В фокусе

Сделки


Скупка банков началась
Два украинских коммерческих банка, входящие в ТОП-10 по размеру активов, почти одновременно поменяют своих собственников. К идее о продаже «Проминвестбанка» и «Надра Банка» подошли по разным причинам. Единственное, что их объединяет, так это финансовые трудности и беспокойство за их судьбу регулятора – Национального банка Украины, а также беспрецедентно низкая стоимость проданных пакетов из-за наличия существенных финансовых обязательств.


Собственниками контрольного пакета акций «Проминвестбанка» (68%) стали подконтрольные братьям Клюевым структуры. На данный момент покупатели финучреждения заняты поиском необходимых для его стабилизации средств (более 4 млрд. грн.), поскольку своих ресурсов у них недостаточно. По мнению Богдана Кочубея, главы аналитического отдела Galt & Taggart Securities, успешная докапитализация «Проминвестбанка» будет позитивным сигналом для всей банковской системы. Впрочем, участники рынка небезосновательно уверены, что братья Клюевы осуществляют покупку «Проминвестбанка» в пользу третьих лиц. В то же время, по мнению Петра Порошенко, главы совета Нацбанка, национализация как один из вариантов стабилизации банка в том случае, если новые собственники не смогут укрепить его финансовое состояние, все еще возможна. Продажа другого крупнейшего финучреждения – «Надра Банка» – стала для рынка более неожиданной, хотя и закономерной, учитывая значительный объем обязательств банка. Покупателем контрольного пакета стала Group DF, управляющая компания Дмитрия Фирташа.


Финансовые проблемы банков создают в текущей ситуации благодатную почву для их скупки заинтересованными лицами. Так, Николай Лагун, глава наблюдательного совета «Дельта Банка», заявил о создании при поддержке Ощадбанка консорциума, планирующего инвестировать в проблемные банки. «Если у банка есть бизнес-модель, интересная сеть, а разрыв ликвидности адекватно понимаемый, то мы готовы предоставить ему технологические ресурсы плюс долговой транш», – сообщил он.


Изобретения


На грани возможного
Журнал Time опубликовал рейтинг 50 лучших изобретений 2008 г. Если в прошлом году его возглавил iPhone, то в этом бесспорное лидерство досталось тесту на ДНК, предлагаемому американской компанией 23andMe (ее соучредителем является Анна Воджиски, супруга «гуглера» Сергея Брина). За $399 по образцу слюны клиенту предлагается определить более 90 особенностей его генетической наследственности, начиная от предрасположенности к облысению и заканчивая вероятностью потери зрения.


На втором месте рейтинга – спортивный электромобиль Tesla Roadster, изготовленный компанией Tesla Motor и поступивший в продажу весной нынешнего года. Этот суперкар способен проехать на одной зарядке литий-ионной батареи до 400 км, разогнаться до 210 км/ч, причем отметки в 100 км/ч достичь за 4 сек. Его цена составляет $100 тыс.


Третье место исследователи отводят лунному орбитальному зонду NASA Lunar Reconnaissance Orbiter, старт которого намечен на февраль 2009 г. Как ожидается, аппарат станет искусственным спутником Луны и минимум год будет изучать ее физические и топографические характеристики.


Стоит отметить, что львиную долю рейтинга занимают новинки, связанные с высокими технологиями (например, адронный коллайдер, или ускоритель частиц, самый быстрый суперкомпьютер Roadrunner, мобильный социальный робот, плавучий дата-центр от Google и т. п.) и защитой окружающей среды (нефть из водорослей, тонкопленочная солнечная панель, впитывающий смог цемент, электромобили, солнцезащитный экран для растений, хранилище семян всех растений Земли наподобие Ноева ковчега). Есть ряд изобретений в сфере медицины (камера для слепых, бионическая рука-протез) и биохимии (синтетический организм), математики (самое большое число Мерсеннас – более чем 10 млн. знаков).


