Реорганизация
Своевременная перестройка
Wal-Mart Stores, крупнейшая розничная сеть в мире, на фоне экономического кризиса переживает рост прибылей, исчисляющихся двузначным числом. За последний квартал выручка ритейлера выросла на 5%, тогда как у конкурирующей Target упала на 0,4%, а у Kmart – на 5,6%. Только в октябре продажи американских магазинов сети, открытых более года назад, возросли на 2,4%, в то время как сама Wal-Mart прогнозировала 1-2%.
Еще год назад о такой динамике можно было только мечтать. В попытке выдержать рыночную конкуренцию сеть непрерывно обновляла свой продуктовый ассортимент (чем сбивала с толку постоянных клиентов) и слишком активно расширялась. Но компании вовремя удалось перестроиться: теперь ее фишками стало снижение цен и «упрощение» своего имиджа для привлечения массового покупателя. «Можно поклясться, что единственная причина популярности Wal-Mart – сокращение потребительских расходов, – отмечают аналитики Jefferies & Co. – Но в действительности компания проделала громадную работу, чтобы заставить покупателей делать выбор в ее пользу». Так, Wal-Mart решила еженедельно снижать цены на тысячи наименований продуктов. Предрождественский дисконт начался еще в октябре, когда было предложено 10 популярных игрушек по $10 каждая.
Сутью нынешней стратегии компании является то, что директор по мерчандайзингу Джон Флеминг называет «победи, сыграй или покажи». Предложения типа «победи» позволяют сети обойти конкурентов за счет горячих ценовых или товарных предложений. (К примеру, плоскоэкранные телевизоры: за этот год Wal-Mart сумела удвоить свою долю на рынке их продаж в США до 16%.) «Сыграй» относится к товарным сегментам вроде одежды, где компания вряд ли сможет доминировать. «Покажи» – к различному хозяйственному оборудованию и домашней утвари, что необходимо для конкуренции со строительными сетями вроде Home Depot. «В нашем магазине обязательно должны быть молотки и рулетки. Но не обязательно, чтобы их было 28 видов», – поясняет г-н Флеминг.
Одновременно Wal-Mart решила изменить внешний вид и отделку своих магазинов, сделав их более уютными. А чтобы избежать каннибализации уже действующих магазинов новыми, было решено снизить темпы экспансии. К примеру, в США в 2009 финансовом году будет открыто всего 142 торговые точки, хотя в нынешнем году таковых появилось 218.
Финансовые падения
Игроки с Уолл-стрит подставили Sun
Sun Microsystems, американский производитель серверов и программного обеспечения с открытым кодом, разочаровал аналитиков. По итогам I квартала 2009 финансового года, завершившегося 28 сентября, чистый убыток технологической корпорации составил $1,68 млрд. на фоне $89 млн. прибыли за аналогичный период минувшего года. Часть затрат связана со списаниями некоторых ранее приобретенных активов, расходами на реструктуризацию (в том числе на увольнения), а также падением выручки. За отчетный период она сократилась на 7% – до $2,99 млрд. В частности, продажи продуктов снизились на 11%, сервисов – на 1%. Как пишут аналитики The New York Times, новые серверы, системы хранения данных, процессоры и ПО с открытым кодом пока не распространяются так быстро, как рассчитывали в компании.
Тем не менее, комментируя спад финансовых показателей, руководство компании кивает в сторону общего экономического спада. «Как и наши клиенты, мы испытываем замедление темпов роста вследствие ужесточающейся деловой среды, – отметил СЕО Sun Джонатан Шварц. – Рынок теперь являет собою совершенно иную реальность». Финансовые телекоммуникационные игроки, на которых традиционно приходилось около 40% выручки Sun, теперь активно сокращают все виды издержек. По словам г-на Шварца, за последние пару кварталов эти клиенты сократили заказы на 20% в Северной Америке и на 13% по всему миру. (По прогнозам Gartner, рост IТ-расходов на 2009 г. составит 2,3% вместо прежних 5,8%.) Sun наблюдает спад продаж в США, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе. Нарастить выручку (+12%) удалось лишь на развивающихся рынках, куда входят Центральная и Восточная Европа, Индия, Китай, страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Правда, на этот регион приходится всего 15% совокупной выручки компании.
По мнению экспертов, для увеличения прибыли Sun придется еще больше урезать операционные расходы, а возможно, передать часть бизнеса партнеру (например, Fujitsu, которая как раз стремится закрепиться на рынке серверов) или продаться частному инвестору. В конце октября стало известно, что американский инвестфонд Southeastern Asset Management консолидировал 21,2% акций производителя.
