Отвечая на вопрос «&», эксперты были достаточно осторожны в своих оценках. С одной стороны, для Украины в силу различных обстоятельств закрыты сильные капиталистические рынки. И поэтому, действительно, поворот Украины к слаборазвитым странам имеет свои мотивы. Но нельзя отрицать и того, что официальный Киев несколько раздражен политикой США по отношению к нашей стране, что вполне может стать основанием для демонстративного налаживания контактов с государствами арабского мира. Здесь Украина не одинока: в Европе также нарастает противостояние политике США в этом регионе. Но все же речь идет, скорее, о поиске новых рынков сбыта и понимании того, что именно в небогатых странах может возникнуть спрос на продукцию, экспортируемую Украиной.
Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:
– Украина, на мой взгляд, одна из наиболее послушных стран по отношению к нынешней доктрине Соединенных Штатов. Я не помню случая, когда она не выполнила пожеланий американской стороны, даже в ущерб своим политическим и экономическим интересам. Самый яркий пример – когда были заблокированы поставки техники в Македонию, что сорвало определенные договоренности, и, на мой взгляд, в целом было неадекватно ситуации, сложившейся в Македонии. Если взять, скажем, сотрудничество Украины с Суданом, значит, получена «индульгенция», какое-то разрешение на работу с этой страной. Тем более, что Судан настолько беден, что не может участвовать ни в каких геополитических раскладах. Поэтому, наверное, с ним и разрешено работать Украине. А в Ираке были интересные проекты и предложения для нашей страны, но все они заблокированы США. На мой взгляд, никаких не санкционированных Соединенными Штатами переговоров нет. Если переговоры идут, то только после консультаций и согласия американской стороны.
Александр Сушко, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:
– Я бы не стал рассматривать эту цепочку фактов как некую стратегическую линию Украины на дружбу с разного рода странами-изгоями. Скорее, речь идет о деятельности целого ряда лоббистских групп в Украине, которые заинтересованы в торговых связях с государствами, в различных контрактах, требующих политической поддержки. И поэтому происходит такая активизация. Хотя нельзя отрицать и того факта, что Киев «несколько раздражен» политикой США по отношению к Украине. И может быть, это выступает дополнительным фактором, подталкивающим некоторые «горячие головы» к тому, чтобы демонстративно налаживать отношения с государствами арабского мира. Вряд ли можно сказать, что их рынки имеют для Украины стратегическое значение. Хотя бы в силу того, что большинство из этих государств относятся к наибеднейшим. А возможности таких рынков потреблять украинскую продукцию крайне ограничены. Речь может идти только об очень узкой номенклатуре товаров и услуг. Судан, к примеру, вообще входит в десятку беднейших стран мира. Что же касается отношений с Ираком, то здесь еще более очевидно, что в Украине присутствует сильная группировка, которая делает ставку на расширение бизнеса с этим государством. Поэтому некоторые компании заинтересованы в расширении сотрудничества в рамках программы продовольствия в обмен на нефть. В целом я бы рассматривал просто тенденцию усиления роли стран третьего мира в структуре украинского экспорта.
Сергей Киселев, эксперт по экономическим вопросам Международного института сравнительного анализа:
– Дело в том, что основные базовые промышленные отрасли Украины, такие как металлургия, текстильная, химическая промышленность, в последнее время начали терять свои рынки сбыта продукции и в США, и в России. Соответственно возникла необходимость поиска новых рынков. И такими рынками могут быть страны арабского мира. То есть, на мой взгляд, в этом экономический смысл активизации наших контактов с арабским Востоком.
Валерий Чалый, директор международных программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова:
– Прежде всего необходимо развивать отношения с разными странами, особенно там, где есть возможность сбыта украинской продукции. Это одно из направлений деятельности МИДа. Насколько я понимаю, для роста экономики Украины такое сотрудничество не будет считаться в ближайшие годы прорывом на рынке. Безусловно, на Западе есть определенное отношение к Судану, Ирану, Ираку. Однако, что немаловажно, и у нас сегодня не все в порядке в отношениях с западными странами, в первую очередь с США.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований:
– Внешнеэкономическая политика Украины, на уровне интересов частных фирм и компаний, всегда была обусловлена проникновением на те рынки, где, во-первых, нет заградительных барьеров, во-вторых, украинская продукция более или менее конкурентоспособна. Поэтому нет смысла видеть в этом какую-то политическую демонстрацию, это было бы исключительной ошибкой. Точно так же на этих рынках присутствуют и Россия, и страны ЕС, которые в гораздо большей степени занимают либо благоприятную позицию в отношении развития контактов с правительствами этих стран, либо политически нейтрально ведут бизнес в целях получения контрактов. Кроме того, европейские страны и США занимают различную позицию по отношению к указанным государствам. Это объясняется тем, что США планируют довольно длительную военно-политическую кампанию в странах третьего мира, в частности в Азии. В то время как Европейский Союз, который зависит от арабской нефти, наоборот, проводит более гибкую политику. Но гибкость эта основана на том, что в европейских банках сохраняются, в основном, арабские деньги.
