вторыми. Подобного постоянства в лидерстве пока не демонстрировала ни одна другая страна.
Финансовые взлеты
Не успела привыкнуть
Volkswagen (VW) на сутки стала крупнейшей компанией мира по рыночной капитализации. 27-28 октября на торгах во Франкфурте ее акции подорожали вчетверо – до 1005,01 евро. В итоге капитализация достигла 295 млрд. евро ($368 млрд.) против $343,3 млрд. у многолетнего мирового лидера ExxonMobil.
Еще в пятницу 24 октября ценные бумаги автоконцерна торговались по 210 евро за штуку. Инвесторам было известно, что немецкий производитель автомобилей перемиум-класса Porsche владеет 35,14% акций VW и рассчитывает довести пакет более чем до 50%. Однако 26 октября Porsche сообщила, что уже скупила 42,6% акций и через опционы контролирует еще 31,5% VW. При этом в 2009 г. совокупная доля будет увеличена до 75%, необходимых для того, чтобы начать учитывать финансовые показатели VW в своем балансе. Объявление спровоцировало скачок цен на акции и массовое закрытие коротких позиций. Ралли усилилось благодаря тому, что на рынке почти не осталось свободно обращающихся акций VW, поскольку еще 20,1% компании принадлежат правительству земли Нижняя Саксония.
В среду 29 октября Porsche объявила о намерении реализовать до 5% опционов на покупку ценных бумаг VW. Котировки обрушились на 39%, лишив компанию пальмы первенства.
Акции VW в нынешнем году идут против рынка, рушащегося из-за финансового кризиса. С начала года они выросли более чем в пять раз. Основным катализатором служит Porsche. Наращивание его доли несколько раз провоцировало трейдеров, игравших на понижении акций VW, в массовом порядке закрывать короткие позиции, что приводило к резкому скачку котировок. Эксперты заговорили о новом тренде: в условиях высокой волатильности и при отсутствии повышательной тенденции на фондовых рынках на вершину списка могут внезапно «запрыгнуть» совсем неожиданные кандидатуры.
Кризис-менеджмент
На грани отчаяния
Рик Вагонер лично отправился в Вашингтон за финансовой помощью. СЕО автомобильного концерна General Motors опасается, что без поддержки государства в размере $10 млрд. трудности станут непреодолимыми. В частности, эти деньги пойдут на разработку новых экономичных моделей авто, а также финансирование сделки по слиянию с конкурирующей Chrysler. Объединенная компания будет контролировать до трети рынка США, сохранит 350 тыс. рабочих мест и отдаст правительству привилегированные акции на сумму $3 млрд. Этому, впрочем, противится государство, которое хочет спасать банки, но не готово национализировать автопром.
По мнению профильных экспертов, вашингтонская поездка Вагонера является апогеем лоббистских усилий американского автопрома: наличность ему нужна срочно, при этом не важно, какой ценой достанется. «Большая детройтская тройка» – GM, Ford и Chrysler – вот уже несколько недель упрашивает власти срочно выделить ей антикризисный пакет в размере $25 млрд. (деньги были обещаны только через полгода). По оценкам экспертов, без этого низкопроцентного кредита конвейерам осталось работать менее года: первым остановится Chrysler, затем Ford и GM. Сейчас котировки производителей продолжают падать, продажи машин снижаются (за сентябрь в США зафиксирован спад на 26%, до уровня 1993 г.), а кредиты на поддержание работы сборочных заводов взять неоткуда.
В Европе ситуация не менее критическая. Практически все местные автоконцерны идут на крайние меры: приостанавливают работу, опускают производственные планки и проводят массовое сокращение персонала. Goldman Sachs прогнозирует, что в 2010 г. объемы реализации машин в Европе снизятся до 11,2 млн. штук (в текущем году планируется сбыть 13,9 млн.). А восстановление европейского автопрома наступит не раньше 2011 г.