В связи с массовым падением памятников Ленину площади украинских городов освобождаются не только физически, но и идеологически. Ясно, что свободное место долго не пустует. Что придет на смену? Какими должны быть современные публичные пространства? Какую роль тут может играть паблик-арт? Об этом мы говорили с руководителем фестиваля современной скульптуры Kyiv Sculpture Рroject (KSP) Владимиром Кадыгробом. Стоит добавить, что интервью состоялось до трагических событий на Майдане. Все, что можно прочесть ниже, конечно, требует более спокойного времени для обдумывания. Но это время неизбежно наступит, и тогда несколько разумных идей окажутся не лишними.
Одним из сильных мотивов к этому разговору для меня стал снос памятника Ленину в центре Киева (уже после того, как интервью состоялось, в Украине начался массовый «ленинопад». – Прим. ред.). Поскольку искусство в публичном пространстве – одна из тем, на которых вы специализируетесь, вы не могли не высказаться на этот счет. Одно из ваших предложений – оставить на этом месте пустой постамент.
Мне кажется, пустой постамент – достаточно сильный образ. Но это лишь один из вариантов. Что должно появиться на месте Ленина? Над этим вопросом должны поработать художники, кураторы, профессиональные институции.
В начале года, еще до обострения ситуации на Майдане, замглавы КГГА Руслан Крамаренко предлагал установить вместо Ленина памятник меценатам Терещенко и Бродскому.
Ничего не имею против личностей, много сделавших для Киева. Но я не уверен, что именно это место (особенное для столицы) предназначено для подобного объекта. Ведь здесь стоял памятник Ленину, с которым у нашей страны связан очень непростой, драматический опыт…
…а в годы Второй мировой на этом месте нацисты виселицу устанавливали…
Поэтому нужно учитывать исторический контекст, такое понятие, как «общая память». Городская скульптура не только соответствует своему окружению в архитектурном смысле, она должна быть вписана в контекст, а также учитывать функции публичного пространства. У нас же зачастую создаются мертворожденные объекты. Например, памятник Пилипу Орлику на Липской – очередной образец китча. Сейчас порожки вокруг постамента облюбовали для катания скейтеры. Ради них он создавался? Нет, конечно. Он создавался просто потому, что надо поставить памятник, что есть госзаказ и Союз художников, который его выполняет. В такой схеме нет места для людей, которым потом с этим жить.
Мне кажется, существует большая вероятность того, что и с постаментом Ленина может случиться нечто подобное.
Самое главное здесь – не спешить. Думаю, если на постамент попытаются поставить что-то в духе «лишь бы поставить», это вызовет волну протеста. Таков мой прогноз. Понимаете, если мы просто заменим Ленина на кого-то другого, то это будет наивной попыткой перечеркнуть часть истории, вытереть ее, сказать, что этого просто не было. Говоря языком психоаналитики, вытеснить ее в подсознание.
Вы, я так понимаю, вообще к слову «памятник» относитесь очень критически.
Реагирую на него с дрожью в голосе (улыбается). К сожалению, подавляющее большинство соотечественников не понимают, что на улицах города может быть установлено что-нибудь еще, кроме памятников. Старые памятники хотят менять на новые, и это какой-то замкнутый круг. И мы как организаторы первого в Украине фестиваля современной скульптуры, продвигающего европейский подход к публичному искусству, все делаем для того, чтобы эту ситуацию изменить.
Формирование спроса на качественное Международный скульптурный фестиваль Kyiv Sculpture Рroject впервые был проведен в 2012 г. в киевском Ботаническом саду имени Н. Гришко. По словам организаторов, одна из главных задач мероприятия – формирование спроса у местного сообщества (чиновников, меценатов, жителей города) на качественную современную скульптуру и публичное пространство. В этом KSP помогает Йоркширский скульптурный парк – всемирно известный центр современного искусства, который для «Специального проекта» первого фестиваля предоставил пять работ всемирно известных скульпторов, таких как Ева Ротшильд, Магдалена Абаканович, Найджел Холл, Суй Цзяньго и Жаума Пленса. «Основной проект» KSP 2012 составили конкурсные работы 15 молодых художников и скульпторов из шести стран: Австралии, Великобритании, Нидерландов, Польши, России и Украины. Главный приз – €6 тыс. – разделили Жанна Кадырова (Украина) и Карин Ван дер Молен (Нидерланды). По данным организаторов, за один месяц (с 2 июня по 2 июля), в течение которого длился фестиваль, его посетили около 600 тыс. зрителей. В этом году планируется проведение второго фестиваля, который также пройдет в Ботаническом саду. |
Вы предпочитаете говорить о скульптуре.
