Этот перенос записи о налоговом залоге из одного реестра в другой и порождает проблемы с оформлением сделок с отчуждением недвижимого имущества.
Для иллюстрации расскажу о «хождениях по мукам» моего товарища, пытавшегося продать свою квартиру в декабре 2013 г.
При оформлении сделки у нотариуса выяснилось, что на квартиру распространяется налоговый залог, зарегистрированный налоговым органом в Государственном реестре обременений движимого имущества еще в июле 2010 г.
Мой товарищ вспомнил, что, будучи предпринимателем, он в свое время недоплатил единый налог, из-за чего у него возник налоговый долг, который, однако, был погашен в августе того же года.
Но, несмотря на то что сведения о прекращении обременения подлежат регистрации в течение пяти дней (ст. 41 Закона Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений»), запись о налоговом залоге не была изъята налоговым органом из Государственного реестра.
Узнав о залоге, наш герой обращается в налоговый орган с просьбой снять его. В течение одного дня с момента обращения запись о залоге было изъята из Государственного реестра обременений движимого имущества.
Все бы хорошо, но при оформлении сделки купли-продажи квартиры выяснилось, что земельный участок моего товарища также находится в налоговом залоге. Оказалось, что регистрация налогового залога была осуществлена регистратором в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество при регистрации прав собственности на земельный участок в ноябре 2013 г. путем переноса записи о залоге из Государственного реестра обременений движимого имущества. Эти действия предусмотрены Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным Постановлением КМУ от 22.06.2011 г. №703.
Мой товарищ снова обращается в налоговый орган с просьбой исключить запись о налоговом залоге из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. Но налоговый орган отказался это делать, сославшись на то, что он не регистрировал залог в этом реестре. Товарищ два раза письменно обращался в налоговый орган с просьбой устранить причину ущемления своих прав, однако каждый раз получал отказ.
Поняв, что решить вопрос с налоговым органом не удается, он направил письмо в Министерство доходов и сборов с просьбой разобраться с данной ситуацией. Необходимо отметить, что ответ был получен очень быстро, но вместо устранения ошибки, возникшей по вине налогового органа, моему товарищу было предложено взять в налоговом органе справку о том, что у него отсутствует налоговый долг, и передать ее государственному регистратору.
Напомним, что исключение записи о налоговом залоге из государственного реестра производится на основании заявления, подаваемого государственному регистратору обременителем, то есть налоговым органом.
Итак, налоговый орган должен подать соответствующее заявление, однако он этого не делает. «Хождение по мукам» продолжается.
Для того чтобы не оказаться в аналогичной ситуации, налогоплательщику необходимо после погашения налогового долга направить в налоговый орган письмо, в котором изложить просьбу подтвердить изъятие записи о налоговом залоге из государственных реестров, в которых была осуществлена его регистрация. Только после получения ответа на это письмо можно спать спокойно.
Попробуем разобраться в причинах, породивших подобную проблему.
Известно, что имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи (п. 89.3 ст. 89 Налогового кодекса). Этот акт должен подписать плательщик налога. Необходимо отметить, что мой товарищ не видел такого акта.
На основании данного акта уполномоченное лицо налогового органа заполняет раздел «Опись имущества» заявления о регистрации обременения движимого имущества («Инструкция о порядке ведения Государственного реестра обременений движимого имущества и заполнения заявлений», утвержденная приказом Минюста от 29.07.2004 г. №73/5). При незначительных суммах налогового долга в заявлении обычно указывается «Все активы налогоплательщика».
Такая формулировка описи имущества распространяет налоговый залог на все движимое и недвижимое имущество плательщика налогов.
До 24.09.2013 г. налоговый залог на движимое и недвижимое имущество регистрировался в Государственном реестре обременений движимого имущества. После этой даты налоговый залог движимого и недвижимого имущества регистрируется в разных реестрах (см. письмо Миндоходов и сборов от 22.10.2013 г. №21742/7/99-99-11-02-01-17). Однако в этом письме налоговым инспекциям на местах не было дано разъяснений, как выходить из данной ситуации.
Теперь о проблеме, неизбежно возникающей у тех плательщиков налога, у которых до 24.09.2013 г. налоговый залог был зарегистрирован в Государственном реестре обременений движимого имущества и распространяется на все активы налогоплательщика. В этом случае при регистрации права собственности на любое недвижимое имущество, будь то квартира, дом или земельный участок, данное недвижимое имущество обременяется налоговым залогом. Это происходит по той причине, что государственный регистратор при регистрации права собственности на квартиру, дом, земельный участок и другое недвижимое имущество переносит запись о налоговом залоге из Государственного реестра обременений движимого имущества в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.
Так как налоговый орган регистрировал налоговый залог только в Государственном реестре обременений движимого имущества, после погашения налогового долга он подает заявление о прекращении налогового залога только в этом реестре. Таким образом, при изъятии записи о налоговом залоге из Государственного реестра обременений движимого имущества запись о нем остается в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.
Поскольку работа по регистрации сделок с недвижимостью в стране продолжается и в настоящее время, Государственной налоговой службе следует безотлагательно дать своим подчиненным разъяснения по вопросу изъятия записи о налоговом залоге из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество в ситуациях, схожих с описанной. А налогоплательщикам (для собственного спокойствия) документально убеждаться в исключении записей о залогах.