Отмены пошлин мало

Несмотря на радужные ожидания, связанные со вступлением в ВТО, ситуация на мебельном рынке пока напоминает трассу с односторонним движением.


О ВТО много говорилось на этапе подготовки к вступлению, но потом разговоры стихли. Тем более что в период кризиса каждый старается спасаться сам, порой идя на нарушение международных договоренностей. Но все же можно попробовать оценить последствия экономической интернационализации хотя бы на примере одной отрасли. Например, мебельной.


И обнуление пошлин, и сокращение спроса
По данным Госкомстата, в минувшем году объем выпускаемой мебели по сравнению с 2006 г. увеличился на 13,2%. Несмотря на положительную динамику, если учесть, что в 2006 г. производство мебели выросло на 24%, вот уже второй год наблюдается уменьшение темпов прироста мебельной отрасли. Так, по данным Минпромполитики, с января по август было произведено мебели на 2,6 млрд. грн., что на 26% больше, чем за аналогичный период минувшем года. Но уже в августе по сравнению с июлем наметился спад производства на 2%. Политическая нестабильность, колебания курса валют привели к снижению объема продаж отечественной мебели на внутреннем рынке. Еще одним фактором, способствующим этому, стал рост конкуренции со стороны импортеров. В связи со вступлением в ВТО были обнулены таможенные тарифы на ввоз мебели. Как и опасались операторы, это привело к стремительному заполнению рынка мебелью иностранного производства. За шесть месяцев текущего года в страну было ввезено столько импортной мебели, столько за весь 2007 г. Причем нулевая ставка таможенной пошлины позволила снизить цены на импортную мебель в среднем на 5-10%, в то время как отечественная в связи с ростом стоимости материалов, энергоресурсов и перевозок подорожала примерно на 10%. Вот и получается, что импортеры наращивают продажи, а отечественные производители теряют свою долю на внутреннем рынке. Подтверждением тому стала осенняя мебельная выставка Design Living Tendency, на которой 90% выставленной продукции было произведено за рубежом.


Однако несмотря на все вышеперечисленное, большинство крупных мебельных компаний долго не шли на сокращение производства, а работали на склад, ожидая всплеска продаж уже в августе. «Обычно спад продаж мебели связан с сезонностью, однако в нынешнем году из-за политической и экономической нестабильности сезон сместился на два месяца – по октябрь», – объясняет сложившуюся ситуацию администратор салона «Флэш» Светлана Мороз. Но не все специалисты разделяют столь оптимистичный прогноз. Сергей Сагаль, президент отраслевой ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий «Мебельдеревпром», считает, что «продажи мебели вряд ли оживятся к концу года. Ведь, несмотря на ожидания, в октябре мебель продавалась еще хуже, чем в сентябре». Так как сбыт не оправдал ожиданий операторов, до конца года производители все же сократят выпуск продукции, распродавая складские запасы. Поэтому в целом по результатам года производство мебели увеличится не более чем на 5-10%.


Открытость европейских рынков призрачна
Казалось, что выходом из сложившейся ситуации для отечественных производителей мог бы стать экспорт их продукции, тем более что об этом много говорилось накануне вступления в ВТО. Кроме того, имеется пример Польши. Международная статистика свидетельствует о том, как буквально за несколько лет эта страна стала третьей в списке экспортеров мебели в Европе. Так, по данным директора Общепольской экономической палаты Марека Адамовича, продукция польских мебельщиков составляет 6% от общего экспорта страны и дает около 2% ВВП. Таким же путем могла бы пойти и Украина, ведь ВТО открывает двери в обе стороны: иностранные производители могут беспрепятственно продавать свою продукцию на нашем рынке, а украинские предприятия – на внешних. Отдельные украинские предприятия, заранее позаботившиеся о выходе на зарубежные рынки, действительно имеют существенные показатели роста. По словам заместителя коммерческого директора компании Forte Геворга Акопяна, объем производства и сбыта продукции его предприятия за девять месяцев текущего года вырос на 40%. Он признается, что подобный результат был достигнут за счет экспорта мебели на другие рынки – в основном стран СНГ (напомним, что на условиях экспорта в Россию вступление Украины в ВТО никак не отразилось. – Прим. ред.).


Невзирая на радужные ожидания, по прошествии девяти месяцев после вступления Украины в ВТО ситуация на мебельном рынке напоминает трассу с односторонним движением.
Большинство крупных украинских мебельных предприятий завершили модернизацию своего оборудования и способны составить конкуренцию импортным товарам по качеству, но в основной массе не могут экспортировать свою мебель в страны Западной Европы. Ведь несмотря на то что в розничной торговле в странах ЕС нет обязательной сертификации продукции, почти все продавцы мебели требуют данный документ. «Открытость европейских рынков только на первый взгляд кажется таковой, на самом же деле Евросоюз внутренними директивами всячески стремится ограничить ввоз импортной продукции», – поясняет Сергей Сагаль. Директивы, имеющие своей целью защиту потребителей и окружающей среды, фактически ставят барьер на пути ввоза товаров в страны ЕС. Судите сами: для получения сертификата на мебель обычно нужно пройти регистрацию в Швейцарии, которая стоит 30 тыс. евро, а также послать продукцию в Финляндию для прохождения испытаний, что потянет еще на 100 тыс. евро.


Получается неравная ситуация: украинская розница реализует мебель иностранных производителей без наличия сертификата, в то время как иностранные продавцы готовы брать продукцию только при наличии сертификата качества. Поэтому, по мнению специалистов, украинское правительство (опять правительство! Ау, где оно?) должно защищать своих производителей нетарифными методами: путем технического, санитарно-гигиенического или экологического регулирования. Например, ввести для мебели технический регламент на продукцию как отечественного, так и импортного производства (контроль наличия которого должен осуществлять Госпотребстандарт).


Палка о двух концах
С необходимостью введения обязательной сертификации согласны далеко не все мебельщики. Во-первых, большинство крупных розничных сетей по продаже мебели, занимающиеся сбытом импортной мебели, так или иначе принадлежат отечественным производителям. Они пытаются расширить свой ассортимент либо за счет дешевой азиатской, либо дорогой эксклюзивной европейской продукции. Поэтому в ограничении импорта мебели заинтересованы лишь производственные компании. Во-вторых, многие мебельщики не без оснований опасаются повышения стоимости продукции, которая и так в нынешнем году «прибавила в весе» 5-7%. Расходы на получение сертификата увеличат себестоимость мебели, поэтому техническое регулирование мебельного рынка, кроме пользы по защите внутреннего рынка может привести и к вполне вероятному отрицательному результату – снижению спроса, особенно в условиях нынешнего снижения покупательской способности населения.


Что касается внешних рынков, то получение украинского сертификата вряд ли поможет, поскольку Украина еще не смогла гармонизировать свои стандарты с европейскими. По этой причине для получения возможности свободно торговать в Европе все равно нужно сертифицировать продукцию в ЕС. Пока международному стандарту ISO 9001 в Украине соответствуют только порядка десяти производителей. Это связано с тем, что подготовка к переходу к новым рыночным условиям в минувшем году для многих предприятий заключалась в росте производственных мощностей и техническом переоснащении мебельных производств. Но чтобы получить максимальный эффект, нужно делать все в комплексе: вместе с модернизацией производства необходимо уделять внимание и усовершенствованию структуры управления предприятием. Поэтому для большинства производителей реально доступными внешними рынками остаются страны СНГ.

Залишити відповідь