Цифры
На 25% ниже, чем в прошлом году, будет в конце 2008 г. сумма инвестиционных сделок на украинском рынке коммерческой недвижимости.
На 1 п. п. прогнозирует Нацбанк Украины снижение роста ВВП. Если за январь-сентябрь показатель роста был на уровне 6,9%, то к концу года он не превысит 6%.
На 50,1%, по данным Госкомстата, увеличился экспорт в январе-сентябре текущего года (по сравнению с прошлогодними показателями за аналогичный период). Импорт – на 60,2%.
Почти в $200 млн. сократились золотовалютные запасы Беларуси за январь-октябрь нынешнего года.
25%, а не 16% может составить реальная инфляция в Украине в конце 2008 г. Такое видение ситуации в нашей стране предоставила компания IBI Investment House.
EUR3,5 млн. на модернизацию социальных выплат выделил ЕС Украине.
В 3,5 раза превышает энергоемкость жилищно-коммунальных хозяйств Украины уровень, принятый в странах ЕС. К внедрению европейских стандартов энергопотребления страну может подтолкнуть кризисная ситуация.
$106 млрд. готова выделить Япония МВФ при необходимости привлечения ним дополнительных средств для помощи развивающимся странам.


Активизация


В Европе появились бесплатные деньги
Европа движется к эре бесплатных денег. Снижение центральными банками учетных ставок, происходящее с неимоверной скоростью, привело к тому, что их величина, впервые с 1980-х, оказалась ниже уровня базовой инфляции, сообщает агентство Bloomberg. Причем экономисты уверены: это вовсе не предел. Недавние снижения размера ставок, проведенные банком Англии и Европейским центральным банком, призваны вернуть жизнь европейским экономикам, которые стоят под угрозой рецессии, а также хоть как-то активизировать рынки капитала. Вслед за ними понизили свои ставки и банки Чехии, Швейцарии и Дании. Центробанки надеются, что негативные по отношению к инфляции процентные ставки будут стимулировать население не снижать уровень своих расходов. В частности, экономисты ожидают, что такие шаги национальных банков заставят людей больше тратить денег, нежели их экономить. Ряд аналитиков считают, что молниеносное снижение ставок имеет целью не повторять ошибок Японии, которая после обвала рынков ушла в кризис на целую декаду именно из-за неповоротливости своего Центробанка. Впрочем, пессимисты уверены: что бы ни делали европейские нацбанки, рецессии не миновать. Вопрос лишь в сроках и ее глубине.


Снижение интереса


Не бытовой сезон продаж
Крупная бытовая техника в текущем году пользуется меньшим спросом, чем в прошлом. По данным GfK Ukraine, в сентябре 2008 г. украинцами было приобретено около 257 тыс. единиц этой техники, что на 13% меньше, чем за аналогичный период 2007 г. В денежном измерении сокращение рынка выглядит не так масштабно – потеряно лишь 2%.


В целом за девять месяцев 2008 г. было продано около 2,2 млн. единиц техники, что стоило покупателям 3,9 млрд. грн. Эти показатели выше, чем за аналогичный период 2007 г.: в физическом измерении на 5%, а в стоимостном – на 18%.


Сентябрьское сокращение продаж коснулось практически всех товарных групп. Но все же наибольшему влиянию подверглись холодильники – их было приобретено в штучном выражении на 22% меньше, и на 8% – в денежном (по сравнению с сентябрем минувшего года). Практически та же участь постигла и микроволновые печи – продажи сократились на 15 и 12% соответственно.


Тенденции


Молодость продолжается
По данным исследования Age of Youth, подготовленного Viacom Brand Solutions International, к понятию «молодежи» сейчас стоит добавить и категорию людей в возрасте от 25 до 34 лет. По мнению аналитиков, дело не в биологическом возрасте аудитории, а в том, насколько она увлекается и приемлет молодежную культуру. В связи с этим совет, который аналитики компании хотели бы дать маркетологам, таков: создавать бренды, ориентированные на взрослых, с оглядкой на «молодежность» их взглядов на жизнь. То, что сегодня этот тренд мало кем замечен, говорят результаты исследователей. Так, к примеру, 23% респондентов исследуемого возраста отметили, что финансовые компании ориентированы на людей старше их.


«&»: Какие возможности внести «молодежность» в бренды украинские маркетологи мало используют?


Андрей Федоров, директор United Communications Group:
– На развитых рынках социальная система устроена так, что молодежь примерно лет до 30 в своей массе шатается по миру и думает, чем бы заняться в жизни. У них «искания». И если в 30-35 они торжественно устраиваются на первую серьезную работу, то жизненные и потребительские ценности отстают. У нас иначе. Чем меньше доход, тем более выражена тенденция раннего взросления или даже старения. Часто в 25 у «девушки» из спального района в маленьком городке уже двое детей, куча хлопот и лишнего веса. То же с парнями. Поэтому если говорить о расширении молодежных границ в Украине, то только для категорий с высоким доходом, и то ситуационно. Для них ценности молодежных брендов могут стать заменителями молодости, которую они провели в сероковролиновых офисах под красивыми квадратными лампами.


