Крупнейшая телекоммуникационная компания Японии NTT DoCoMo Inc. и шестой по величине оператор мобильной связи Индии Tata Teleservices готовят стратегический альянс, который даст японской корпорации мощную опору для роста на самом привлекательном мировом рынке связи, сообщает Nikkei.
Японская сторона заплатит 260 млрд. иен ($2,7 млрд.) за 26% Tata Teleservices и тем самым ускорит свое расширение за пределами зрелого национального рынка. Сделка с индийским оператором последовала за инвестициями в размере $350 млн. в третьего по величине телефонного оператора Бангладеш и рекордными $63 млрд. вложений японских корпораций в приобретения различных компаний за рубежом в этом году.
В то время как DoCoMo расширяется, Tata Group, которая владеет Tata Teleservices и бывшая совсем недавно лидером по экспансии на внешние рынки, пересматривает свои планы по расширению из-за финансового кризиса. После приобретения британской металлургической компании Corus в прошлом году за $13 млрд., а также после покупки в этом автомобильных марок Jaguar и Land Rover за $2,3 млрд., Tata Group приостановила экспансию.
Эксперты прочат японской корпорации успехи на внешних рынках благодаря наличию сетей третьего поколения, которые являются главным двигателем роста на развивающихся рынках. Индия считается вторым крупнейшим мировым рынком мобильной связи, уступая лишь Китаю. Общая клиентская база в этой стране насчитывает 315,3 млн. пользователей, что превышает население США и уже в 3 раза больше рынка Японии, насчитывающего 109 млн. пользователей. Как пишет Nikkei, DoCoMo получит около 20% акций Tata Teleservices через выпуск новых бумаг и купит еще 6% у акционеров компании.
Эксперты из Mitsubishi UFJ Securities отмечают, что DoCoMo стокнется с острой конкуренцией на новом рынке и ей придется вступить в борьбу с такими иностранными компаниями как Telenor, Etisalat ETEL.AD и Sistema, которые также готовятся войти на индийский рынок связи в ближайшее время.
DoCoMo потратила почти 1,9 трлн. иен в конце 1990-х и начале 2000-х годов на приобретение небольших пакетов акций многих телефонных операторов мира с целью продвижения своих технологий интернет-телефонии и своего 3G стандарта W-CDMA. Правда, позже выяснилось, что инвестиции были неудачными и ей пришлось продать доли в компаниях AT&T Wireless Services Inc, голландском операторе KPN Mobile N.V. и британском Hutchison 3G UK Holdings из-за больших убытков этих операторов.