Биржевые неприятности

Многолетние попытки ведущих бирж организовать торговлю стальными фьючерсами были провальными. Год назад Дубайская биржа все же запустила этот инструмент. Во что вылился эксперимент?


Торговля фьючерсами зародилась в XIX в. Во время промышленной революции Великобритания ощутила дефицит цветных металлов, и стала их импортировать. Но, покупая медь в Чили и олово в Малайзии, торговцы не могли спрогнозировать, какими будут цены на продукцию в день доставки в порт. Однако в 1869 г., когда для судоходства открыли Суэцкий канал, пароходы пришли на смену парусникам, а между континентами протянулись линии телеграфа и сроки поставок стали вполне предсказуемыми. Этим и воспользовались торговцы, продавая металл «на будущее» и таким образом защищая себя от падения цен за время перевозок.


Фьючерсы – это контракты, предусматривающие обязанность одной из сторон продать другой стороне продукцию по заранее оговоренной цене в определенную дату в будущем.
К этой дате покупатель может снять с себя обязательства, перепродав контракт, что происходит достаточно часто. В современном мире до 90% сделок имеют спекулятивный характер, а основными игроками на рынке фьючерсов выступают разного рода финансовые учреждения.


Такое дело, как показывает столетний опыт крупнейшего в мире центра торговли цветными металлами – Лондонской биржи металлов (LME), прибыльное. В 2007 г. оборот LME составил $9,5 млрд.


Финансисты хотят навешивать ценники
Товарные биржи давно желали приобщиться к разделу прибылей на рынке стали, объем которого в 2007 г. составил не менее $600 млрд. и имел стабильный, как тогда казалось, тренд к дальнейшему приросту на 5-7% в год. Но к участию в ценообразовании метпроизводители допускать никого не хотели. «Сегодня цены устанавливаются в ходе переговоров между покупателем и продавцом, при этом цена контрактов держится в тайне, – говорит Александр Сирик, вице-президент по странам СНГ Research & Consulting Group AG. – Такая схема полностью устраивала метпроизводителей, поскольку позволяла контролировать ситуацию на рынке и гибко реагировать на изменение конъюнктуры. А индикатором цен, которым могли пользоваться металлопотребители и трейдеры, были опубликованные в прессе прайс-листы, доклады аналитиков и неформальное общение друг с другом, что не гарантировало полной достоверности информации об уровне ценовых котировок».


В последние годы котировки металлопродукции стали еще более неустойчивыми. Это создало неудобства для торговцев и потребителей металла. Предлагая им хеджирование рисков и четкие ценовые ориентиры, профессиональные инвесторы попытались вовлечь их в биржевые торги.


До конца 2007 г. попытки внедрения торговли фьючерсами оканчивались ничем. Дело в том, что использовать для стали традиционную схему торгов цветными металлами невозможно. Биржевой рынок требует высоколиквидного однородного продукта, по которому и определяется базовая цена и цены на товары с добавленной стоимостью. Сталь и металлопрокат для этого не подходят: контракты на их поставку не являются взаимозаменяемыми, а продуктовый ассортимент весьма широк. Невозможно перепродать контракты на поставку продукции, выпущенной на производственных мощностях различных производителей, по разным стандартам и из отличающихся марок стали. Даже попытки внедрения торгов по относительно стандартным товарам (например, квадратная заготовка и горячекатаные рулоны) долгое время были провальными.


В большей степени неудачи были обусловлены отсутствием интереса к стальным фьючерсам со стороны крупных меткомпаний. Один из противников идеи стальных фьючерсов, президент Arcelor Mittal Лакшми Миттал, в 2007 г. заявил, что фьючерсы не гарантируют возможности прогнозирования цен. «Существует мнение, что это полезная торговая площадка для установки большей стабильности ценообразования в отрасли, но я так не считаю, – сказал он. – Более действенным с точки зрения поддержания цен и устойчивости поставок является продолжение процессов консолидации в отрасли». С тех пор его слова цитируют представители большинства металлургических компаний.


Основания для сомнений у них и вправду имеются. «На всех товарных биржах мира активную роль играют не реальные продавцы и покупатели, а финансисты, манипулирующие ценами почти без привязки к реальным факторам спроса и предложения. Взлет, а затем резкое падение цен на никель в 2005 г., достижение нефтью абсолютного рекорда без каких-либо серьезных причин в середине 2008 г., резкие колебания цен на медь и олово в 2007 г. показывают, что метпроизводителям следует осторожно подходить к биржевым контрактам на стальную продукцию», – полагает Александр Сирик.


