Site icon Companion UA

Биржевые неприятности

Многолетние попытки ведущих бирж организовать торговлю стальными фьючерсами были провальными. Год назад Дубайская биржа все же запустила этот инструмент. Во что вылился эксперимент?


Торговля фьючерсами зародилась в XIX в. Во время промышленной революции Великобритания ощутила дефицит цветных металлов, и стала их импортировать. Но, покупая медь в Чили и олово в Малайзии, торговцы не могли спрогнозировать, какими будут цены на продукцию в день доставки в порт. Однако в 1869 г., когда для судоходства открыли Суэцкий канал, пароходы пришли на смену парусникам, а между континентами протянулись линии телеграфа и сроки поставок стали вполне предсказуемыми. Этим и воспользовались торговцы, продавая металл «на будущее» и таким образом защищая себя от падения цен за время перевозок.


Фьючерсы – это контракты, предусматривающие обязанность одной из сторон продать другой стороне продукцию по заранее оговоренной цене в определенную дату в будущем.
К этой дате покупатель может снять с себя обязательства, перепродав контракт, что происходит достаточно часто. В современном мире до 90% сделок имеют спекулятивный характер, а основными игроками на рынке фьючерсов выступают разного рода финансовые учреждения.


Такое дело, как показывает столетний опыт крупнейшего в мире центра торговли цветными металлами – Лондонской биржи металлов (LME), прибыльное. В 2007 г. оборот LME составил $9,5 млрд.


Финансисты хотят навешивать ценники
Товарные биржи давно желали приобщиться к разделу прибылей на рынке стали, объем которого в 2007 г. составил не менее $600 млрд. и имел стабильный, как тогда казалось, тренд к дальнейшему приросту на 5-7% в год. Но к участию в ценообразовании метпроизводители допускать никого не хотели. «Сегодня цены устанавливаются в ходе переговоров между покупателем и продавцом, при этом цена контрактов держится в тайне, – говорит Александр Сирик, вице-президент по странам СНГ Research & Consulting Group AG. – Такая схема полностью устраивала метпроизводителей, поскольку позволяла контролировать ситуацию на рынке и гибко реагировать на изменение конъюнктуры. А индикатором цен, которым могли пользоваться металлопотребители и трейдеры, были опубликованные в прессе прайс-листы, доклады аналитиков и неформальное общение друг с другом, что не гарантировало полной достоверности информации об уровне ценовых котировок».


В последние годы котировки металлопродукции стали еще более неустойчивыми. Это создало неудобства для торговцев и потребителей металла. Предлагая им хеджирование рисков и четкие ценовые ориентиры, профессиональные инвесторы попытались вовлечь их в биржевые торги.


До конца 2007 г. попытки внедрения торговли фьючерсами оканчивались ничем. Дело в том, что использовать для стали традиционную схему торгов цветными металлами невозможно. Биржевой рынок требует высоколиквидного однородного продукта, по которому и определяется базовая цена и цены на товары с добавленной стоимостью. Сталь и металлопрокат для этого не подходят: контракты на их поставку не являются взаимозаменяемыми, а продуктовый ассортимент весьма широк. Невозможно перепродать контракты на поставку продукции, выпущенной на производственных мощностях различных производителей, по разным стандартам и из отличающихся марок стали. Даже попытки внедрения торгов по относительно стандартным товарам (например, квадратная заготовка и горячекатаные рулоны) долгое время были провальными.


В большей степени неудачи были обусловлены отсутствием интереса к стальным фьючерсам со стороны крупных меткомпаний. Один из противников идеи стальных фьючерсов, президент Arcelor Mittal Лакшми Миттал, в 2007 г. заявил, что фьючерсы не гарантируют возможности прогнозирования цен. «Существует мнение, что это полезная торговая площадка для установки большей стабильности ценообразования в отрасли, но я так не считаю, – сказал он. – Более действенным с точки зрения поддержания цен и устойчивости поставок является продолжение процессов консолидации в отрасли». С тех пор его слова цитируют представители большинства металлургических компаний.


Основания для сомнений у них и вправду имеются. «На всех товарных биржах мира активную роль играют не реальные продавцы и покупатели, а финансисты, манипулирующие ценами почти без привязки к реальным факторам спроса и предложения. Взлет, а затем резкое падение цен на никель в 2005 г., достижение нефтью абсолютного рекорда без каких-либо серьезных причин в середине 2008 г., резкие колебания цен на медь и олово в 2007 г. показывают, что метпроизводителям следует осторожно подходить к биржевым контрактам на стальную продукцию», – полагает Александр Сирик.


