«Авиакомпания – это не шоу-бизнес»

Юрий Мирошников, президент авиакомпании МАУ


В начале 1990-х украинская авиация представляла собой жалкое зрелище – пустые аэропорты, простаивающие самолеты, многие из которых так никогда больше и не поднялись в небо. Схожая картина была и в других постсоветских странах – выживать пытались осколки бывшего советского «Аэрофлота». Но в Украине жизнь в небо вернули не они, а авиакомпании, созданные с нуля. Первой из них стала «Международные авиалинии Украины».


В советские времена о человеке любили говорить, что он связал свою жизнь с такой-то отраслью. А о вас можно сказать, что вы связали жизнь с авиацией? Насколько принципиально то, что вы руководите именно авиакомпанией?
Да, обо мне можно сказать, что я связал свою жизнь с авиацией. И рад, что детская мечта многих мальчишек о небе у меня воплотилась в такую реальность. Ну а то, что я руковожу авиакомпанией, конечно, не принципиально. Так сложилось. Зато могу говорить, что связал жизнь не просто с авиацией, а с МАУ.


Как вообще встретились вы и МАУ?
Когда в 1992 г. я пришел на работу в только создававшуюся тогда Государственную администрацию гражданской авиации Украины, как раз шел процесс организации МАУ, которая стала первой на постсоветском пространстве авиакомпанией, построенной по западным образцам, оснащенной новейшими самолетами, с новыми стандартами обслуживания, качеством управления. Мы все тогда были полны энтузиазма, работали вместе, старались помочь и верили в успех МАУ. Как и многие мои коллеги, я участвовал в этом процессе, а через год получил предложение перейти в компанию.


Авиационный рынок вас Украины еще способен удивлять или вы ко всему уже привыкли?
Он радует темпами своего развития, хотя Украина по-прежнему мало заметна на мировом авиационном ландшафте. Не нужно забывать, что растем-то мы даже не с нуля, а с минуса. В момент распада Советского Союза происходили экономические процессы такой глубины, такого негатива, что до сих пор украинский авиационный рынок не достиг тех объемов, того количества перевозимых пассажиров, которые были в 1990 г. Конечно, нельзя сравнивать напрямую. Сейчас другие времена, другая политическая ситуация, другие цены на билеты и расходы авиакомпаний, совершенно иная степень свободы перемещения и доходы людей. Тогда 90% рейсов были внутрисоюзными, сейчас же все наоборот, только 10% рейсов внутриукраинские, и МАУ, конечно, в первую очередь международная авиакомпания, которая для этого и создавалась. Это и в названии отражено.


Удивляет с отрицательным знаком, то есть огорчает то, до какой степени не ценится у нас собственная авиационная отрасль. Как легко госорганы берутся поддерживать (назовем это так) иностранные авиакомпании, уступая им украинский авиационный рынок, недопонимая значение собственных ресурсов. Авиаперевозки во всем мире – малоприбыльный бизнес. Однако нужно учитывать, сколько создано рабочих мест непосредственно в авиакомпании и что в смежных отраслях мы обеспечиваем в три раза больше рабочих мест, чем имеем сами. Не стоит забывать, сколько платится налогов, сколько валютной выручки мы вливаем в экономику Украины. Иностранные авиакомпании ничего этого Украине не дают. Национальные авиакомпании подобные МАУ – это крупные экспортеры, причем не сырья, а самого ценного в нынешние времена – услуг. В рейтинге за 2007 г. МАУ занимает 29 место по объему экспорта среди всех украинских компаний и 1 – среди сервисных.


Для топ-менеджера вашего уровня работа – во многом инструмент самовыражения, самореализации…
Я все же не стал бы говорить о самовыражении – это не шоу-бизнес. Но о самореализации, получении удовлетворения от того, что твои способности востребованы, что ты что-то можешь и у тебя получается, – обязательно. Хотя, конечно, все и всем быть довольны не могут. Поэтому топ-менеджеру всегда приходится находить компромиссы.


Бизнес авиакомпании по-прежнему дает вам возможности для самореализации? Не задумывались о смене отрасли?
Конечно, дает, авиационный бизнес невероятно переменчив. Это и плохо, и хорошо. Одним словом – скучать тут некогда. Причем до такой степени, что некогда задуматься и о смене отрасли (улыбается).


Какой период в своей менеджерской биографии вы считаете лучшим?
Наверное, 2007 г. Это был самый лучший год в истории МАУ, когда мы добились рекордной прибыли, роста объема перевозок в 42%. Все это произошло не само собой, а стало результатом тех самых менеджерских решений, предпринятых еще в 2006 г., который был одним из худших и самых тяжелых для нас. Мы угадали тенденции, обстоятельства, экономические тренды – и получилось. Про 2008-й могу пока только сказать, что он выдался сложнее, чем прошлый год, но, похоже, будет не менее успешным в качественном выражении.