Виктор Небоженко, политолог:
– Думаю, что меньше всего это связано с собственно экономическими выгодами, которые дает такого рода деятельность. То есть реально для Украины закрыты сильные капиталистические рынки из-за низкого качества продукции, по политическим вопросам и т. п. Поэтому поворот Украины к слаборазвитым странам, пользовавшимся советской продукцией, прежде всего военной и промышленной, имеет свои мотивы. Но с другой стороны, нельзя не заметить, что это те страны, к которым холодно относятся США, определяющие сейчас «погоду» и тенденции в экономике и политике всего мира. Кроме того, это связано с попыткой в какой-то мере легализовать прошлые контакты Украины с указанными странами, ибо нас объединяет продажа оружия. Наконец, на мой взгляд, здесь присутствует желание вступить в некую оппозицию с Соединенными Штатами, зная, какой возможный прессинг нас ожидает в связи с разворачивающимся противостоянием оппозиции и власти.
Юрий Пахомов, директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
– Существуют два аспекта этой ситуации. С одной стороны, мы уже убедились, что наше активное взаимодействие с высокоразвитым евроатлантическим миром затруднено. По многим причинам, в том числе и по причине «двойных стандартов», западные страны требуют от Украины через свои международные организации полной открытости, а сами в свою очередь все больше закрываются. Об этом могут свидетельствовать, например, «металлургические», «банановые» войны и т. д. В то же время в последнее десятилетие Запад в инвестиционном и экспортно-импортном отношении все больше сосредотачивается на странах «золотого миллиарда». Такая переориентация на самих себя во всех направлениях очень существенна, и она нарастает. Так вот, наш удел – завоевывать благодаря своему индустриальному превосходству мир Азии, мир Ближнего Востока. Потому что вырваться в передовые страны за счет взаимодействия с высокоразвитым миром для Украины проблематично.
С другой стороны, что касается активизации контактов Киева с оппонентами США на арабском Востоке, то, на мой взгляд, здесь Украина идет в русле настроений Европы, России, арабского мира. Легко заметить, что США в силу своего чрезмерного экспансионизма все больше наталкиваются на сопротивление почти всех стран. Западная Европа так или иначе выражает свое недовольство – иногда в острой форме (как в случае с Ираком) – тем, что США слишком прямолинейно и бескомпромиссно «накладывают лапу» на страны, которые у них «на подозрении». Сейчас сложилась ситуация, что эти страны выводят свои деньги из Америки, происходит «бегство» капитала. А Украина на нынешнем фоне может заявить о себе, показав, что страны арабского Востока не должны быть странами-изгоями, что их нужно привлекать к сотрудничеству, «обезвреживать» путем компромиссов, экономического нажима, разумного контроля и т. д. И тот, кто первым найдет с ними цивилизованное взаимодействие, получит наибольшую выгоду, как политическую, так и экономическую.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– США фактически ведут по отношению к Украине очень жесткую политику экономических санкций и ограничений. И объективно Украина этого не заслуживает, поскольку она постоянно выполняла все требования США и в международном плане оказала очень большую поддержку по борьбе с терроризмом. Но та внешнеэкономическая политика, которая сегодня проводится США по отношению к Украине, безосновательна. В результате нам надо искать замену американским рынкам, в частности, по металлургии, текстилю, легкой и пищевой промышленности. Поэтому естественно, что наша власть сегодня интенсивно работает в направлении именно развивающихся стран, прежде всего стран арабского Востока, Северной Африки, Средиземноморья, Азии. Я считаю, это очень позитивная тенденция. Торговля ведь не подразумевает, что кто-то из перечисленных стран является «империей зла», это все относительно. Торговля подразумевает эквивалентный взаимовыгодный обмен. И если страны согласны на таких принципах осуществлять экономические отношения, то наше государство не должно отказываться от сотрудничества с ними.
Ростислав Павленко, директор международного института сравнительного анализа:
– Я не вижу в этом какого-то политического или тем более международно-политического подтекста. Здесь Украина не является тем игроком, который мог бы действовать вразрез с интересами США, преследуя какую-то внешнеполитическую цель. Даже если допустить вероятность подыгрывания интересам России, то все равно киевская политическая элита ничего бы не выиграла. Поэтому, скорее всего, можно говорить об экономических интересах, в первую очередь, металлургических и немного в меньшей степени машиностроительных предприятий. Здесь речь идет о поиске новых рынков сбыта и неком предвосхищении того, что именно в этих странах может возникнуть спрос как раз на ту продукцию, которая критична для Украины. Как известно, 40% украинского экспорта – металл и металлопродукция. Поэтому тут пытаются найти максимально возможные ниши и занять их. Если же говорить об этом в разрезе позиции США, то достаточно агрессивное поведение Америки по отношению к странам арабского мира тем не менее не мешает американским корпорациям работать на данном рынке и достаточно плотно на нем присутствовать. Здесь, скорее всего, преобладает геоэкономика, а не геополитика.