Пятая часть выделенного Кремлем антикризисного пакета потрачена еще до того, как начался собственно экономический кризис, пишет The Daily Telegraph.
Со времени августовской войны в Южной Осетии и обострения новой холодной войны с Западом, Россия теряла по $10 млрд в неделю за счет утечки капитала заграницу. На прошлой неделе скорость утечки возросла до $16 млрд. после объявленной Центробанком мини-девальвации. В стране, где еще свежи воспоминания о дефолте 1998 года, опасно трогать валютный коридор, комментирует газета.
Несмотря на выделенный государством $200 млрд. антикризисный пакет, в российских банках уже наблюдаются признаки паники, поскольку вкладчики спешат обменять свои рубли на доллары. В среду банк Глобэкс приостановил выдачу денег вкладчикам. За октябрь, потери вкладов на рублевых счетах составили в Собинбанке 24%, в Глобэксе 27%, в Райффайзенбанке 25%, в Юникредит 24%, и в Альфе 22%.
“Попытки правительства замедлить паническую миграцию в иностранные валюты не увенчались успехом”, говорит Марина Власенко из Коммерцбанка.
Российский Центробанк оказался в ловушке фиксированного обменного курса, продолжает газета, подобно тому, как в свое время Греция и Испания в Европейском Валютном Союзе. Теперь Россия вынуждена либо сжигать валютные резервы, чтобы удержать рубль на плаву, либо оказаться лицом к лицу с опасностью войти в бесконечную спираль девальвации. Конечно, есть и третий путь: в понедельник Владимир Путин высказал завуалированную угрозу ввести контроль за экспортом капитала. Денежные потоки заграницу будут внимательно отслеживаться, сказал он, а “корпоративный эгоизм и любого рода коррупция или злоупотребления” – пресекаться.
В планы государственных расходов на 2009-2011 г.г. заложена цена на уральскую сырую нефть в $95 за баррель, а реальная цена сейчас упала уже до $49,35. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что нехватки будут покрываться за счет государственного Резервного Фонда, который составляет 8,2% от ВВП.
Однако, по мнению газеты, эта стратегия не переживет предстоящего в будущем году глобального спада. Кремль живет за счет налогов с энергетических компаний и не имеет никаких других существенных доходов. Внутренний рынок бондов тоже невелик.
Соответственно, нефтяным компаниям уже приказано возобновить экспортные поставки. Они предпочитали продавать нефть на внутреннем рынке по цене около $10 за баррель, поскольку при нынешних ценах на сырую нефть и при государственном экспортном тарифе в $40, это выгоднее, чем экспорт.
Скоро, предсказывает Daily Telegraph, российскому правительству предстоит выбор: либо разорить свою нефтяную промышленность, либо сокращать государственные расходы, тем самым вызвав беспорядки на улицах. Его аппарат принуждения уже мобилизуется, а министр внутренних дел Рашид Нургалиев недавно заявил: “в регионах будут созданы антикризисные группы, чтобы предотвращать дестабилизацию на раннем этапе”.
Значит ли это, что Россия движется к банкротству? Едва ли, считает аналитик ING Чарльз Робертсон (Charles Robertson). Перед дефолтом 1998 года, совокупный внешний долг России превышал резервы в 10 раз, а сейчас они примерно равны. Хотя олигархи и государственные компании сейчас имеют валютных обязательств на $500 млрд., объем краткосрочных обязательств, которые предстоит оплачивать в ближайшие 12 месяцев, сравнительно невелик – гораздо меньше тех, которые вызывали в последние годы кризисы в Азии и Латинской Америке. А уровень предложения денег в банковской системе крайне низок.
“Сейчас Россия является одной из самых безопасных стран в мире”, говорит он. “Нам не известен ни один случай в истории, чтобы произошло резкое падение валюты со столь низким коэффициетом ликвидности”.
Цена на нефть не продержится на низком уровне достаточно долго, чтобы уничтожить систему, как произошло в 1980-е годы с Советским Союзом, предсказывает газета. На прошлой неделе Международное Энергетическое Агентство (International Energy Agency) предупредило, что мировые запасы нефти истощаются с пугающей скоростью. Чтобы удовлетворить спрос, к 2030 года потребуется четыре Саудовских Аравии. По мнению Daily Telegraph, неизбежный рост цен на энергоносители снова выкупит Россию из кризиса, хотя и не до такой степени, чтобы вернуть ей статус сверхдержавы.
“Действительно ли Россия энергетически сильна?”, спрашивает Алан Райли (Alan Riley) из City University. “Гигантские газовые месторождения истощаются. России придется разрабатывать месторождения Дальнего Севера, которые находятся за 560 км. за Полярным Кругом, залегают на глубине 360 м., и добыча обходится очень дорого. И это при оборудовании советского типа, в которое не было сделано необходимых инвестиций”.