Лондонский ориентир
29 октября 2007 г. торговля стальными фьючерсами все же стартовала. Дубайская золото-товарная биржа (DGCX) предложила для электронной торговли фьючерсы на арматуру, произведенную турецкими, саудовскими компаниями, а также производителями из ОАЭ и Катара. Директор DGCX по стали и цветным металлам Джон Шорт заявил тогда, что «фьючерсы были запущены в оборот и неплохо приняты». При этом добавив, что ОАЭ ежегодно импортируют 3,5-4 млн. т арматуры и потребителям будет выгодно приобретать хотя бы часть этого товара через биржу, минуя посредников.


Вслед за DGCX о планах по реализации стальных фьючерсов заявили несколько более крупных бирж: Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа (фьючерсы для горячекатаной рулонной стали, используемой в автопроме и при производстве бытовой техники), Шанхайская биржа (фьючерсы для катанки и прутка) и Лондонская биржа металлов (фьючерсы для заготовки для производства арматуры).


Правда, реализовать планы в нынешнем, кризисном для металлургии году, смогла только последняя из перечисленных площадок. В феврале LME приступила к торговле фьючерсными контрактами на стальную заготовку, начав с двух регионов – средиземноморского и дальневосточного. Биржа запустила их одновременно, чтобы лучше реагировать на разницу региональных конъюнктур. Они стали базовыми для разработки других фьючерсов, по которым участники рынка смогут контрактовать готовый прокат, полуфабрикаты и другие виды металлопродукции, добавив к основе премию. Проводить одновременную работу на двух различных рынках LME позволяет ее огромная складская система (400 объектов в разных точках земного шара). Она построена таким образом, что продавцу цветных металлов в Европе не надо заботиться о доставке продукции покупателю на Дальний Восток. Европеец просто привозит груз к ближайшему складу, а покупатель забирает товар из хранилища уже в своей стране.


В первый день электронных торгов (25 февраля 2008 г.) объем сделок составил всего $1 млн., но уже до августа на LME было продано 2432 лота на сумму $164 млн.


Статистику биржевым торгам подпортил мировой финансовый кризис. Цены на заготовку резко снизились – с $1,2 тыс. /т на июль до $400/т на сентябрь 2008 г.


Примечательно, что с февраля и до октября стоимость заготовки на бирже была на $200-300 за тонну ниже реальных цен FOB. Но под воздействием кризиса рыночные цены впервые пришли в соответствие с котировками на Лондонской бирже. По состоянию на 30 октября котировки на LME и по спотовым сделкам составляли $285 /т, а по трехмесячному контракту – $305 /т.


В целом фьючерсные контракты получили поддержку со стороны физических трейдеров, производителей металла средних объемов и банков. Сторонники фьючерсов считают, что в долгосрочной перспективе сталелитейные компании тоже выиграют от широкого распространения срочных контрактов – за счет предсказуемости цен. Однако крупные метпроизводители не изменили своего мнения относительно биржевых торгов.


Для LME стальные фьючерсы остаются стратегической целью. Ее руководство заявило, что с помощью нового продукта до 2011 г. биржа рассчитывает удвоить свой торговый оборот. Пока что, как отмечает Александр Сирик, складские запасы заготовки на Лондонской бирже колеблются на уровне 8-16 тыс. т, что совсем немного для такой крупной торговой площадки, особенно по сравнению с объемом мировых продаж заготовки, который превышает 30 млн. т. Однако временные сложности лондонских бизнесменов не смущают: например, производители алюминия не принимали в расчет биржевые показатели более десяти лет. Все это время на LME торговались алюминиевые фьючерсы. Зато сейчас биржевые цены стали показателем для мирового рынка.


Похоже, что на это потребуется не десятилетие, а меньший срок – до пяти лет. «Уже сейчас аналитики, металлоторговцы и покупатели металла используют котировки по стальным фьючерсам LME в работе. На них ссылаются в переговорах о поставках стали вне бирж. Это реальный аргумент при выяснении цены, – рассказывает Александр Сирик. – Так удобно и понятно, потому что всем желающим предоставляется цена последней сделки. Но высокий уровень спекулятивного капитала настораживает. Ведь производитель, долгое время работающий на рынке, не заинтересован в обвале цен. Он просчитывает стратегию поставок на длительный срок вперед, а вот финансист ради сиюминутной выгоды запросто может обрушить рынок сбыта».

Залишити відповідь