Восхождение алмаза

До XVIII в. алмаз не претендовал на то, чтобы стать лучшим другом женщин.


Пантеон драгоценных камней, которые используются в ювелирном деле, на удивление невелик. Алмаз, рубин, изумруд, сапфир и примкнувший к ним жемчуг – спрос на них устойчив на протяжении веков. Разумеется, случалось, что мода возносила некоторые минералы на пик популярности, но эта слава была быстротечной и «выскочки» снова становились полузабытыми. Алмаз никогда не относился к их числу. Однако среди упомянутой пятерки он долгое время не расценивался как фаворит. В средние века рейтинг алмаза был ниже рубина и изумруда. В Персии в XIII в. выше него ставили жемчуг и даже хризолит.


Одно из главных достоинств алмаза – его необыкновенная твердость – в течение многих веков ограждала его от популярности. Вплоть до XV в. мало кто сомневался в том, что этот камень практически не поддается обработке. Отношения между алмазом и ювелиром в те времена были поистине целомудренными. Максимум, на что мог рассчитывать ювелир, – удаление смолоподобной корочки, характерной для индийских камней, и легкая шлифовка.


Когда индусы открыли метод обработки алмаза с помощью металлического круга и алмазной пыли, нанесенной на него посредством масла, они долгое время были удовлетворены тем, что им удавалось снять «рубашку» с сырого алмаза и кое-где замаскировать врожденные недостатки, добавляя мелкие беспорядочные грани. Luxury эпохи позднего средневековья на современный взгляд выглядело довольно неаккуратно. Судя по тем алмазам, которые знаменитый француз Тавернье (совершивший шесть путешествий в Индию в первой половине XVII в.) продал королю Людовику XIV, это были камни, напоминающие образцы модного ныне биодизайна.


Восхождение минерала произошло в XVII в., когда была изобретена, впоследствии ставшая классической, бриллиантовая огранка. Считается, что это случилось в Венеции, но более дотошные исследователи в этом сомневаются. Так или иначе, но знаменитые 57 (или 58) граней сделали камень настолько привлекательным, что многие владельцы крупных алмазов, ограненных в виде популярной на тот момент «розы», стали отдавать свои сокровища на переделку, несмотря на существенное уменьшение массы камня. Стоимость бриллианта при этом все равно вырастала.   


Какие достоинства выдвинул бриллиант на передний план? Блеск, сверкание и игра. Первое означало, что для луча света, падающего перпендикулярно поверхности бриллианта, коэффициент отражения равен 17%. Второе – в бриллианте, у которого соблюдены пропорции и углы, свет, входящий через грани верха, дважды полностью отражается от граней низа и выходит через верх камня. Третье – сильно выраженное свойство разложения белого света на составляющие его цвета радуги. Новая форма давала возможность камню максимальным образом проявить все свои исключительные оптические свойства. На этом главная работа ювелиров кончалась и вплоть до XX в. славой бриллианта занимались геологоразведчики и разного рода авантюристы. 


Уже в XX в. судьбой алмаза занялась знаменитая компания De Beers. В 1930 г., во время мирового кризиса, Эрнест Оппенгеймер проявил поразительное хладнокровие, когда предпочел оставить основную часть добытых алмазов на складах, не позволив цене на них окончательно обвалиться. В 1947-м De Beers вместе с агентством Air придумали знаменитый слоган «Бриллиант вечен», а в 1950 г. к работе над оформлением своих рекламных кампаний им удалось привлечь Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Так был «огранен» и имидж алмаза.

Залишити відповідь