Параметры аэропорта Борисполь сдерживают ваше развитие?
Сдерживания пока почти нет, есть некий дискомфорт. Это все равно что ходить в тесной одежде. Но мы понимаем, учитывая рост рынка, что ограничения уже на пороге. Еще пару лет таких темпов развития рынка и МАУ (на фоне стагнации аэропорта, продолжающейся последние четыре года), и появится жесткий ограничивающий фактор.


Какое менеджерское решение вам далось труднее всего?
Труднее всего закрывать маршруты. В моей практике было три таких случая: мы закрывали Копенгаген, Дюссельдорф и Триполи. Маршрут, как ребенок: ты его планируешь, открываешь, надеешься на что-то. И вот когда этого не происходит и экономика требует закрывать, то так не хочется – всячески оттягиваешь решение, пробуя разные «спасительные» варианты…


Руководитель должен уметь держать удар. Что вам помогает это делать?
Здесь не буду оригинален – команда помогает. Когда вокруг есть совершенно разные люди, но сплоченные единой целью и ценностями, это очень сильно укрепляет руководителя. Например, я по натуре пессимист, но вокруг много оптимистов, и мы по крайней мере эмоционально хорошо дополняем друг друга.


Но вы не очень похожи на экстраверта, чуть что выплескивающего свои эмоции на окружающих.
Вы правы, внутренние переживания и терзания никто не отменял (улыбается). Но наличие команды очень помогает.


Если выбирать между вариантами сделать что-то самому или организовать работу по исполнению этого, от чего будет зависеть ваш выбор?
Конечно, это классическая ловушка для любого руководителя: «Я все умею делать лучше других, поэтому сделаю сам». Зная о ней, тем не менее неоднократно благополучно сам в нее попадал. Причем часто ты даже этого не замечаешь, просто – оп! – и уже все делаешь сам. Но управляемый выбор – сделать самому или поручить кому-то – зависит, наверное, от фактора времени. Иногда может вмешаться и такой фактор, как интересность задачи лично для меня, когда так хочется сделать все самому, что просто руки чешутся.


Один из топ-менеджеров говорил мне, что в ходе совещания он сначала выслушивает самых «слабых», чтобы мнения «сильных» надавили на них. Есть ли у вас свои принципы проведения совещаний?
Согласен с той практикой, о которой вы сказали. Но только я говорил бы не о «слабых», потому что в МАУ сильная команда, а о тех, кто занимает более низкие позиции в управленческой иерархии. Особенно если речь идет о дебатах, то сначала должны высказаться младшие по должности. Причем важно не дать им возможности «притаиться», а настоять на том, чтобы они говорили. В совещаниях при возникновении нестандартных ситуаций мы иногда применяем технологию мозгового штурма, когда все высказываются последовательно в том порядке, как они сидят за столом.


Вы себя не пробовали в роли владельца бизнеса? Владеете ли сейчас какими-либо корпоративными правами?
Не пробовал и ничем не владею. Но, на мой взгляд, есть такое понятие, как «моральное владение», когда ты, будучи наемным работником, поступаешь по логике владельца бизнеса. Я фактически 16 лет связан с МАУ, хорошо ощущаю этот эффект и знаю много людей, испытывающих схожие ощущения.
Мне даже кажется, что моральное владение эмоционально сильнее юридического права собственности, ведь акции можно купить или продать, а это чувство появляется с годами, его ни купить, ни продать нельзя.


Какие качества вам важны в людях, работающих рядом с вами?
Честность, надежность, пунктуальность, интеллект, профессионализм. Я назвал их не по степени важности, а как вспомнились. Весомость этих качеств для меня практически одинакова.


Наверняка такие люди – штучный товар. Чем МАУ их привлекает?
Могу сказать, чем уж точно не привлекает: высокой зарплатой. Наверное, культура организации, социальный климат, интересная работа, динамика… Хотя не всегда у нас была положительная динамика, бывали и застои. Наверное, сказывается и то, что в нашей работе еще осталась романтика. Бизнес и романтика – понятия несовместимые, однако для авиационного бизнеса возможны исключения (улыбается).


А каких качеств вы не хотели бы видеть в своих подчиненных и коллегах?
Лень, упрямство, дилетантство. С этими качествами очень тяжело бороться. А наличие людей с такими качествами замедляет общий темп команды.


Правило шести «П» – «Предварительная подготовка и планирование предотвращают провал проекта» – какие, по-вашему, допускает исключения?
Исключений нет почти никаких. Правило очень хорошее, разве что срочность и непредвиденность могут вмешаться.