Да. Памятник – одна из форм публичного искусства. А советский памятник – это в принципе отдельная история, основной его функцией была пропаганда тоталитарной идеологии. Зритель должен был просто подчиниться, чувствовать себя маленьким и ничтожным перед системой. В современном публичном искусстве все иначе – человек на первом месте. И важно не то, что сказал автор, а то, как ты это трактуешь.
То есть современная скульптура провоцирует на диалог?
Совершенно верно. В современном публичном искусстве есть чувство свободы. Люди по-разному могут его считывать, и оно выполняет множество функций.
Выходит, это не просто способ вынести в скульптурной форме оценочное суждение: «Вот это хороший человек, надо о нем помнить».
Европейский опыт показывает, что современное публичное искусство может выполнять целый ряд полезных для города и местного сообщества функций. Это градообразующая функция, повышение туристической привлекательности, формирование идентичности места. В конце концов способ сделать жизнь горожан более комфортной. Паблик-арт – очень мощный инструмент развития территории.
Хорошо. Но чтобы воспользоваться этим инструментом, нужны умелые руки. Вы цитируете у себя в Facebook польского скульптора Мирослава Балку: «Адаптация скульптуры к городской среде должна осуществляться специалистами, иначе очень легко перегрузить пространство». Как, по-вашему, в Украине сейчас есть люди, из которых можно сформировать компетентную группу профессионалов, способных не «перегрузить городское пространство» своими решениями?
Есть. Но запрос на «современный город» только начал формироваться. В Киеве он уже достаточно мощный. Мы это ощутили по откликам на первый Kyiv Sculpture Рroject. И если нам решат доверить работу с публичным пространством, мы будем готовы взять на себя такую ответственность. Для этого у нас достаточно сил, опыта, а главное – желания.
Не кажется ли вам, что имеет смысл говорить об эстетической революции, которая должна совершиться в публичном искусстве Украины?
Это вопрос не эстетической революции, а мышления, и еще он политический, потому что любой жест в городе, в общественном пространстве, означает, что городская власть декларирует свою позицию, а люди на нее соглашаются. В чем заключается эта позиция? Мы идем вперед и нацелены на модернизацию или смотрим назад и все, что должны предлагать горожанам, – это памятники? Мы общество будущего или прошлого, где в качестве официального стиля утвердился дикий китч с принципом: чтобы было «дорого и богато». У этого феномена появилось свое определение – «быккоко».
Наверное, нужно, чтобы в КГГА был такой персонаж, как Сергей Капков (глава департамента культуры Москвы в прошлом году инициировал создание Совета по развитию общественных пространств. – Прим. ред.), который имел бы полномочия и желание для того, чтобы собрать профессионалов поработать.
Конечно, все упирается в людей: их видение, понимание, умение организовать. В Европе муниципальные власти активно привлекают специалистов и профильные организации для реализация различных программ: будь то работа с публичным пространством, создание бренда города и его продвижение или проведение мероприятий. Зачем нам «благоустройство ради благоустройства»? Нужно, чтобы люди чувствовали себя в городе комфортно. Для этого необходимо создавать приятную атмосферу: дружелюбную, творческую, современную. Все это влияет и на такой абстрактный вопрос, как инвестиционный климат города, и на стоимость квартир в вашем районе. Киеву необходим системный подход к развитию публичного пространства. Мы надеемся на качественные перемены уже в ближайшем будущем.
Памятник как физиологическая потребность Владимир Кадыгроб в Facebook об идее замглавы КГГА Руслана Крамаренко установить на пустующем постаменте памятника Ленину в центре Киева памятник Терещенко и Бродскому: – Это какая-то физиологическая потребность – воссоздавать памятники и заполнять пустые места в городе, превращая любые напоминания о травматическом опыте в барочные аттракционы из мрамора, бронзы и позолоты. Я предлагаю вам, уважаемые сотрудники КГГА и потенциальные меценаты, оставить постамент в покое: это лучшее, что можно сделать. Пустое место от Ленина – лучший образ, который можно придумать для европейской страны. А деньги отдайте в фонд «Таблеточки» детям. Я уже не говорю о приоритетах. |