Реорганизация
По встречной полосе
Сбербанк России объявил о плане масштабной реорганизации. До 2014 г. это крупнейшее финансовое учреждение страны рассчитывает увеличить прибыль более чем втрое (до $15 млрд.), а активы – вчетверо (до $800 млрд.). При этом Сбербанк не желает отказываться от доминирующего положения на рынке обслуживания физических лиц. Предполагается, что его доля на рынке депозитов через пять лет должна составлять минимум 50% (сейчас 50,2%), а на рынке кредитования населения – возрасти до 35% (+3 п. п.). Депозиты и кредиты юридическим лицам должны составить 26% (+7 п. п.) и 33% (+1 п. п.) соответственно. Эти меры позволят банку, занимающему по капитализации 17 место в мире, войти в десятку лидеров.
Цели новой стратегии, по словам экспертов, смелые и трудновыполнимые. Чтобы достичь ожидаемых показателей чистой прибыли, она должна расти на 23% в год, что вряд ли представляется возможным в условиях кредитного кризиса. Хотя есть и аргумент «за»: по итогам сентября Сбербанк был едва ли не единственным в стране, не зафиксировавшим отток депозитов населения.
Финансовые падения
Нефтяное торможение
По итогам года эксперты предрекают резкое уменьшение доходов нефтяных компаний. На это повлияют не только дешевеющая нефть, но и падающий спрос на топливо в западных странах (-28% в III квартале только в США). Кредитный кризис и решение стран ОПЕК снизить производство могут в дальнейшем серьезно замедлить экономику, что вряд ли приведет к резкому увеличению спроса на энергоресурсы. Эксперты Международного энергетического агентства уже пересмотрели в сторону снижения прогноза потребления нефти с 116,3 до 106,4 млн. баррелей в сутки к 2030 г.
Сейчас многие операторы рынка урезают расходы на дорогостоящие проекты. В течение нескольких лет они увеличивали инвестиции: в прошлом году потратили на разведку и добычу $309 млрд. – на 20% больше, чем в 2006-м. Теперь же концерны могут резко сократить вложения в месторождения с трудноизвлекаемыми запасами (например, нефтяные пески в Канаде), разработка которых требует более высоких цен на черное золото, чтобы стать экономически оправданной.
Хай-тек
Окно в будущее
Microsoft презентовал демонстрационную версию операционной системы Windows 7, которая придет на смену не слишком удачной Vista. Новый продукт обладает улучшенной системой безопасности, обновленным интерфейсом, поддерживает сенсорную технологию ввода и работает на маломощных ПК, включая нетбуки. При этом главные «раздражители» Vista – высокие требования к оперативной памяти, чрезмерное число предупреждений о безопасности и проч. – были устранены. Коммерческий релиз нового продукта намечен на январь 2010 г.
В отношении Windows 7 руководство корпорации вынашивает большие надежды. Эта программа призвана сделать операционную систему ПК лишь частью общей программной среды, также включающей мобильную и сетевую коммуникации. С этой целью в 2009 г. будут презентованы следующие версии операционной системы для сотовых телефонов Windows Mobile и онлайновых сервисов Windows Live. Чтобы донести новую идею до потребителей, гендиректор Стив Баллмер в виде исключения даже дал добро на $200 млн. дополнительных расходов на рекламу Windows в 2008 г.
Банкротства
Горький рекорд
Банкротство Lehman Brothers станет самым дорогим в истории США. По оценке исследователей Гарвардского университета, на выплаты кредиторам, адвокатам и прочие расходы уйдет $906 млн. Долги инвестбанка оцениваются в $613 млрд., из них $155 млрд. – по обязательствам в ценных бумагах.
Похоже, что в случае с Lehman также не обойдется без разбирательств. Инвестбанк уже стал объектом по меньшей мере трех серьезных юридических расследований, а руководство компании (в том числе экс-глава Дик Фалд) получило свыше дюжины судебных повесток. В отношении Фалда даже начато расследование относительно того, знал ли он о грозящем компании коллапсе и сознательно ли вводил общество в заблуждение.
Перспективы
InBev продолжает реализацию намеченного
Крупнейшей сделкой 2008 г. в мире считается покупка бельгийско-бразильским пивоваренным концерном InBev американской пивоваренной корпорации Anheuser-Busch за $52 млрд. Концерн трудно шел к своей цели, но в начале осени сломил сопротивление владельцев и менеджмента американского конкурента. Однако разразившийся финансовый кризис затормозил завершение сделки, так как покупателю нужно найти способ привлечь извне не менее $10 млрд. капитала. Но в корпорации уверены в успешном исходе. Уже решено, что объединенная компания будет называться Anheuser-Busch InBev.
Часть маркетингового бюджета марки расходуется и на проведение мирового конкурса барменов Stella Artois World Draught Master Competition, финал которого ежегодно проводится, начиная с 1997 г. Для участия в нем в Левен (Бельгия) приезжают 30 победителей национальных этапов конкурса. В нынешнем году украинец Владимир Ваврик занял третье место. До этого два года подряд украинцы были вторыми. Подобного постоянства в лидерстве пока не демонстрировала ни одна другая страна.
Финансовые взлеты
Не успела привыкнуть
Volkswagen (VW) на сутки стала крупнейшей компанией мира по рыночной капитализации. 27-28 октября на торгах во Франкфурте ее акции подорожали вчетверо – до 1005,01 евро. В итоге капитализация достигла 295 млрд. евро ($368 млрд.) против $343,3 млрд. у многолетнего мирового лидера ExxonMobil.
В среду 29 октября Porsche объявила о намерении реализовать до 5% опционов на покупку ценных бумаг VW. Котировки обрушились на 39%, лишив компанию пальмы первенства.
Акции VW в нынешнем году идут против рынка, рушащегося из-за финансового кризиса. С начала года они выросли более чем в пять раз. Основным катализатором служит Porsche. Наращивание его доли несколько раз провоцировало трейдеров, игравших на понижении акций VW, в массовом порядке закрывать короткие позиции, что приводило к резкому скачку котировок. Эксперты заговорили о новом тренде: в условиях высокой волатильности и при отсутствии повышательной тенденции на фондовых рынках на вершину списка могут внезапно «запрыгнуть» совсем неожиданные кандидатуры.
Кризис-менеджмент
На грани отчаяния
По мнению профильных экспертов, вашингтонская поездка Вагонера является апогеем лоббистских усилий американского автопрома: наличность ему нужна срочно, при этом не важно, какой ценой достанется. «Большая детройтская тройка» – GM, Ford и Chrysler – вот уже несколько недель упрашивает власти срочно выделить ей антикризисный пакет в размере $25 млрд. (деньги были обещаны только через полгода). По оценкам экспертов, без этого низкопроцентного кредита конвейерам осталось работать менее года: первым остановится Chrysler, затем Ford и GM. Сейчас котировки производителей продолжают падать, продажи машин снижаются (за сентябрь в США зафиксирован спад на 26%, до уровня 1993 г.), а кредиты на поддержание работы сборочных заводов взять неоткуда.
В Европе ситуация не менее критическая. Практически все местные автоконцерны идут на крайние меры: приостанавливают работу, опускают производственные планки и проводят массовое сокращение персонала. Goldman Sachs прогнозирует, что в 2010 г. объемы реализации машин в Европе снизятся до 11,2 млн. штук (в текущем году планируется сбыть 13,9 млн.). А восстановление европейского автопрома наступит не раньше 2011 г.