Кризис-менеджмент
Не прижилась
DHL, «дочка» немецкого почтового концерна Deutsche Post, занимающаяся экспресс-доставкой, прекращает работу в США. В рамках реорганизации рабочие места потеряют около 9,5 тыс. сотрудников. И это при том, что в мае компания уже объявила о намерении частично свернуть свои операции на американском рынке и сократить 5,4 тыс. человек. В подразделении DHL U.S. Express останется работать лишь 3-4 тыс. служащих, которые продолжат заниматься международными пересылками.
Бизнес DHL в США трудно назвать успешным. Компания вышла на этот рынок в 2003 г., однако так и не сумела подняться выше третьего места и обогнать местных лидеров курьерской почты FedEx и UPS. Усугубил ситуацию разразившийся кредитный кризис: в III квартале совокупные объемы экспресс-доставки «большой тройки» в США упали впервые со времен рецессии 2001 г. В 2008 г. финансовые потери DHL U.S. Express ожидаются на уровне $1,5 млрд. В качестве причины тому называется не только падение продаж, но и затраты на реорганизацию региональных проектов, которые достигнут $3,9 млрд. и большей частью будут проведены по бухгалтерскому учету уже в нынешнем году.
«Это был чрезвычайно сложный год как для американского курьерского бизнеса, так и для всей почтовой отрасли, – отметил официальный представитель DHL Джонатан Бейкер. – Чтобы защитить наши интересы, предстоит еще многое сделать. В частности, мы намерены сфокусироваться на том, что делаем лучше других, – на международных пересылках».
Финансовые взлеты
Discovery показала завидную прибыль
Discovery Communications, одна из ведущих медиакомпаний мира, в III квартале 2008 г. увеличила чистую прибыль в 18 раз – с $7 до 124 млн. Выручка составила $845 млн., хотя отраслевые аналитики рассчитывали на $828 млн. Прибыльной компания останется и по итогам всего года: топ-менеджмент рассчитывает заработать $3,44-3,48 млрд.
Причин столь вдохновляющей динамики несколько. Во-первых, международная экспансия, ставшая объектом повышенного внимания со стороны СЕО Дэвида Заслава, вступившего в должность в январе 2007 г. Так, доход от операций в США за III квартал вырос на 6,4%, тогда как на зарубежных рынках – на 16%. Все больше кабельных операторов добавляют в свои пакеты такие каналы, как Discovery Channel, Animal Planet, Discovery Science и Discovery HD (всего вещание компании охватывает более 170 стран с общим числом пользователей 1,5 млрд. человек). Во-вторых, Discovery представляет собой специализированную компанию, а такие страдают от кризиса меньше других. Это связано с тем, что в условиях кризиса рекламодатели пытаются оптимизировать свои затраты, транслируя информацию на более четкую и понятную аудиторию, которую предлагают именно нишевые проекты.
Кроме того, в пользу Discovery свидетельствует наличие местных рекламных блоков, позволяющих привлечь дополнительных клиентов.
По прогнозам экспертов, в будущем году компания вряд ли покажет высокий рост, однако сохранит положительную динамику.
Власть и бизнес
AIG спасают всеми силами
American International Group (AIG), крупнейшая в мире страховая компания, получит дополнительную государственную помощь. В середине сентября правительство США получило 79,9% акций страховщика, предоставив ему за это кредит на $85 млрд. Затем сумма была увеличена до $122,5 млрд. и вот теперь – до $152,5 млрд. при одновременном снижении ставки.
Пересмотренное решение предусматривает приобретение ФРС США привилегированных акций на сумму $40 млрд., а также выкуп за $52,5 млрд. ипотечных ценных бумаг, принадлежащих или застрахованных AIG. Кроме того, государство получает гарантии на покупку обыкновенных акций в размере, не превышающем 2% от объема всех выпущенных и находящихся в обращении бумаг. В результате сделки доля правительства в капитале не изменится. AIG также обязалась распродать непрофильные активы, оставив в качестве основных операций наиболее сильные направления в сфере страхования имущества и страхования от происшествий. Все доходы пойдут на скорейшую выплату долгов. Как отмечают аналитики, условия поддержки позволяют правительству получить наибольшую часть прибыли в случае роста стоимости проблемных активов страховщика.
Тем временем AIG продолжает оставаться убыточной. По итогам III квартала, опубликованным 10 ноября, убыток составил $24,47 млрд., ходя годом ранее прибыль составила $3,09 млрд. По словам гендиректора AIG Эдварда Лидди, квартальные результаты отражают «значительные затраты в связи с реструктуризацией компании». «От этой компании паутиной расходятся угрозы для самых разных областей финансовых услуг, поэтому американское правительство не может себе позволить ее коллапс, – отмечают эксперты Seven Investment Management. – У властей нет иного выбора, кроме как тащить AIG наверх, иначе своим разорением она утопит всех».