Лондонский ориентир
29 октября 2007 г. торговля стальными фьючерсами все же стартовала. Дубайская золото-товарная биржа (DGCX) предложила для электронной торговли фьючерсы на арматуру, произведенную турецкими, саудовскими компаниями, а также производителями из ОАЭ и Катара. Директор DGCX по стали и цветным металлам Джон Шорт заявил тогда, что «фьючерсы были запущены в оборот и неплохо приняты». При этом добавив, что ОАЭ ежегодно импортируют 3,5-4 млн. т арматуры и потребителям будет выгодно приобретать хотя бы часть этого товара через биржу, минуя посредников.


Вслед за DGCX о планах по реализации стальных фьючерсов заявили несколько более крупных бирж: Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа (фьючерсы для горячекатаной рулонной стали, используемой в автопроме и при производстве бытовой техники), Шанхайская биржа (фьючерсы для катанки и прутка) и Лондонская биржа металлов (фьючерсы для заготовки для производства арматуры).


Правда, реализовать планы в нынешнем, кризисном для металлургии году, смогла только последняя из перечисленных площадок. В феврале LME приступила к торговле фьючерсными контрактами на стальную заготовку, начав с двух регионов – средиземноморского и дальневосточного. Биржа запустила их одновременно, чтобы лучше реагировать на разницу региональных конъюнктур. Они стали базовыми для разработки других фьючерсов, по которым участники рынка смогут контрактовать готовый прокат, полуфабрикаты и другие виды металлопродукции, добавив к основе премию. Проводить одновременную работу на двух различных рынках LME позволяет ее огромная складская система (400 объектов в разных точках земного шара). Она построена таким образом, что продавцу цветных металлов в Европе не надо заботиться о доставке продукции покупателю на Дальний Восток. Европеец просто привозит груз к ближайшему складу, а покупатель забирает товар из хранилища уже в своей стране.


В первый день электронных торгов (25 февраля 2008 г.) объем сделок составил всего $1 млн., но уже до августа на LME было продано 2432 лота на сумму $164 млн.


Статистику биржевым торгам подпортил мировой финансовый кризис. Цены на заготовку резко снизились – с $1,2 тыс. /т на июль до $400/т на сентябрь 2008 г.


Примечательно, что с февраля и до октября стоимость заготовки на бирже была на $200-300 за тонну ниже реальных цен FOB. Но под воздействием кризиса рыночные цены впервые пришли в соответствие с котировками на Лондонской бирже. По состоянию на 30 октября котировки на LME и по спотовым сделкам составляли $285 /т, а по трехмесячному контракту – $305 /т.


В целом фьючерсные контракты получили поддержку со стороны физических трейдеров, производителей металла средних объемов и банков. Сторонники фьючерсов считают, что в долгосрочной перспективе сталелитейные компании тоже выиграют от широкого распространения срочных контрактов – за счет предсказуемости цен. Однако крупные метпроизводители не изменили своего мнения относительно биржевых торгов.


Для LME стальные фьючерсы остаются стратегической целью. Ее руководство заявило, что с помощью нового продукта до 2011 г. биржа рассчитывает удвоить свой торговый оборот. Пока что, как отмечает Александр Сирик, складские запасы заготовки на Лондонской бирже колеблются на уровне 8-16 тыс. т, что совсем немного для такой крупной торговой площадки, особенно по сравнению с объемом мировых продаж заготовки, который превышает 30 млн. т. Однако временные сложности лондонских бизнесменов не смущают: например, производители алюминия не принимали в расчет биржевые показатели более десяти лет. Все это время на LME торговались алюминиевые фьючерсы. Зато сейчас биржевые цены стали показателем для мирового рынка.


Похоже, что на это потребуется не десятилетие, а меньший срок – до пяти лет. «Уже сейчас аналитики, металлоторговцы и покупатели металла используют котировки по стальным фьючерсам LME в работе. На них ссылаются в переговорах о поставках стали вне бирж. Это реальный аргумент при выяснении цены, – рассказывает Александр Сирик. – Так удобно и понятно, потому что всем желающим предоставляется цена последней сделки. Но высокий уровень спекулятивного капитала настораживает. Ведь производитель, долгое время работающий на рынке, не заинтересован в обвале цен. Он просчитывает стратегию поставок на длительный срок вперед, а вот финансист ради сиюминутной выгоды запросто может обрушить рынок сбыта».

Exit mobile version