В компании вы больше взрыватель спокойствия или его генератор?
Наверное, правильнее спрашивать об этом не у меня. По личным ощущениям, я больше генератор спокойствия, планомерности.


Что вам интересно вне офиса?
Природа, путешествия. Это позволяет отвлечься, отключиться от офиса. Причем я разделяю путешествия по работе, то есть командировки, которых, понятно, у меня очень много, от настоящих путешествий. Это совершенно разные ощущения.


Когда бывает уж совсем тяжело, что обычно возвращает вас к жизни?
Опять же природа – лес, море. Иногда помогают просто воспоминания о них. Стаканчик хорошего виски – марку указывать не будем, а то обвинят в рекламе алкоголя (улыбается), трубка, выкуренная в подходящей обстановке.


Вы водите автомобиль по любви или по необходимости?
По любви. Мне очень нравится быть за рулем. Это еще одна ситуация, которая позволяет переключить внимание. Но в служебных поездках за рулем профессиональный водитель. Потому что человека, с головой погруженного в данный момент в бизнес, пускать за руль нельзя из соображений безопасности дорожного движения. Да и время стояния в пробках можно использовать для работы.


После этого я просто обязан спросить: а за штурвал самолета вас не тянет?
Нет, не тянет – каждому свое. Пробовал однажды – на тренажере. А он, как известно, предназначен для того, чтобы моделировать экстремальные, нештатные ситуации. Побывав в подобной ситуации, пусть даже виртуальной, начинаешь понимать, насколько велика ответственность летчика, до какой степени это непростая работа. Людям ведь свойственно воспринимать профессию других по неким внешним признакам. Менеджер, например, – это хороший костюм, просторный кабинет, машина. А постоянные стрессы, ответственность, внутреннее напряжение – они ведь никому не видны. Так и пилот – красивая форма, красивый самолет: сел за штурвал, поднялся в небо, включил автопилот – и отдыхай, любуйся облаками. Но чего стоит подготовиться к этой работе, довести свой профессионализм до такого уровня, чтобы это все было действительно легко и красиво, и в нештатной ситуации реакция срабатывала мгновенно, инстинктивно и безошибочно! Железо ведь иногда ломается, погода меняется, настроение тоже разное бывает… Так что будем каждый заниматься своим делом.







Международный авиатор


Юрий Мирошников, президент авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ).
Родился в 1963 г.
В 1986 г. окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации, специальность – «авиационное оборудование»; в 1995 г. – Киевский международный университет инженеров гражданской авиации по специальности «представитель ГА Украины за рубежом»; в 1999 г. – Институт подготовки авиационных специалистов при IАТА (Международная организация авиаперевозчиков) по специальности «управление авиакомпаниями».
1986-1992 гг. – инженер Бориспольского объединенного авиаотряда. 1992-1993 гг. – сотрудник Государственной администрации гражданской авиации Украины. С 1993 г. работает в СЗАО «Международные авиалинии Украины». 1993-1994 гг. – помощник президента; 1994-1999 гг. – вице-президент по коммерции; 1999-2004 гг. – первый вице-президент; с 2004 г. – президент.
Авиакомпания МАУ является номером два на рынке Украины по количеству перевезенных пассажиров (после «Аеросвіта»). Ее флот состоит из 16 самолетов Boeing-737 различной конфигурации (включая один грузовой). Акционеры компании: Фонд государственного имущества (61,6%), Austrian Airlines (22,5%), компания Aer Cap (6%), ЕБРР (9,9%).
В 2007 г. прибыль МАУ составила $9,9 млн. при выручке $260 млн., что на 36,12% больше, чем в 2006 г. Пассажиропоток увеличился на 41,45% (в 2006-м – на 32%).







Расширение началось


24 октября в аэропорту Борисполь официально началось строительство четвертого терминала – D. Генподрядчиком является турецкая компания Dogus/Alarko/YDA. Строительство должно быть закончено через 26 месяцев.
Стоимость контракта составляет $377 млн. Финансирование будет осуществляться за счет кредита Японского банка международного сотрудничества ($167 млн.) и собственных средств аэропорта Борисполь ($210 млн.). Проект предусматривает строительство пассажирского терминала, перрона для воздушных судов, автодорог, автомобильной эстакады, стоянок для автотранспорта, производственно-технологических объектов.
Министр транспорта и связи Иосиф Винский рассчитывает, что весной 2009 г. начнутся также работы по строительству терминала Е, но у проекта пока нет инвестора. Если таковой будет найден, то авиакомпания «Аеросвіт» (ранее планировавшая строить этот терминал самостоятельно) передаст ему всю техническую документацию на строительство.

Залишити відповідь