Таковы результаты третьего ежегодного исследования "Барометр рисков Allianz", в ходе которого было опрошено более 400 экспертов по страхованию юридических лиц из 33 стран.
На перерыв в производстве и цепочке поставок приходится порядка 50 70% всех убытков по имущественному страхованию. В 2013 году их общий размер составил $26 млрд. Как и в прошлогоднем "Барометре рисков", они являются самой серьезной причиной для беспокойства у компаний по всему миру, в том числе в Австралии, Бразилии, Франции, Германии, Великобритании и США.
Хотя для крупных корпоративных клиентов самой серьезной угрозой остается перерыв в производстве, средний бизнес больше обеспокоен взрывами, пожарами, влиянием мер строгой экономии и доступностью кредитов.
Убытки по второму из самых серьезных рисков – стихийным бедствиям – в 2013 году были еще больше, чем от перерыва в производстве, составив около $38 млрд (источники: Swiss Re Sigma, AGCS).
В "Барометре рисков" киберриски сделали самый большой скачок, поднявшись с 15 го на 8 е место, в то время как репутационные риски переместились с 10 й строчки рейтинга на 6 ю.
В Европе, как показывает "Барометр", компании куда больше уверены в будущем еврозоны, чем год назад. В то же время ряд стран по-прежнему обеспокоен влиянием программ жесткой экономии. Например, для Испании и Португалии это сейчас риск номер один.
В машиностроении и строительстве наибольшее беспокойство вызывает влияние стихийных бедствий и перерывов в производстве. Это единственные сектора экономики, в которых доступность кредитов входит в пятерку наиболее значимых рисков.
В обрабатывающей промышленности из числа наиболее серьезных рисков с большим отрывом лидирует риск перерывов в производстве (его отметили 60% респондентов), при этом производители называют цепочки поставок особенно проблемным местом с учетом мирового спроса на сырье и конкуренции.
Изменения в законодательстве являются риском номер один для электроэнергетики и коммунального сектора. На втором идет перерыв в производстве или цепочке поставок, а на третьем – перебои в электроснабжении.
В судоходстве и судостроении (сюда также включены грузоперевозчики) на первой строчке стоят стихийные бедствия, на второй – кражи, мошенничество и коррупция. Воровство, в частности внутреннее мошенничество, также является значимой угрозой в транспортном секторе.
Между тем в авиации растет беспокойство относительно возможных последствий крупномасштабной кибератаки, особенно с учетом взаимосвязи систем бронирования билетов и клиентских данных. Киберпреступность также отмечена как растущий риск в секторе финансовых услуг. Несмотря на это, главное беспокойство в данном секторе вызывают изменения в законодательстве, что отражает рост активности регуляторов по всему миру после финансового кризиса.
В исследовании подчеркивается возрастающая сложность бизнес-рисков, в частности, тот факт, что сочетание новых технологических, экономических и регуляторных рисков потенциально создает системную угрозу для бизнеса. Allianz предлагает компаниям ответить на эти вызовы путем усиления внутреннего контроля в сочетании с целостным подходом к риск-менеджменту.
"Выявление влияния взаимосвязи между различными рисками является одним из приоритетов для риск-менеджеров. Современные планы обеспечения непрерывности деятельности должны предусматривать подготовку к расширенному кругу сценариев рисков, отражающих эффекты домино, которые порой не лежат на поверхности. Например, стихийное бедствие может привести, в частности, к перерыву в производстве, отказу IT-систем и отключению электроснабжения", – отмечает генеральный директор компании Allianz Global Corporate & Specialty SE Аксель Тайс, слова которого приводятся в сообщении.