Структура спроса


Пятидесятипроцентный перевал
Совместная доля ноутбуков и нетбуков в сентябре нынешнего года впервые превысила 50% от общего объема продаж компьютеров. По данным GfK Ukraine, еще в прошлом году доля мобильных систем составляла 27,4% в общем объеме продаж, тогда как настольным ПК принадлежало 72,6%. В этом году суммарные данные за девять месяцев слагаются в другое соотношение: 41,1% занимают мобильные системы, а настольные – 58,9%. Что касается сентябрьских продаж 2008 г., то картина выглядит и вовсе по-другому: 51,2% мобильных систем к 48,8% настольных (в количественном выражении). Рассматривая денежную сторону вопроса, аналитики отмечают, что доля мобильных систем перешагнула отметку 50% еще в июле текущего года. При этом с января по сентябрь выросла и средняя цена за ноутбук – до $983. За аналогичный период 2007 г. эта сумма была на уровне $957.


Влияние


Пессимистов и оптимистов в бизнесе поровну
Практически 50/50 разделилась аудитория компаний, работающих в Украине, в ожиданиях доходности от своего бизнеса в 2009 г. Одна половина предрекает как значительное, так и небольшое ее снижение, а вторая настроена более оптимистично – рассчитывает на рост доходов на том же уровне, что и в текущем году. Исследуя влияние экономического кризиса на украинские компании, «Эрнст энд Янг» охватила достаточно широкую выборку респондентов. В исследовании приняли участие 143 компании, в числе которых украинские и зарубежные, работающие в нашей стране. 43% участников являются представителями крупного бизнеса, 16% – среднего и 41% – малого. Размышляя о будущем годе, 70% респондентов считают, что сфера недвижимости и строительства пострадает от кризиса более всех. 66% опрошенных склонны к пессимизму относительно металлургии и угольной отрасли, а 64% – предрекают наибольшие сложности финансовому сектору.


Среди мер, которые компании-участники исследования применяют, чтобы минимизировать негативное влияние сложившейся ситуации на свой бизнес, первое место занимает снижение затрат (76% респондентов). Отделаться налаживанием управления финансовыми показателями и ликвидностью намерены 54% компаний, а провести сокращение персонала – 28%. На такие меры, как реорганизация предприятия, решаются только 27% участников исследования.


Что касается октябрьских результатов компаний, то 56% из опрошенных отметили вначале месяца вполне стандартный объем продаж, тогда как остальные 44% – снижение показателей.


Стимулирование


Следуя моде
Правительство КНР одобрило пакет мер по стимулированию экономики общим объемом $586 млрд. До 2010 г. эти деньги пойдут на финансирование программ по восстановлению пострадавших от стихийных бедствий регионов, строительству жилья для малообеспеченных граждан, развитию транспортных сетей, внедрению экологически чистых и инновационных технологий. Уже в нынешнем году правительство Китая потратит на инфраструктурные проекты $14,6 млрд., еще $58 млрд. поступит из бюджетов провинций и крупнейших госкомпаний.


Кроме того, оно обещает снизить налоговое бремя для предприятий (общая экономия составит около $17,5 млрд.) и облегчить процесс выдачи кредитов коммерческими банками.


«Комбинация предлагаемых мер разумна, а выбор приоритетных экономических секторов правильный и многообещающий», – отмечают экономисты Оксфордского университета.


Главная цель правительственной помощи – поддержать внутренний спрос и остановить замедление китайской экономики. Так, в III квартале темпы роста ВВП на фоне аналогичного периода 2007 г. снизились до 9% (в первом полугодии оказались на уровне 10,4%).


Таким образом, Пекин последовал призывам впавших в рецессию западных держав увеличивать госрасходы и снижать налоги для смягчения глобального кризиса. О масштабности финансового плана КНР свидетельствует и то, что его объем составляет примерно 80% всех государственных расходов за 2007 г. и 13% национального ВВП. Для сравнения: во время азиатского финансового кризиса 1998 г. объем дополнительных инвестиций правительства в инфраструктуру составил 1,2% ВВП.

Залишити відповідь